Решение по делу № 33-23728/2024 от 25.06.2024

Судья: Васина Д.К.                             Дело № 33-23728/2024

УИД 77RS0021-02-2022-020379-87

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Красногорск Московская область                        3 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Першиной С.В.,

судей Воронко В.В., Коноваловой С.В.,

при помощнике судьи Трамп Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3410/2024 по иску Военного прокурора 60 прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и жилищного законодательства,

по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» на решение Одинцовского городского суда Московской области от 16 января 2024 года

заслушав доклад судьи Воронко В.В.,

объяснения явившихся лиц,

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор 60 прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплес» о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и жилищного законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что ответчики ненадлежащим образом содержат специализированный жилищный фонд, что не соответствует требованиям жилищного законодательства и законодательства о пожарной безопасности, что было выявлено в рамках проведенной военной прокуратурой проверки. Нарушения носят длящийся характер, их неустранение может привести к наступлению тяжких последствий.

Истец просил суд обязать ответчиков в течение одного года после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в зданиях общежитий, расположенных по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, а именно: выполнить работы по обустройству общежитий системой пожарной сигнализации, а также системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; обязать организовать перекатку пожарных рукавов в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода; обязать обеспечить вышеуказанные общежития первичными средствами пожаротушения (огнетушители), с учетом установленных сроков их перезарядки; обязать организовать проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на отдачу; обязать проверить и восстановить изоляцию электропроводки в зданиях общежитий; обязать обеспечить установку предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничную клетку; обязать ответчиков устранить нарушения требований Жилищного кодекса РФ и Постановления Госстроя России от 28.09.2003 № 170 в общежитиях, расположенных по указанным выше адресам, а именно: провести текущий ремонт кровли, фасада, инженерных сетей, замену дверей и окон, а также внутриотделочные работы в названных выше общежитиях в течение 1 года после вступления решения суда в законную силу, в рамках которого в том числе: устранить нарушения, связанные с разрушением отмосток по периметру зданий общежитий; провести в местах общего пользования зданий общежитий покрасочные и штукатурные работы стен и потолков коридоров и лестничных пролетов; обеспечить установку в местах общего пользования общежитий световые приборы (лампы накаливания, плафоны), установив соответствующие крепления; устранить повреждения перекрытий козырька в общежитии по адресу: <данные изъяты>.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционных жалобах ответчики просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Судом были достоверно установлены обстоятельства дела, на которые истец ссылался в обоснование заявленных требований.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 60 военной прокуратурой гарнизона проведена контрольная проверка исполнения требований жилищного законодательства и о пожарной безопасности, в рамках которой выявлены длящиеся нарушения названного законодательства, которые до настоящего времени не устранены, что в свою очередь может привести к наступлению тяжких последствий.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон 11.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно абз. 2 ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статьей 34 Федерального закона № 69-ФЗ закреплено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

На основании абз. 7 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения аров, не допускать их использования не по назначению.

В силу абз. 21 ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-Ф3) к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:

1)    национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона;

2)    стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Статьей 53 Федерального закона № 53-Ф3 установлено, что каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.

Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1)    установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2)    обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3)    организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).

Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с п. 6 устава ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс») данное учреждение является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс.

Согласно п. 17 этого же устава основной целью деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» является выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в части создания условий их жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли з обществе.

В соответствии с п. 18.1 названного устава предметом деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» является обеспечение реализации жилищных прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Согласно п. 19 данного устава основным видом деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс», осуществляемым в рамках выполнения государственного задания, формируемого Министерством обороны, является содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной собственности (объектов жилищного фонда, прилегающей территории), для обеспечения реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилищном фонде, закрепленном за Минобороны России, созданию условий их жизни и деятельности.

Кроме того, в соответствии с пунктами 20, 20.4 и 20.5 названного устава ФГАУ «Росжилкомлекс» вправе осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе жилых и нежилых помещений, находящихся в ведении Минобороны России. Кроме того, одной из целей, ради которой создано учреждение, является техническое обслуживание, содержание, текущий и капитальный ремонт жилищного фонда.

