Судья: Лобастова О.Н.
Дело №33-1529
г.Пермь 15.02.2017г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия оп гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Варовой Л.Н.,
судей: Панковой Т.В., Горбуновой О.А.,
при секретаре Селезневой А.Н.,
рассмотрев 15 февраля 2017 года в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Садилова В.В. на решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 октября 2016 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Садилова В.В. к федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности - отказать.
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Садилов В.В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности. В обоснование требований указано на то, что 04.06.2015 ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» приняло решение об отказе в принятии на учет истца и членов его семьи в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Истец просил признать его и членов его семьи: Садилову В.В., К., нуждающимися в предоставлении жилья по договору социального найма; возложить обязанность на ФГКУ «ЦРУЖО» Министерства обороны РФ принять Садилова В.В. и членов его семьи: Садилову В.В., К. на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства с 18.06.2004г., включить в Единый государственный реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и предоставить во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи из трех человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит Садилов В.В., указывая в апелляционной жалобе на то, что он подпадает под категорию лиц, указанных в законе, которые при увольнении с военной службы имели право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства. Садилов В.В., был уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, срок его службы составляет более 20 лет, следовательно, он имеет безусловное право на выбор для проживания любого населенного пункта в Российской Федерации, не относящегося к месту прохождения им военной службы, и соответственно, государство гарантировало ему предоставление по окончании военной службы жилого помещения по избранному месту жительства в одной из форм, предусмотренных законом. Вместе с тем реализация гражданином гарантированного государством права на жилье не может быть поставлена в зависимость от недобросовестных действий должностных лиц и нестабильности правового регулирования, несвоевременного принятия нормативных актов, определяющих порядок его реализации.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по указанным доводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 20.05.1994 года между Министерством обороны РФ в лице начальника ВВМИОЛУ контр-адмирала М. и курсантом Садиловым В.В. заключен контракт, в соответствии с которым последний принят на военную службу. Рапортом от05.08.1998 Садилов В.В. ходатайствовал об увольнении его в связи с организационно-штатными мероприятиями из рядов Вооруженных Сил РФ и направлении его на воинский учет в **** ОГ ВК, Приморского края, с последующим убытием в **** РВК г.Перми. По предоставлению квартиры к командованию и Министерству Обороны РФ претензий не имеет, будет получать квартиру по избранному месту жительства на общих основаниях. В соответствии с выпиской из приказа командующего тихоокеанским флотом от 07.09.1998 года №**, капитан-лейтенант Садилов В.В., командир группы дистанционного управления дивизиона движения электромеханической боевой части экипажа атомной подводной лодки «К-451» был уволен досрочно с военной службы с зачислением в запас по п.п.А п.2 ст.51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с организационно-штатными мероприятиями). Приказом начальника ГУИН по Пермской области полковника внутренней службы №** от 18.06.2004 истец Садилов В.В. был уволен из кадров уголовно-исполнительной системы по ст.58 п.«в» (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) в звании майора внутренней службы, в должности *** отдела по воспитательной работе с осужденными ВК-** ГУИН. Согласно данному приказу по состоянию на 18.06.2004 выслуга лет составила: в календарном начислении - 15 лет 08 месяцев 08 дней, в льготном исчислении - 20 лет 04 месяца 25 дней (л.д.14). 23.09.2014 между Садиловым В.В. и С1. заключен брак, что подтверждается свидетельством от 23.09.2014 (л.д.17, оборот). Решением Свердловского районного суда г.Перми от 25.12.2015 установлен факт того, что К., дата рождения, является членом семьи Садилова В.В. (л.д.21-22). На заявление истца о принятии его и членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д.19), решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от 04.06.2015 было отказано со ссылкой на отсутствие оснований, поскольку документы, подтверждающие постановку Садилова В.В. на учет нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения военной службы (рапорт о постановке на учет нуждающихся, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учет» по ФГКЭУ КЭЧ района), не представлены (л.д.20-21). 06.05.2011 между Садиловым В.В. (Даритель) и С2. (Одаряемый) заключен договор дарения, согласно которого даритель безвозмездно передает в собственность, а одаряемый принимает в дар 9/10 доли в праве общей долевой собственности на 1-комнатную квартиру, общей площадью 34,1 кв.м., из них жилой 16,5 кв.м., расположенную на 4 этаже 5-этажного панельного жилого дома по адресу: **** (л.д.78). В соответствии с договором дарения от 18.08.2014г., Садилов В.В. безвозмездно передал, а С2. принял в дар 1/10 доли в праве общей долевой собственности на 1-комнатную квартиру, общей площадью 34,1 кв.м., из них жилой 16,5 кв.м., расположенную на 4 этаже 5-этажного панельного жилого дома по адресу: **** (л.д.79).
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что оснований для признания истца и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении на ответчиков обязанности принять истца и членов его семьи на учет и предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, судом не установлено. Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
В соответствии ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее -нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания предоставления жилых помещения военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируется Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 1 пункта 1 ст.15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998г. N76-ФЗ, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.1 ст.15 данного Федерального закона предусмотрено обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 и более и которые до 01.01.2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок признания военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях во внутренних войсках МВД России регулируется Инструкцией об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010г. N75.
Согласно, пункта 2 данной Инструкции ее действие распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей.
Пунктом 3 Инструкции установлено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
В соответствии с п.19 данной инструкции, для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N5 к настоящей Инструкции. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения (рекомендуемый образец справки - приложение N6 к настоящей Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Садилова с военной службы был урегулирован Законом РФ от 22.01.1993 N4338-1 "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечивались органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включались органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщали военнослужащим в трехмесячный срок.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы, поскольку они сводятся к изложению позиции по заявленным исковым требованиям, они были предметом исследования в суде первой инстанции, относительно них суд высказал свои суждения, которые должным образом мотивированы.
В целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998г. №1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Согласно Пункта 13 данных Правил, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
Пунктом 14 данных Правил предусмотрено, что на основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, истцу в ответ на его заявление от 06.05.2015г. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказано со ссылкой на отсутствие оснований, поскольку документы, подтверждающие постановку Садилова В.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по месту прохождения военной службы не представлены.
В материалах дела не имеется данных об обращении Садилова с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет, как нуждающегося в получении жилого помещения.
В территориальное отделение ФГКУ «Центрегионжилье» истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, являясь на момент подачи заявления уволенным с военной службы.
Обеспечение же граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями по договору социального найма в соответствии с положениями ФЗ «О статусе военнослужащих» осуществляется при условии их признания нуждающимися в получении жилыми помещениями, на момент увольнения.
Суд первой инстанции, на основании анализа приведенных правовых норм и обстоятельств дела, пришел к верному выводу о том, что необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является постановка военнослужащего на соответствующий учет до момента увольнения с военной службы.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, ставящих под сомнение законность принятого судом решения, либо опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г.Перми от 24 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садилова В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: