Решение по делу № 33-3-9752/2023 от 12.10.2023

судья Степанова Е.В. Дело № 33-3-9727/2023

№2-4955/2023

26RS0001-01-2023-007630-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

09.11.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,

судей: Мирошниченко Д.С., Дубинина А.И.,

при секретаре Хубиевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Промышленного района города Ставрополя по доверенности Обориной Е.С. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя
от 15.08.2023, по гражданскому делу по иску прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации Промышленного района города Ставрополя об обязании устранить допущенные недостатки,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

Прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с сковым заявлением.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой проведен мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе надзорной мероприятий установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем состоянии.

На основании изложенного, просил суд: обязать администрацию <адрес> привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, а также устранения следов коррозии на элементах оборудования из металла, дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, выступающих элементов оборудования с острыми концами.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя
от 15.08.2023 исковые требования прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Промышленного района г. Ставрополя об обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям неправильного применения норм материального права. Указывает, что администрацией принимаются определенные меры по устранению выявленных недостатков в содержании спорной детской площадки в рамках бюджетных полномочий, однако выделяемого финансирования недостаточно.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Промышленного района города Ставрополя Морева Е.В., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Багдасарова К.В., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).

Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.

Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона №124-ФЗ является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу п. п. 24, 25 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ставрополя» осуществление работ по благоустройству и содержанию территории Промышленного района города Ставрополя относится к полномочиям администрации Промышленного района города Ставрополя.

Согласно п.п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии
(или изготовлены из коррозионно[1]стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.

Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.

Согласно п. 3.4.3.22.2 Стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Правила благоустройства).

Статьей 2 Правил благоустройства определено, что правовыми основаниями принятия указанных Правил являются в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, и федеральные законы.

В соответствии с п. п. 5, 6, 10 ст, 21 Правил благоустройства детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями. Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом. Для сопряжения поверхностей детской площадки и газона следует применять садовые бортовые камни со скошенными или закругленными краями. При реконструкции и размещении детских площадок во избежание травматизма следует не допускать наличия на территории площадки выступающих корней или нависающих низких веток, остатков старого, срезанного оборудования (стойки, фундаменты), находящихся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило, у турников и качелей). Детская площадка должна регулярно подметаться, очищаться от мусора, в зимнее время должна также очищаться от снега.

Согласно п. 1.5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 897/пр, Министерства спорта Российской Федерации № 1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры) являются в том числе органы местного самоуправления, которые формируют техническое задание на благоустройство территорий, проводят торги, выбирают подрядчиков, осуществляют финансирование работ по благоустройству и их приемку (далее - Приказ № №897/пр, 1128).

Согласно п. п. 6.2., 6.5-6.11, п. 6.13 Приказа № №897/пр, 1128 при содержании и эксплуатации площадок и оборудования рекомендуется учитывать требования и ограничения по использованию площадок и оборудования, изложенные в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, технических условиях, требованиях по видам спорта. Содержание оборудования, установленного на площадках, целесообразно проводить в виде: проверки оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями (регулярный визуальный осмотр); детальной проверки оборудования с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования (функциональный осмотр); ежегодной проверки с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности ежегодный (основной осмотр).

В течение всего периода службы оборудования рекомендуется проводить его техническое освидетельствование. В случае выявления неисправности оборудования рекомендуется установить ограждение и разместить информацию о запрете использования данного оборудования.

В случае, если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа данного оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования.

Рекомендуется следить за чистотой площадок, не допускать расположения на них посторонних предметов, опавших веток, зарастание травой. При выявлении образования ям на площадке рекомендуется установить заграждение и ликвидировать ямы.

При эксплуатации ударопоглощающего покрытия рекомендуется регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации, проводить: проверку достаточности толщины насыпного ударопоглощающего покрытия; проверку поверхности площадки на предмет отсутствия выступающих над поверхностью ударопоглощающего покрытия частей оборудования и/или иных посторонних предметов.

В ходе проверки, установлено, что детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии.

Элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию) и не соответствуют предъявляемым требованиям, в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, пребывающих на указанной детской площадке.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой района 27.10.2022 главе администрации Промышленного района города Ставрополя внесено обобщенное представление об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории Промышленного района города Ставрополя, которое рассмотрено, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района на протяжении 2022-2023 годов не приведены в соответствие с требованиями закона.

Также судом установлено, что в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.

Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 18, 129 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Правилами благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденными Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 №127, исходил из того, что в нарушении вышеуказанных норм действующего законодательства Администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.

Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан на основании правильного определения правоотношений сторон, при установлении всех юридически значимых для разрешения спора обстоятельств, правильной оценке представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, а также в соответствии с нормами действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Обориной Е.С., о том, что приведение детской площадки в соответствие
с ГОСТ невозможно по причине отсутствия для этого в бюджете денежных средств, суд признает необоснованными, поскольку отсутствие денежных средств у органов местного самоуправления для целей обеспечения охраны здоровья неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства. Об отсутствии полномочий на выделение бюджетных средств для приведения детской площадки в соответствие с ГОСТ Р52169-2012, а также о недостаточности финансирования работ по благоустройству детской площадки, не подтверждают нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, поскольку не отменяют установленной судом применительно к имеющимся в деле доказательствам и не опровергнутой ответчиком обязанности обеспечить безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки.