Согласно пункту 48 данного устава финансовое обеспечение деятельности ФГАУ «Росжилкомплекс» осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В 2021 Министерство обороны Российской Федерации закрепило на праве оперативного управления за ФГ АУ «Росжилкомплекс» общежития, расположенные по адресам: <данные изъяты>; <данные изъяты>, 39, 40, 41; <данные изъяты>

ФГАУ «Росжилкомплекс» наравне с собственником несет бремя содержания имущества, находящегося у него в оперативном управлении.

Установлено, что в ночь на 11.02.2023 в общежитии, расположенном по адресу: <данные изъяты>, произошло возгорание, огонь распространился на 6-7 этажи названного общежития.

15.02.2023 после возгорания указанного здания общежития военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалиста - старшего инспектора отделения организации и осуществления ФГПН отдела ФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС <данные изъяты> МЧС России» проведена повторная проверка в сфере пожарной безопасности общежитий, расположенных по адресам: <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты>

Осмотром здания общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

-    объект защиты не оборудован системой пожарной сигнализации (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Ф3-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент); п. 4.3 таб. 1 СП 486.1311500.2020);

-    объект защиты не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Технического регламента; разд. 7 таб. 2 СП 3.13130.2009);

- в пожарных кранах внутреннего противопожарного водопровода, не осуществляется перекатка пожарных рукавов (нарушение п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - ППР в РФ);

- объект защиты в соответствии с разделом XIX и приложением № 1 ППР РФ не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушители) «нарушение п. 60 ППР РФ);

- не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на отдачу (нарушение п. 48 ППР РФ);

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует «нарушение пунктов 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ);

- пожарный кран второго этажа не укомплектован (нарушение п. 50 ППР РФ);

электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение пункта 33 ППР РФ);

- электропровода освещения эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (нарушение п. 33 ППР РФ);

- сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в лестничную клетку, препятствующие распространению опасных факторов пожара (нарушение п. 16 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от 15.02.2023.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

- объект защиты не оборудован системой пожарной сигнализации; нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Технического регламента; п. 4.3 таб. 1 СП 486.1311500.2020);

- объект защиты не оборудован системой оповещения и управления -эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Технического регламента; разд. 7 таб. 2 СП 3.13130.2009);

- эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности (нарушение п. 23 ППР РФ);

- электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 33 ППР РФ);

- в коридорах, на путях эвакуации и у дверей эвакуационных выходов, осуществляется размещение предметов мебели, и других личных вещей граждан (нарушение п. 16, 27 ППР);

- перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушение п. 50 ППР);

- объект защиты в соответствии с разделом XIX и приложения № 1 ППР РФ нe обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушители) (нарушение 60 ППР РФ);

- проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода нa водоотдачу не осуществляется (нарушение п. 48 ППР РФ);

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 111 IP РФ);

- двери лестничной клетки второго и третьего этажей не оборудованы устройствами самозакрывания (нарушение п. 24 ППР РФ);

- на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применяемых материалов для покрытия полов на путях эвакуации (линолеум) (нарушение п. 25 ППР РФ);

- запасной выход из здания заблокирован (нарушение п. 27 ППР РФ);

- доступ к ПК-8 и ПК-7 заблокирован (нарушение п. 16 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от 15.02.2023.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты> выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

-    объект защиты не оборудован системой пожарной сигнализации (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Технического регламента; п. 4.3 таб. 1 СП 486.1311500.2020);

- объект защиты не оборудован системой оповещения и управления -эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Технического регламента; разд. 7 таб. 2 СП 3.13130.2009);

- перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушение п.50 ППР РФ);

- сроки перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей не соблюдаются (нарушение п. 60 ППР РФ);

- проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода водоотдачу не обеспечивается (нарушение п. 48 ППР РФ);

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты отсутствует (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ);

- двери лестничных клеток второго и четвертого этажей не оборудованы устройствами самозакрывания (нарушение п. 24 ППР РФ);

- в коридорах электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 33 ППР РФ);

- электропровода освещения 4 этажа эксплуатируются с видимыми рушениями изоляции (нарушение п. 33 ППР РФ);

- доступ к ПК-150 заблокирован (нарушение п. 16 ППР РФ);

- запасной выход из здания заблокирован (нарушение п. 27 ППР РФ);

- в коридорах, на путях эвакуации и у дверей эвакуационных выходов, осуществляется размещение предметов мебели, и других личных вещей граждан (нарушение п. 16, 27 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от <данные изъяты>.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты> выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

- объект защиты не оборудован системой пожарной сигнализации (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Технического регламента; п. 4.3 таб. 1 486.1311500.2020);

- объект защиты не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (нарушение п. 1 ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 6, ч.4 ст. 4 Технического регламента; разд. 7 таб. 2 СП 3.13130.2009);

- перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушение п.50 ППР РФ);

- сроки перезарядки, освидетельствования и своевременной замены огнетушителей не соблюдаются (нарушение п. 60 ППР РФ);

- проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу не обеспечивается (нарушение п. 48 ППР РФ);

- эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности (нарушение п. 23 ППР РФ);

- в коридоре второго этажа электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 33 ППР РФ);

- электропровода освещения второго и третьего этажей эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (нарушение п. 33 ППР РФ);

- запасной выход из здания заблокирован (нарушение п. 27 ППР РФ);

- двери лестничной клетки второго и третьего этажей не оборудованы устройствами самозакрывания (нарушение п. 24 ППР РФ);

- на первом этаже жилого здания огнетушитель размещен на высоте более метров до верха корпуса (нарушение п. 409 ППР РФ);

- конструкция соединительных головок пожарных кранов не позволяет соединять к ним пожарные рукава, используемые в подразделениях пожарной охраны (нарушение ст. 106 Технического регламента);

- на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от <данные изъяты>.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

- в нарушение п. 54 ППР РФ работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности руководителем организации не организованы;

- эвакуационные пути и выходы руководителем организации не обеспечены знаками пожарной безопасности (нарушение п. 23 ППР РФ);

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты у руководителя организации отсутствует (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ);

- перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушение п. 50 ППР РФ);

- пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам (нарушение п. 50 ППР РФ);

- на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применённых материалов для покрытия полов на путях эвакуации (линолеум) (нарушение п. 25 ППР РФ);

- на лестничной клетке и коридоре третьего этажа электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 33 ППР РФ);

- в коридоре третьего этажа электропровода освещения эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (пункт 33 ППР РФ);

- руководителем организации проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу не обеспечено (нарушение п. 48 ППР РФ);

- в коридоре на 1 этаже рядом с комнатами 115 и 116 осуществляется хранение автомобильной резины (нарушение п. 286 ППР РФ);

- в коридорах, на путях эвакуации и у дверей эвакуационных выходов осуществляется размещение предметов мебели, и других личных вещей граждан (нарушение п. 16, 27 ППР РФ);

- руководителем организации сроки перезарядки, освидетельствования своевременной замены огнетушителей не соблюдаются (нарушение п. 60 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от 15.02.2023.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

- работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не организованы (нарушение п. 54 ППР РФ);

- средства обеспечения пожарной безопасности (СПС, СОУЭ) находятся неисправном состоянии (нарушение п. 54 ППР РФ);

- электропровода освещения эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (нарушение п. 33 ППР РФ);

- на лестничной клетке электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 33 ППР РФ);

- в коридорах, на путях эвакуации и у дверей эвакуационных выходов, осуществляется размещение предметов мебели, и других личных вещей граждан (нарушение п. 16, 27 ППР РФ);

- на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ);

- в пожарных кранах, внутреннего противопожарного водопровода перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушение п. 50 ППР РФ);

- пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам (нарушение 50 ППР РФ);

- не обеспечивается соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования своевременной замены огнетушителей (нарушение п. 60 ППР РФ);

- не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (нарушение п. 48 ППР РФ);

- не организовано проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре (нарушение п. 17 ППР РФ);

- в коридоре 2 этажа рядом с комнатой 203 осуществляется хранение резины нарушение п. 286 ППР РФ);

- доступ к ПК-1 заблокирован личными вещами (нарушение п. 16 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России: 15.02.2023.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты> выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

- работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности    руководителем организации не организованы (нарушение п. 54 ППР РФ);

- эвакуационные пути и выходы руководителем организации не обеспечены знаками пожарной безопасности (нарушение п. 23 ППР РФ);

- журнал эксплуатации систем противопожарной защиты у руководителя организации отсутствует (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ);

- перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушением. 50 ППР РФ);

- пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам (нарушение п. 50 ППР РФ);

- на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применённых материалов для покрытия полов на путях эвакуации (линолеум) (нарушение п. 25 ППР РФ);

- на лестничной клетке и коридоре третьего этажа электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (нарушение п. 33 ППР РФ);

- в коридоре третьего этажа электропровода освещения эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (нарушение п. 33 ППР РФ);

- руководителем организации не обеспечено проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (нарушение п. 48 ПР РФ);

- в коридорах, на путях эвакуации и у дверей эвакуационных выходов осуществляется размещение предметов мебели, и других личных вещей граждан (нарушение п. 16, 27 ППР РФ);

- соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования и своевременной мены огнетушителей руководителем организации не обеспечено крушение п. 60 ППР РФ);

- двери лестничной клетки не оборудованы устройствами самозакрывания (нарушение п. 24 ППР РФ);

- в коридорах на путях эвакуации 2 и 3 этажей осуществляется размещение предметов мебели и других личных вещей (нарушение п. 16 и 27 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от <данные изъяты>.

Осмотром общежития, расположенного по адресу: <данные изъяты>, выявлены следующие нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности:

- работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности не организованы (нарушение п. 54 РФ);

- средства обеспечения пожарной безопасности (СПС, СОУЭ) находятся в неисправном состоянии (нарушение п. 54 ППР РФ);

- на объекте защиты отсутствует документация, подтверждающая показатели пожарной опасности применённых материалов для покрытия полов на путях эвакуации (линолеум) (нарушение п. 25 ППР РФ);

- в коридорах, на путях эвакуации и у дверей эвакуационных выходов осуществляется размещение предметов мебели, и других личных вещей граждан (нарушение п. 16, 27 ППР РФ);

- на объекте защиты отсутствует журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (нарушение п. 17, 30, 42, 43, 48, 50, 52, 54, 60 ППР РФ);

- перекатка пожарных рукавов не осуществляется (нарушение п. 50 ППР РФ);

- пожарные рукава не присоединены к пожарным кранам (нарушение п. 50 РФ);

-    не обеспечивается соблюдение сроков перезарядки, освидетельствования своевременной замены огнетушителей (нарушение п. 60 ППР РФ);

- не организовано проведение проверки внутреннего противопожарного водопровода на водоотдачу (нарушение п. 48 ППР РФ);

- электросветильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника крушение п. 33 ППР РФ);

-    электропровода освещения эксплуатируются с видимыми нарушениями изоляции (нарушение п. 33 ППР РФ);

-    в коридоре 4 этажа рядом с помещениями <данные изъяты>, <данные изъяты> осуществляется хранение автомобильной резины (нарушение п. 286 ППР РФ);

-    люк чердачного помещения и дверь подвального этажа не закрыты на замок нарушение п. 18 ППР РФ);

- на лестничной площадке первого, третьего и четвертого этажей, а так же на марше лестницы четвертого этажа осуществляется складирование различных материалов (нарушение п. 27 ППР РФ).

