Дело №а-12050/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 августа 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А. М., Широковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Белоусовой Н.С. на решение апелляционное определение Ленинградского областного суда от 05 марта 2020 года по административному исковому заявлению Белоусовой Н.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании отказа в регистрации сведений в свидетельстве о праве на наследство.
по первой инстанции решение вынесено Сосновоборским городским судом Ленинградской области от 31 октября 2019 года по делу № 2а-774/2019,
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области – Анискиной Р.Р., возражавшей против доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белоусова Н.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением в котором указала, что она получила свидетельство о праве на наследство по завещанию 03.02.2009г., в котором указано имущество: дом (лит А) кирпичный, площадью 42,8 кв.м, с перечнем построек: пристройка (лит А1) кирпичная, площадью 12 кв.м., балкон (лит а) деревянный, площадью 9,4 кв.м., сарай (лит. Г) кирпичный, площадью 19,6 кв.м., сарай (лит Г1) кирпичный площадью 13,5 кв.м., навес (лит Г2) на деревянных столбах без обшивки площадью 6,9 кв.м., сарай (лит Г4) дощатый, площадью 10,7 кв.м., туалет (лит ГЗ) дощатый, площадью 0,9 кв.м., ограждение (лит 1) решетчатое. В свидетельстве о праве на наследство указано, что дом с вышеперечисленными надворными постройками подлежит регистрации в Управлении федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В свидетельстве о государственной регистрации права от 20.02.2009г., имеется только запись о жилом доме (2-х этажный, общая площадь 46 кв.м., инв.№, лит А, А1. Кроме того, свидетельство о государственной регистрации права от 20.02.2009г. содержит и ошибочную запись с указанием двух литеров (А, А1) применительно к жилому дому, тогда как в свидетельстве о праве на наследство по завещанию от 03.02.2009г. значится пристройка (лит А1), кирпичная, площадью 12. кв.м. Для внесения дополнительных сведений в государственную регистрацию права на объекты недвижимости Белоусова Н.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о внесении сведений в полном объеме, которые указаны в свидетельстве о праве на наследство по завещанию. Полагает, что административный ответчик незаконно отказал в удовлетворении заявления. В связи с чем, просила - признать незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области от 20.05.2019г. № в регистрации сведений, содержащихся в свидетельстве о праве Белоусовой Н.С. на наследство по завещанию от 03.02.2009г.;
- обязать Управление Росреестра по Ленинградской области зарегистрировать сведения, согласно их перечню, содержащиеся в свидетельстве о праве Белоусовой Н.С. на наследство по завещанию от 03.02.2009г., выданного нотариусом Сосновоборского нотариального округа Ленинградской области Смуденковым Ю.Н.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по Ленинградской области от 20.05.2019г. № в регистрации сведений, содержащихся в свидетельстве о праве Белоусовой Н.С. на наследство по завещанию от 03.02.2009г. Обязал Управление Росреестра по Ленинградской области зарегистрировать сведения, согласно их перечню, содержащиеся в свидетельстве о праве Белоусовой Н.С. на наследство по завещанию от 03.02.2009г., выданного нотариусом Сосновоборского нотариального округа Ленинградской области Смуденковым Ю.Н.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 05 марта 2020 года решение суда первой инстанции отмененно. По делу принято новое решение которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
На апелляционное определение Белоусова Н.С. подала кассационную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене связи с нарушением судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В ч. 1 ст. 18 Закона о регистрации императивно закреплено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно правового регулирования:
- в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
- в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте (ч. 2 ст. 18 Закона о регистрации).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством почтового отправления направляются в подразделение органа регистрации прав согласно перечню подразделений органа регистрации прав, который опубликован на официальном сайте (ч. 3 ст. 18 Закона о регистрации).
На основании ч. 12 ст. 18 Закона о регистрации в случае представления заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов посредством почтового отправления:
- подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя;
- сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена;
- доверенность, подтверждающая полномочия лица, совершившего сделку, должна быть нотариально удостоверена, если подлежащая государственной регистрации сделка с объектом недвижимого имущества или сделка, на основании которой подлежит государственной регистрации право либо ограничение права и обременение объекта недвижимости, совершена представителем, действующим на основании доверенности;
- к заявлению прилагаются копия документа, удостоверяющего личность физического лица (правообладателя, стороны или сторон сделки, а также представителя данных лиц, если заявителем является представитель), и копия документа, удостоверяющего личность физического лица - представителя юридического лица (если правообладателем, стороной или сторонами сделки являются юридические лица).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные Законом о регистрации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу ч.1 ст. 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
- прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
- возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных ст. 25 Закона о регистрации;
- проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для г постановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) установленных Законом о регистрации сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав;
- выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Закона о регистрации, полномочия по осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав наделены государственные регистраторы прав.
Как следует из содержания заявления Белоусовой Н.С., она 26 апреля 2019 года обратилась в Управление Росрестра по Санкт- Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просила внести полностью сведения об объекте недвижимости в рамках перечня точных сведений о доме с постройками, которые указаны в свидетельстве о праве на наследственное имущество по завещанию от 03.02.2009 г. (л.д. 13-15).
При этом, в 2009 году регистрирующим органом была произведена регистрация права собственности на объекты недвижимости на основании завещании. Действия регистрирующего органа административным истцом оспорены не были.
С заявлением об исправлении реестровой ошибки административный истец не обращался.
Поскольку, в установленном Законом о регистрации порядке Белоусовой Н.С. не было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на принадлежащие хозяйственные постройки, оснований для признания неправомерными действий регистрирующего органа не имелось.
Для регистрации права собственности на объекты, указанные в свидетельстве о праве на наследство, Белоусовой следовало поставить часть объектов на кадастровый учет и обращаться в установленном законом порядке с заявлением о государственной регистрации права собственности по каждому из объектов, что административной истицей сделано не было.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления ми их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Как следует из материалов дела, заявление Белоусовой Н.С. административным ответчиком было рассмотрено в установленный законом срок, в её адрес направлен мотивированный ответ, в которым регистрирующий орган рекомендовал Белоусовой Н.С. обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технических планов на принадлежащие хозяйственные строения с целью постановки на кадастровый учёт и государственной регистрации прав на них (л.д.12).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 31 октября 2019 года и вынес новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Оснований для отмены апелляционного определения нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Ленинградского областного суда от 05 марта 2020 года по административному исковому заявлению Белоусовой Н.С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании отказа в регистрации сведений в свидетельстве о праве на наследство оставить без изменения, кассационную жалобу Белоусовой Н.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение Ленинградского областного суда от 05 марта 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи: