РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Лебедевой О.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО2,
с участием представителя истца по доверенности ФИО4,
ответчика ФИО1 и его представителя адвоката ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку,
установил:
Истец Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет имени ФИО3» (далее - ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3) обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании средств, затраченных на военную подготовку, в котором просил взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на военную подготовку в учебном военном центре при ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 в сумме 485405,62 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 8054 руб.
Иск мотивирован тем, что между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника учебно-военного центра при ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 и ФИО1 был заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при ФГБОУ ВО ИГЭУ им.ФИО3 (далее - УВЦ ИГЭУ) и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этой образовательной организации. Приказом № от 29.07.2018годаФИО1 был зачислен на 1 курс по основной гражданской образовательной программе бакалавриата и в УВЦ ИГЭУ по направлению ДД.ММ.ГГГГ «Электроника и наноэлектроника», профиль «Промышленная электроника». Приказом № от 11.05.2022годаФИО1 был отчислен из УВЦ ИГЭУ по причине нежелания заключать контракт о прохождении военной службы.В договоре № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном между истцом и ответчиком, установлена фиксированная сумма возмещения средств из федерального бюджета, в случае отчисления студента из УВЦ ИГЭУ, в размере 3122,98 руб. за каждый полный месяц обучения в УВЦ ИГЭУ. Расчет указанной суммы произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.Кроме того, ответчику за период с сентября 2018года по май 2022года выплачена стипендия УВЦ ИГЭУ в размере 347994,50 руб.Общая сумма средств, затраченных на военную подготовку ответчика в УВЦ ИГЭУ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 485405,62 руб. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ должник обязался выплатить сумму, затраченную на его военную подготовку в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство Обороны Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, ФИО4 иск поддержала, просила его удовлетворить, указала, что отчисление ответчика связано с нежеланием заключать контракт на прохождение военной службы по контракту. Представитель истца пояснила, что ФИО1 подлежал призыву на военную службы в качестве офицера, категория годности к военной службе «В» была выставлена ответчику в ноябре 2022 года - уже после отчисления из УВЦ ИГЭУ, на дату написания рапорта об отчислении ФИО1 такой категории не имел.
Ответчик ФИО1 и его представитель адвокат ФИО8 в судебном заседании заявленные требования не признали, пояснили, что на дату отчисления из УВЦ ИГЭУ у ответчика имелось заболевание, препятствующее прохождению службы, а именно: «Варикозная болезнь правой нижней конечности. Хроническая венозная недостаточность II степени». Впоследствии после отчисления из УВЦ ИГЭУ ответчику была установлена категория годности к военной службе «В». Ответчик также пояснил, что во время прохождения медицинского освидетельствования по направлению из УВЦ ИГЭУ специалистом военкомата ему было указано на установление категории годности к военной службе с учетом имеющегося у него заболевания «Б», с чем он был не согласен. Ввиду указанного обстоятельства ФИО1 обратился в УВЦ ИГЭУ с соответствующими пояснениями, где ему было рекомендовано написать рапорт об отчислении в связи с нежеланием заключать контракт.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещались своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела или объявления в судебном заседании перерыва не представили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приходит к следующим выводам.
Военная служба, по смыслу ст. 59, ч. 1 ст. 37, п. «м» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72 и п.п.«д», «е» ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе»гражданин, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, не достигший возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральной государственной образовательной организации высшего образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в военном учебном центре при этой образовательной организации по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования. Гражданину, обучающемуся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, выплачивается за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 указанной правовой нормы гражданин, заключивший договор, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, обязан непосредственно после получения высшего образования заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в соответствии с подпунктом «д» пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона. В случае отказа от заключения контракта о прохождении военной службы гражданин возмещает в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи средства федерального бюджета, затраченные на его подготовку в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования. При этом указанный гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 7 ст. 35 вышеуказанного нормативного правового акта Граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами «д»,«<адрес>», «<адрес>», «е», «е.1» и «з» пункта 1, подпунктами «в», «г» (в связи с наличием у военнослужащего статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличием у военнослужащего непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращением в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений, уклонением военнослужащего от проверочных мероприятий и (или) сообщением им заведомо ложных анкетных данных, однократным нарушением военнослужащим взятых на себя предусмотренных контрактом о прохождении военной службы обязательств, связанных с защитой государственной тайны, либо выявлением в результате проверочных мероприятий действий военнослужащего, создающих угрозу безопасности Российской Федерации), «д», «е.1», «е.2», «к» и «л» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Приведенные положения прямо устанавливает обязанность граждан, отчисленных из образовательных учреждений по основаниям, указанным в законе, возместить денежные средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Вопрос о проверке конституционности п. 7 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ«О воинской обязанности и военной службе»являлся предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации. В Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное названной статьей правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Таким образом, наступление обязанности лица, отчисленного из военно-образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно п. п. 1 - 5, 7, 8 указанного Положения военный учебный центр создается при федеральной государственной образовательной организации высшего образования (далее соответственно - военный учебный центр, образовательная организация) в целях обучения граждан Российской Федерации, обучающихся в образовательной организации по очной форме обучения (далее - граждане) по программам военной подготовки (далее - военная подготовка): для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, после получения высшего образования; для подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо солдат, матросов запаса. Военная подготовка осуществляется в добровольном порядке на основании заключаемого между гражданином и Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в военном учебном центре по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после получения высшего образования или договора об обучении в военном учебном центре по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса по форме, определяемой Министерством обороны Российской Федерации. Военная подготовка, предусмотренная абзацем вторым пункта 1 настоящего Положения, является целевой подготовкой граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Министерство обороны Российской Федерации ежегодно определяет потребность в гражданах, привлекаемых к военной подготовке в военных учебных центрах, и направляет в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), осуществляющие полномочия учредителя образовательных организаций, соответствующие предложения. Количество граждан, проходящих военную подготовку, устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), осуществляющим полномочия учредителя образовательной организации, на основании предложений Министерства обороны Российской Федерации. Штатное расписание военного учебного центра разрабатывается образовательной организацией, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), осуществляющим полномочия учредителя образовательной организации, и Министерством обороны Российской Федерации и утверждается ректором образовательной организации. Образовательная деятельность является основным видом деятельности военного учебного центра и включает в себя организацию и проведение учебной, методической и воспитательной работы. Военная подготовка проводится по конкретным военно-учетным специальностям в соответствии с программами военной подготовки.Военно-учетные специальности, по которым проводится военная подготовка, а также квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке граждан, прошедших обучение по военно-учетным специальностям в военных учебных центрах, определяются Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ № ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 разработано Положение об учебном военном центре при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3», которое утверждено ректором ИГЭУ им.ФИО3 ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зачислен в университет с ДД.ММ.ГГГГ на 1 курс очной формы обучения по направлению ДД.ММ.ГГГГ «Электроника и наноэлектроника» профиль «Промышленная электроника».
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника УВЦ ИГЭУ полковника ФИО6 и ФИО1 был заключен договор об обучении по программе военной подготовки в УВЦ ИГЭУ по военно-учетной специальности № и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания этой образовательной организации.
Согласно п. 1 договора № Министерство обороны Российской Федерации обязуется: а) обеспечить требуемые в соответствии с законодательством Российской Федерации условий для военной подготовки гражданина по военно-учетной специальности 121800 «Применение воинских частей и подразделений спутниковой связи»,б) при заключении гражданином контракта о прохождении военной службы осуществить необходимые действия, связанные с назначением гражданина на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера и присвоением ему воинского звания офицера.
В силу п. 2 раздела 2 договора ФИО1 обязался пройти военную подготовку в течение 4 (четырех) лет (8 семестров) в учебном военном центре, после завершения обучения в образовательной организации заключить контракт о прохождении военной службы на срок, определенный законодательством Российской Федерации.
В п. 2 раздела 3 договора стороны предусмотрели, что в случае отчисления гражданина из учебного военного центра за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, нарушение устава образовательной организации или правил внутреннего распорядка обучающихся либо в случае отказа заключить контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, гражданин в соответствии с настоящим договором возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его военную подготовку, в размере 3122,98 руб. за каждый полный месяц обучения в учебном военном центре.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал рапорт на имя начальника УВЦ ИГЭУ об отчислении из центра с ДД.ММ.ГГГГ по причине нежелания заключать контракт с МО РФ о прохождении военной службы. Одновременно ответчик обязался возместить средства, затраченные на обучение.
Приказом по ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отчислен из УВЦ ИГЭУ. Одновременно ответчику предписано в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № возместить денежные средства в размере 488528,60 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан Российской Федерации в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Согласно п. 2 указанной Методики размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в учебных военных центрах, определяется исходя из расходов, произведенных высшим учебным заведением для выполнения квалификационных требований, а также расходов на выплату студенту дополнительных стипендий и иных выплат, предусмотренных договором об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре (далее - договор).
Перечень расходов определен в п. 3 Методики. В указанный перечень помимо расходов на выплату студентам дополнительной стипендии и компенсации на приобретение специальной формы одежды, также включены расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе освоения программ военной подготовки вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы, а также базы для общевоенной подготовки (стоимость износа основных средств).
Период, на который определяются данные расходы, составляет 1 финансовый год (п.5 Методики).
Размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета определяется исходя из включаемого в договор фиксированного значения суммы этих средств и фактического значения осуществленных студенту выплат (п. 6 Методики).
В соответствии с п. 7 Методики, граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.
Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается:
а) для граждан, отчисленных из учебных военных центров за нарушение устава или правил внутреннего распорядка высшего учебного заведения, недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле:
ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12) + ФВ,
где:
ТЗ - текущее значение подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военного учебного центра, тыс. рублей;
ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней), прошедших с момента зачисления в военный учебный центр;
ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших с момента зачисления в военный учебный центр (для первого года обучения) либо с момента истечения полного года обучения (для последующих лет обучения);
ФВ - фактическое значение осуществленных студенту выплат, тыс. рублей;
Как усматривается из материалов дела, представленного истцом расчета, подлежащая взысканию с ФИО1 сумма денежных средств, потраченных на обучение, составляет 485405,62 руб., из которых: 342994,50 руб. – полученная ответчиком стипендия, 5000 руб. – выплата на приобретение специальной формы одежды; 137411,12 руб. - сумма денежных средств, подлежащих возмещению по договору, исходя из периода обучения.
Расчет истца судом проверен, признан обоснованным, соответствует материалам дела, условиям заключенного договора, вышеуказанной Методике.
Истец обращался к мировому судье судебного участка № Фрунзенского судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими от ответчика возражениями отменен определением мирового судьи судебного участка № Фрунзенского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Оснований для снижения подлежащих возмещению денежных средств, в силу ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», не имеется, так как согласно ч. 1 ст. 1 данного Закона он устанавливает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.
В обоснование возражений на иск ответчиком и его представителем указано на установление ФИО1 категории годности к военной службе «В», в связи с чем он не подлежал призыву на военную службу после окончания обучения в УВЦ ИГЭУ.
Вместе с тем, данные доводы не могут быть признаны судом несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном понимании норм материального права.
Согласно представленной в материалы дела медицинской документации ответчику по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлен диагноз «Варикозное расширение вен правой нижней конечности. Хроническая венозная недостаточность II степени».
В связи с наличием у Cиницына И.А. данного заболевания, заключениями военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 45 пункта «в» графы I расписания болезней и таблицы (раздел IIтребований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные учебные заведения,военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года№) ответчику установлена категория годности к военной службы «В» - временно годен к военной службе.
Вместе с тем, при проведении ВВК по направлению из УВЦ ИГЭУ ответчику при наличии данного заболевания была установлена категория годности «Б»- годен к военной службе с незначительными ограничениями. При этом заключение специалиста дано на основании п. «в» ст. 45 графы III вышеуказанных требований.
Из дела следует, что ФИО1 по завершении обучения в УВЦ ИГЭУ подлежал призыву на военную службу в качестве офицера. Указанное обстоятельство подтверждается договором, не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Согласно положению о военно-врачебной комиссии, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, годность к службе граждан, прошедших военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, прошедшие военную подготовку в военных учебных центрах при образовательных организациях по программе военной подготовке офицеров запаса и завершающие обучение в образовательной организации, при проведении мероприятий, предшествующих выпуску, определяется по графе III.
Из таблицы расписания болезней по ст. 45 посттромботическая или варикозная болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности II степени (периодическая отечность стоп и голеней после длительной ходьбы или стояния, исчезающая за период ночного и дневного отдыха) относится к пункту «в» наименования болезней, степени нарушения функции.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, учитывая, что ответчик ФИО1 после обучения в УВЦ ИГЭУ подлежал призыву на военную службу в качестве офицера, категория годности к военной службе «Б» была установлена специалистом военно-врачебной комиссии в мае 2022 года верно, в соответствии с подлежащей применению графой III расписания болезней.
Впоследствии (в октябре – ноябре 2022 года)ФИО1 была установлена категория годности к военной службе по графе I, как гражданам при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу, не прошедшим военную службу или прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, указанных в графе III), поступающим на военную службу по контракту на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в мобилизационный людской резерв, в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и поступающих в военно-учебные заведения или на военную службу по контракту на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами, гражданам, изъявившим желание пройти и проходящим военную подготовку в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, в военно-учебных заведениях по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, в том числе гражданам, подлежащим направлению на учебные сборы (стажировки), гражданам, пребывающим в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации и не прошедшим военную службу (прошедшие военную службу по призыву), при призыве их на военные сборы, проводимые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, на воинские должности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами (за исключением граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве). Данная графа не подлежала применению при установлении категории годности к военной службе после окончания обучения в УВЦ ИГЭУ.
При таких обстоятельствах, на дату написания рапорта ФИО1 и отчисления из УВЦ ИГЭУ, последний не имел ограничений, препятствующих заключению контракта на прохождение военной службы в качестве офицера.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и взыскании с ответчика денежных средств в определенном ФГБОУ ВО ИГЭУ им. ФИО3 размере.
Истец просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание вышеизложенное, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 8054 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» к ФИО1 о взыскании денежных средств, затраченных на военную подготовку, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (паспорт № №) в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ивановский государственный энергетический университет им. ФИО3» (ИНН 3731000308) денежные средства, затраченные на военную подготовку, в размере 485405,62 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 8054 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись О.И. Лебедева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года