Отсутствие денежных средств на устранение выявленных прокурором нарушений суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным и расценить как уважительную причину, поскольку безопасность детей на детской площадке не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции,
а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда города Ставрополя
от 15.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.11.2023.

Председательствующий

Судьи:

судья Степанова Е.В. Дело № 33-3-9727/2023

№2-4955/2023

26RS0001-01-2023-007630-92

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

09.11.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Мясникова А.А.,

судей: Мирошниченко Д.С., Дубинина А.И.,

при секретаре Хубиевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации Промышленного района города Ставрополя по доверенности Обориной Е.С. на решение Промышленного районного суда города Ставрополя
от 15.08.2023, по гражданскому делу по иску прокурора Промышленного района города Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к администрации Промышленного района города Ставрополя об обязании устранить допущенные недостатки,

заслушав доклад судьи Мясникова А.А.,

установила:

Прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с сковым заявлением.

В обоснование иска указано, что Прокуратурой проведен мониторинг соблюдения жилищного законодательства при эксплуатации детских игровых площадок, расположенных на территории <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения закона. В ходе надзорной мероприятий установлено, что детская площадка, расположенная на земельном участке по адресу: <адрес>, находится в ненадлежащем состоянии.

На основании изложенного, просил суд: обязать администрацию <адрес> привести в соответствие с ГОСТ Р 52169-2012 детскую площадку, расположенную на земельном участке по адресу: <адрес>, путем установки информационных табличек, ударопоглащающего покрытия, а также устранения следов коррозии на элементах оборудования из металла, дефектов обработки на поверхности элементов из древесины, выступающих элементов оборудования с острыми концами.

Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя
от 15.08.2023 исковые требования прокурора, в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Промышленного района г. Ставрополя об обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика, просила решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям неправильного применения норм материального права. Указывает, что администрацией принимаются определенные меры по устранению выявленных недостатков в содержании спорной детской площадки в рамках бюджетных полномочий, однако выделяемого финансирования недостаточно.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Промышленного района города Ставрополя Морева Е.В., просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Багдасарова К.В., возражавшего против доводов жалобы и просившего решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права (ст. 330 ГПК РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 129 (ч. 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура России осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (ст. 1).

Задачи, возложенные на прокуратуру РФ, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (ч. 2), 15 (ч. 1, 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей.

Целями государственной политики в интересах детей в соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона №124-ФЗ является защита детей от фактов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В силу п. п. 24, 25 ч. 1, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.05.2015 № 890 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ставрополя» осуществление работ по благоустройству и содержанию территории Промышленного района города Ставрополя относится к полномочиям администрации Промышленного района города Ставрополя.

Согласно п.п. 4.2.9, 4.3.2, 4.3.3, 4.3.5, 4.3.7 ГОСТ Р 52169-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» металлические материалы, образующие окислы, шелушащиеся или отслаивающиеся, должны быть защищены нетоксичным покрытием. Конструкцией оборудования должна быть обеспечена прочность, устойчивость, жесткость и пространственная неизменяемость. Элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии
(или изготовлены из коррозионно[1]стойких материалов). Элементы оборудования из древесины должны изготавливать из древесины классов «стойкие» и «среднестойкие» и не должны иметь на поверхности дефектов обработки (например, заусенцев, задиров, отщепов, сколов и т.п.). Наличие выступающих элементов оборудования с острыми концами или кромками не допускается. Наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, не допускается. Подвижные, а также подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны: образовывать сдавливающих или режущих поверхностей; создавать возможность застревания тела, частей тела или одежды ребенка.

Кроме того, не допускается наличие шероховатых поверхностей, способных нанести травму ребенку, выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены, конструкцией оборудования должно быть исключено застревание частей тела и одежды детей.

Согласно п. 3.4.3.22.2 Стандарта для предупреждения травм при падении детей с игрового оборудования по всей зоне приземления устраивают ударопоглощающие покрытия. Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Правила благоустройства).

Статьей 2 Правил благоустройства определено, что правовыми основаниями принятия указанных Правил являются в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, и федеральные законы.

В соответствии с п. п. 5, 6, 10 ст, 21 Правил благоустройства детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями. Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей. Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом. Для сопряжения поверхностей детской площадки и газона следует применять садовые бортовые камни со скошенными или закругленными краями. При реконструкции и размещении детских площадок во избежание травматизма следует не допускать наличия на территории площадки выступающих корней или нависающих низких веток, остатков старого, срезанного оборудования (стойки, фундаменты), находящихся над поверхностью земли, незаглубленных в землю металлических перемычек (как правило, у турников и качелей). Детская площадка должна регулярно подметаться, очищаться от мусора, в зимнее время должна также очищаться от снега.