Выявленные нарушения зафиксированы в комиссионном акте осмотра общежития специализированного жилищного фонда Минобороны России от 15.02.2023.

Указанные нарушения требований пожарной безопасности в зданиях общежитий специализированного фонда Минобороны России выявлялись и ранее, в виду этого военной прокуратурой гарнизона неоднократно осуществлялось прокурорское реагирование. Вместе с тем, принятые меры прокурорского реагирования не привели к фактическому устранению имеющихся нарушений закона, в связи с чем в суд было подано соответствующее исковое заявление.

Кроме того, осмотром вышеуказанных общежитий, проведенным с участием специалиста Главного управления <данные изъяты> «Государственная жилищная инспекция <данные изъяты>», выявлены нарушения требований Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, что обусловлено тем, что капитальный ремонт общежитий длительное время не проводился.

29.07.2022 военной прокуратурой гарнизона с привлечением консультанта «территориального отдела <данные изъяты>» - государственного жилищного инспектора ГУ «Государственная жилищная инспекция <данные изъяты>» проведена повторная проверка в сфере исполнения требований жилищного законодательства при содержании общежитий, расположенных по адресам: <данные изъяты>; <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, 222, 223.

В ходе проверки во всех вышеуказанных общежитиях выявлены однотипные нарушения:

-    отмостка имеет разрушения по периметру здания, что противоречит требованиям п.п. 4.1.7. Постановления Госстроя Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>;

- в местах общего пользования (на лестничных пролетах) наблюдается отслоение окрасочного слоя на стенах, штукатурка на стенах треснута (местами осыпалась), покраска потолков частично отслоилась (п. 2.3.5., п. 2.3.4., п. 4.10.2.1., 14.2.1.1., п. 4.2.1.6., п. 4.10.2.1. ПиН);

-    в местах общего пользования локально отсутствует освещение, плафоны местами также отсутствуют либо разбиты, лампы накаливания висят на проводах без арматуры крепления (п.п. 5.6.2 ПиН).

Кроме того, в общежитии, расположенному по адресу: <данные изъяты> длительное время не принимаются меры к устранению повреждений перекрытий козырька (п.п. 4.2.4.2 ПиН).

Помимо изложенного, в общежитии, расположенному по адресу: <данные изъяты> допущено увлажнение стен атмосферной, технологической и бытовой влагой (п.п. 3.2.1.6 ПиН). Имеются признаки повреждения несущих конструкций, меры по предупреждению дальнейшего развития деформаций не проводятся (п.п. 4.2.4.2 ПиН).

В соответствии со ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Несоблюдение требований Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 и не проведение длительное время ремонта общежитий нарушает права военнослужащих, граждан и детей, проживающих в указанных выше общежитиях, не позволяет использовать жилые помещение по назначению, поддерживать надлежащее состояние, соблюдать санитарно-гигиенические нормы и обеспечивать сохранность недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. Минобороны России обладает полномочиями собственника в отношении рассматриваемых общежитий.

Пунктом 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, определено, что Минобороны России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него полномочий.

Удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд правильно указал в решении, что допущенные нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности и содержании специализированного жилищного фонда представляют опасность для жизни и здоровья военнослужащих, членов их семей, а также проживающих там граждан, которые в том числе проживают в зданиях общежитий, расположенных по адресам: <данные изъяты>; <данные изъяты>, 39, 40, 41; <данные изъяты>, 222, 223.

Доводы апелляционной жалобы ответчиков направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и исследованных доказательств, оснований для чего не имеется, и не опровергают выводов суда. Оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционных жалоб ответчиков - не имеется.

Судом верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Одинцовского городского суда Московской области от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-23728/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
60 Военная Прокуратура гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФГАУ Росжилкомплекс
Суд
Московский областной суд
Судья
Воронко Владимир Валерьевич
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
03.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.07.2024Передано в экспедицию
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее