Дело № 2а-438/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Виноградовой О.Е., при секретаре судебного заседания Карасевой И.А., рассмотрев <ДД.ММ.ГГГГ> в городе Фурманове Ивановской области административное дело по административному исковому заявлению Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области к ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области, начальнику ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С., ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области, УГИБДД УМВД России по Ивановской области о признании незаконным предписания,
установил:
Администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее, Администрация) обратилась в суд с административным иском к ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области, начальнику ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С., ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области, УГИБДД УМВД России по Ивановской области о признании незаконным предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>.
Требования административного иска мотивированы тем, что начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С. <ДД.ММ.ГГГГ> юридическому лицу - Администрации было вынесено предписание <№>, пунктом 1 которого на административного истца возложена обязанность установить дорожный знак 5.20 «Искусственная неровность» на улице <адрес> пунктом 2 – обязанность установить дорожный знак 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на ул. <адрес>
Требования предписания административный истец полагает незаконными, поскольку установка дорожного знака 5.20 «Искусственная неровность» на улице <адрес> не предусмотрена Проектом организации дорожного движения; установить дорожный знак 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на ул. <адрес> в течение установленного времени – 3 суток не представляется возможным, так как на проведение данных работ необходимо заключение муниципального контракта с соблюдением процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что требует значительных временных затрат.
Административный истец просит пункт 1 предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> признать незаконным и отменить, пункт 2 этого предписания - признать недействительным и установить новый срок для исполнения до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Определением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> на основании ч. 2 ст. 225 КАС РФ прекращено производство по настоящему административному делу в части заявленного требования о признании незаконным пункта 1 предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, выданного начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С.
В судебном заседании представитель административного истца Прозорова Е.В. заявленные административные исковые требования поддержала в оставшейся части, пояснила, что ранее заключенный с ООО муниципальный контракт на выполнение работ по установке дорожных знаков полностью исполнен, на заключение нового муниципального контракта потребуется дополнительное время, поэтому исполнить пункт 2 предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> в установленный в предписании срок – 3 суток невозможно.
Представители административного ответчика ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Худокормов Ю.А., Попов А.М. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признали на том основании, что срок исполнения требования предписания, оспариваемый ответчиком, установлен действующим нормативным актом.
Представители административных ответчиков ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району, УГИБДД УМВД РФ по Ивановской области, начальник ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Басова М.С., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, каких-либо ходатайств, возражений по заявленным требованиям в суд не представили.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено судом в отсутствие указанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее, КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что Проектом организации дорожного движения предусмотрена установка дорожного знака 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на ул. <адрес> (л.д. 36-39).
То, что в указанном месте должен располагаться данный дорожный знак не оспаривалось в судебном заседании и представителем административного истца.
<ДД.ММ.ГГГГ> ИДПС ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району ФИО 1 в ходе повседневного надзора было установлено, что дорожный знак 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на <адрес> установлен с нарушением ГОСТ Р 52289 (на расстоянии 2 м 76 см от края проезжей части), о чем составлен акт № <№> выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда.
<ДД.ММ.ГГГГ> начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С. юридическому лицу - Администрации было вынесено предписание <№>, пунктом 2 которого на административного истца возложена обязанность установить дорожный знак 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на ул. <адрес> в рамках ГОСТ Р 52289 (установлен на расстоянии 2 м 76 см от края проезжей части).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 13 Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
При этом Федерального Закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (ст. 3) установлено, что дорожные знаки относятся к дорожным сооружениям и являются технологической частью автомобильной дороги.
Таким образом, обязанность по установке и содержанию дорожных знаков вышеприведенными нормативными правовыми актами отнесена к обязанностям органа местного самоуправления.
Поскольку ч.3 ст.30 Устава Фурмановского муниципального района на Администрацию возложено исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области, в соответствии с Уставом Фурмановского городского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области, суд приходит к выводу, что организация дорожного движения на территории города Фурманова Ивановской области отнесена к компетенции Администрации Фурмановского муниципального района.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах установлены "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст).
Пунктом 5.6.24. данного нормативного акта предусмотрено, что знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Поскольку в судебном заседании установлено, что дорожный знак 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на ул. <адрес> установлен на расстоянии 2 м 76 см от края проезжей части, то есть, в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004, суд приходит к выводу об обоснованности требования предписания об установке данного дорожного знака в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004.
Пунктом 4.1.5. "ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221) предусмотрено, что замену или восстановление поврежденных дорожных знаков (кроме знаков приоритета 2.1 - 2.7) следует осуществлять в течение 3 сут. после обнаружения, а знаков приоритета - в течение суток.
Исходя из требований, установленных указанным правовым актом, суд приходит к выводу о законности требования предписания в части установленного срока устранения допущенного Администрацией нарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемого решения незаконным, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для удовлетворения административного иска об оспаривании решения лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями необходима совокупность двух обязательных условий: несоответствие этого решения требованиям нормативных правовых актов и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, которое допущено принятием оспариваемого решения.
Доводы административного истца о том, что заключенный <ДД.ММ.ГГГГ> с ООО муниципальный контракт на выполнение работ по установке дорожных знаков в настоящее время исполнен, и весь объем работ по этому контракту выполнен, подтверждаются представленными суду доказательствами (л.д. 11-16, 17-19, 66, 75-83) и не оспариваются административными ответчиками. Однако, вопрос организации хозяйственной деятельности, в том числе, и по содержанию автомобильных дорог, находится в исключительной компетенции Администрации района. Следовательно, способы исполнения предписания об установке дорожных знаков (путем заключения муниципального контракта, привлечения к выполнению необходимых работ муниципальных унитарных предприятий и т.д.) оценке и разрешению судом не подлежит.
При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом (п. 62).
Доказательств нарушения прав административного истца предписанием <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> в судебном заседании стороной истца в соответствии с ч.ч. 9, 11 ст.226 КАС РФ не представлено.
Учитывая, что предписание <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, вынесенное начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С. Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области с требованием об установке дорожного знака 5.19.1/2 «Пешеходный переход» на ул. <адрес> вынесено полномочным должностным лицом, является законным и обоснованным, в том числе, в части установленного срока устранения допущенного нарушения, права и законные интересы административного истца не нарушает, суд отказывает Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 226, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области к ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области, начальнику ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С., ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области, УГИБДД УМВД России по Ивановской области о признании незаконным предписания <№> от <ДД.ММ.ГГГГ>, выданного начальником ОГИБДД ОМВД РФ по Фурмановскому району Ивановской области Басовой М.С., отказать.
Согласно ч. 2 ст. 177 КАС РФ составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания судебного разбирательства по административному делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: О.Е. Виноградова
Мотивированное решение изготовлено <ДД.ММ.ГГГГ>