Согласно п. 1.5 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 897/пр, Министерства спорта Российской Федерации № 1128 от 27.12.2019 «Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры» участниками деятельности по благоустройству территорий (включая территории с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуры) являются в том числе органы местного самоуправления, которые формируют техническое задание на благоустройство территорий, проводят торги, выбирают подрядчиков, осуществляют финансирование работ по благоустройству и их приемку (далее - Приказ № №897/пр, 1128).

Согласно п. п. 6.2., 6.5-6.11, п. 6.13 Приказа № №897/пр, 1128 при содержании и эксплуатации площадок и оборудования рекомендуется учитывать требования и ограничения по использованию площадок и оборудования, изложенные в технических регламентах, национальных стандартах Российской Федерации, технических условиях, требованиях по видам спорта. Содержание оборудования, установленного на площадках, целесообразно проводить в виде: проверки оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями (регулярный визуальный осмотр); детальной проверки оборудования с целью оценки рабочего состояния, степени изношенности, прочности и устойчивости оборудования (функциональный осмотр); ежегодной проверки с целью оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности ежегодный (основной осмотр).

В течение всего периода службы оборудования рекомендуется проводить его техническое освидетельствование. В случае выявления неисправности оборудования рекомендуется установить ограждение и разместить информацию о запрете использования данного оборудования.

В случае, если оборудование по результатам осмотра признано не подлежащим дальнейшей эксплуатации, его рекомендуется демонтировать в кратчайшие сроки. До демонтажа данного оборудования его рекомендуется оградить и разместить на нем или возле него информацию о недопустимости его использования.

Рекомендуется следить за чистотой площадок, не допускать расположения на них посторонних предметов, опавших веток, зарастание травой. При выявлении образования ям на площадке рекомендуется установить заграждение и ликвидировать ямы.

При эксплуатации ударопоглощающего покрытия рекомендуется регулярно, в зависимости от интенсивности эксплуатации, проводить: проверку достаточности толщины насыпного ударопоглощающего покрытия; проверку поверхности площадки на предмет отсутствия выступающих над поверхностью ударопоглощающего покрытия частей оборудования и/или иных посторонних предметов.

В ходе проверки, установлено, что детская площадка, расположенная по вышеуказанному адресу, в нарушение правил благоустройства территории муниципального образования содержится в ненадлежащем техническом состоянии.

Элементы детской площадки имеют дефекты обработки (отщепы, сколы, коррозию) и не соответствуют предъявляемым требованиям, в связи с чем нуждаются в проведении ремонтных работ. Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, пребывающих на указанной детской площадке.

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой района 27.10.2022 главе администрации Промышленного района города Ставрополя внесено обобщенное представление об устранении выявленных нарушений закона при содержании и эксплуатации детских (игровых) площадок на территории Промышленного района города Ставрополя, которое рассмотрено, однако действенных мер к устранению нарушений закона не принято - детские площадки на территории района на протяжении 2022-2023 годов не приведены в соответствие с требованиями закона.

Также судом установлено, что в нарушении вышеуказанных норм администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.

Разрешая настоящий спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 18, 129 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Правилами благоустройства территории муниципального образования г. Ставрополя, утвержденными Решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 №127, исходил из того, что в нарушении вышеуказанных норм действующего законодательства Администрацией Промышленного района г. Ставрополя не обеспечивается комплекс мероприятий по обеспечению безопасности при эксплуатации детских игровых площадок.

Судебная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан на основании правильного определения правоотношений сторон, при установлении всех юридически значимых для разрешения спора обстоятельств, правильной оценке представленных сторонами доказательств в их совокупности и взаимосвязи, а также в соответствии с нормами действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика администрации Промышленного района г. Ставрополя по доверенности Обориной Е.С., о том, что приведение детской площадки в соответствие
с ГОСТ невозможно по причине отсутствия для этого в бюджете денежных средств, суд признает необоснованными, поскольку отсутствие денежных средств у органов местного самоуправления для целей обеспечения охраны здоровья неопределенного круга лиц (в том числе несовершеннолетних) не является основанием для несоблюдения требований действующего законодательства. Об отсутствии полномочий на выделение бюджетных средств для приведения детской площадки в соответствие с ГОСТ Р52169-2012, а также о недостаточности финансирования работ по благоустройству детской площадки, не подтверждают нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, поскольку не отменяют установленной судом применительно к имеющимся в деле доказательствам и не опровергнутой ответчиком обязанности обеспечить безопасность жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки.

Отсутствие денежных средств на устранение выявленных прокурором нарушений суд апелляционной инстанции не может признать обоснованным и расценить как уважительную причину, поскольку безопасность детей на детской площадке не может быть поставлена в зависимость от формирования бюджета муниципального образования.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции,
а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда города Ставрополя
от 15.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.11.2023.

Председательствующий

Судьи:

33-3-9752/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Артющенко Галина Федоровна
Ответчики
ДОНТ Вольница-2
Другие
Администрация г.Ставрополя
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
12.10.2023Передача дела судье
09.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Передано в экспедицию
09.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее