Решение по делу № 2-39/2023 (2-1144/2022;) от 10.10.2022

Дело № 2-39/2023 (№ 2-1144/2022)                             <данные изъяты>

УИД: 29RS0021-01-2022-001558-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Плесецк                                 23 января 2023 года

Плесецкий районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алиева Н.М.,

при секретаре судебного заседания Поповой Е.В.,

представителя ответчиков ФКУ ИК- УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Матвеев И. Н. к Исправительному участку, функционирующему как исправительный центр Федерального казенного учреждения исправительной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области, Федеральному казенному учреждению исправительной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о взыскании компенсации морального вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении,

установил:

Матвеев И. Н. обратился в Плесецкий районный суд Архангельской области с исковым заявлением к Изолированному участку, функционирующему как исправительный центр Федерального казенного учреждения исправительной колонии Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области (далее по тексту – ИУФИЦ ) о взыскании компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями отбывания наказания.

Требования мотивирует тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в помещении для нарушителей ИУФИЦ , которая не соответствовала установленным требованиям уголовно-исполнительного законодательства. Указывает, что унитаз в камере не отделен от жилого помещения, данный унитаз протекал, сливной бак сломан, водоотвод туалета находился в неисправном состоянии, отсутствовал стол для приема пищи, достаточно не открывалась форточка, из-за чего в камере не хватало свежего воздуха, отсутствовала горячая вода, напольная поверхность в камере прогнила, сыпалась штукатурка из потолка, отсутствовали розетки, ведро для мусора, инвентарь для уборки камеры, радиоточка и бак с питьевой водой. Также указывает, что на прогулку их выводили на один час. Данные обстоятельства причинили ему моральные и нравственные страдания, унижающие его честь и достоинство. Считая свои права нарушенными, просит суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 рублей.

Определением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее по тексту – ФСИН России), Управление Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области (далее по тексту – УФСИН России по Архангельской области), Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области (далее по тексту – ФКУ ИК- УФСИН России по Архангельской области, исправительное учреждение), Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Истец Матвеев И. Н. в судебном заседании участие не принимал, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, обеспечить его участие не представилось возможным ввиду технической неисправности комплекта видеоконференцсвязи, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ.

В этой связи, суд, руководствуясь п. 5.9 приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 28 декабря 2015 года № 401 «Об утверждении Регламента организации применения видео-конференц-связи при подготовке и проведении судебных заседаний», счел возможным рассмотреть дело без участия истца.

В предыдущем судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец Матвеев И. Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, дал суду пояснения согласно доводам административного искового заявления, направил суду видеозаписи из мобильного телефона, подтверждающие доводы искового заявления о протекании туалета, его неисправности.

Представители ИУФИЦ , Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель ответчиков по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления Матвеев И. Н., просила в иске отказать в полном объеме. В судебном заседании пояснила, что Матвеев И. Н. содержался в ПДН ИУФИЦ . В период его нахождения в данной камере и в настоящее время оборудование соответствует нормам по площади 4х4, имеется стол, табурет, тумбочка, кровать, отдельный санитарный узел, форточка открывается, обеспечено надлежащее освещение камеры и имеется холодное водоснабжение, радиоточка, инвентарь для уборки мусора. Обеспечить централизованное горячее водоснабжение камер ШИЗО исправительного учреждения не представляется возможным, гигиенические потребности осужденных, в том числе в горячей воде исправительным учреждением обеспечиваются.

Заслушав ответчика, обозрев судебном заседании CD-диск с видеозаписями, сделанными истцом, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.

Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Согласно ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию (часть 2). При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц (часть 11).

Согласно пп. 1 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 (далее по тексту – Положение о ФСИН России), ФСИН России осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах

Судом установлено, что ФКУ ИК УФСИН России по Архангельской области является юридическим лицом, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, и действует согласно Уставу, утвержденному приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99 (далее по тексту – Устав).

Правовую основу деятельности ФКУ ИК УФСИН России по Архангельской области согласно пункту 1.14 Устава, составляет Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные правовые акты, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, а также сам Устав исправительного учреждения.

Предметом и целями исправительного учреждения являются, в числе прочего, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории исправительного учреждения; охрана и конвоирование осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативно правовых актов Российской Федерации (пункт 2.1. Устава).

Управление исправительным учреждением осуществляют ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области (пункт 4.1. Устава).

При недостаточности у исправительного учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (пункт 5.12. Устава).

Доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств осуществляет УФСИН России по Архангельской области (пункт 4.3. Устава).

В соответствии с п. 3.7 Устава в структуру ИК-21 входит, в числе прочего, изолированный участок, функционирующий как исправительный центр.

Согласно ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.

Частью 3 указанной статьи УИК РФ установлено, что изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

На основании ч. 1 ст. 60.4 УИК РФ в исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022 года № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 6 Правил при осуществлении осужденными к принудительным работам своих прав не должны нарушаться порядок и условия отбывания принудительных работ, а также ущемляться права и законные интересы других осужденных к принудительным работам.

В силу п. 145 Правил осужденные к принудительным работам, допустившие нарушение порядка и условий отбывания принудительных работ, водворяются в помещение для нарушителей.

Прием пищи осужденными к принудительным работам, водворенными в помещение для нарушителей, осуществляется в указанном помещении. При приеме пищи они дополнительно обеспечиваются горячей кипяченой водой по их просьбе (п. 159 Правил).

В помещениях изолированного центра создаются условия для утреннего и вечернего туалета, ежедневной помывки осужденных к принудительным работам, хранения продуктов питания и приема пищи, приготовления, подогрева и раздачи пищи, мытья и хранения посуды, хранения белья, личных вещей, проведения ими религиозных обрядов (п. 37 Правил).

Администрация ИЦ обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований (п. 38 Правил).

Унитазы в санитарных узлах общежитий и в помещениях, где проживают и размещаются осужденные к принудительным работам, устанавливаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности, а умывальник устанавливается за пределами кабины (п. 39 Правил).

Уборка в помещении для нарушителей и мест для проведения их прогулки возлагается поочередно на каждого водворенного в них осужденного к принудительным работам согласно графику, утвержденному начальником изолированного центра или лицом, его замещающим, либо уполномоченным им сотрудником, который доводится до осужденного к принудительным работам (п. 160 Правил).

Осужденный к принудительным работам, водворенный в помещения для нарушителей и являющийся ответственным за уборку, получает и сдает инвентарь для уборки данных помещений, следит за чистотой, производит уборку санитарного узла (п. 161 Правил).

В 2021 году действовали Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 329, содержащие аналогичные требования к материально-бытовому обеспечению осужденных, отбывающих наказание в исправительных центрах.

Требования к технической эксплуатации помещений и зданий уголовно исполнительно-системы регламентированы приказом Минюста России от 28 сентября 2001 года № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы».

Из материалов дела следует, что Матвеев И. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 162, п. «ж, к» ч. 2 ст. 105, п. «б, в, д» ч. 2 ст. 131, ч. 2 ст. 162 УК РФ и в соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 21 год 05 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев И. Н. изменен вид исправительного учреждения, и он переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение.

Постановлением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ неотбытая часть наказания Матвеев И. Н. заменена принудительными работами на срок 04 года и 01 месяц с удержанием ежемесячно 5 % из заработной платы осужденного в доход государства.

Постановлением Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ Матвеев И. Н. произведена замена неотбытой части наказания по приговору Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ с учетом постановления Плесецкого районного суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ в виде принудительных работ лишением свободы на срок 03 года 06 дней в колонии строгого режима.

В исправительное учреждение ИУФИЦ Матвеев И. Н. прибыл ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справе руководителя ИУФИЦ , осужденный Матвеев И. Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ содержался в помещении для нарушителей ИУФИЦ (в настоящее время – ИУФИЦ ).

Оборудование камеры соответствует нормам площади 4х4, с наличием стола, табурета, тумбочки, кровати, отдельного санитарного узла, форточки, освещения, холодного водоснабжения. Розетка отсутствует.

Согласно техническому паспорту, общая площадь помещение для нарушителей ИУФИЦ составляет 8,4 кв. м, включая санузел.

В соответствии ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно доводам искового заявления Матвеев И. Н. в помещении для нарушителей санитарный узел не отделен от жилой части помещения, унитаз протекал, отсутствовал стол для приема пищи, не поступает свежий воздух, отсутствует горячая вода, пол и потолок требуют ремонта, отсутствует розетка, инвентарь для уборки мусора, радиоточка, не обеспечивалась прогулка осужденных, содержащихся в помещении для нарушителей.

Истцом до судебного заседания направлены видеоматериалы, подтверждающие факт неисправности туалета в помещении для нарушителей ИУФИЦ .

Данные видеоматериалы обозрены в судебном заседании судом и участниками процесса, из которых достоверно видно, что туалет в данном помещении, где содержался истец, находится в неисправном состоянии, сливной бак протекает, сточная вода растекалась вдоль стены, отсутствовала вода из крана в умывальнике.

Согласно представленным по инициативе суда копий представлений прокурора Плесецкого района Архангельской области, руководителю ИК- указывалось о нарушениях уголовно-исполнительного законодательства в части материально-бытового оснащения помещений ИУФИЦ , а именно: в помещениях для нарушителей высота стенок туалетов, отграничивающих его от остального помещения, не обеспечивает приватность для осужденных (представление от ДД.ММ.ГГГГ); камера помещения для нарушителей нуждается в косметическом ремонте (на стенах и потолке множественные отслоения и повреждения краски и штукатурки, полы и подоконники требуют окраски, имеются следы плесени, возле унитаза имеются следы сырости), высота стенки туалета, отграничивающую его от остального помещения, не обеспечивает приватность для осужденных и имеет острые углы реек, которыми прибит металлический лист, отсутствует горячая вода (представление от ДД.ММ.ГГГГ).

По результатам рассмотрения, указанные представления признаны руководством исправительного учреждения обоснованными, в вышеуказанной части не обжалованы.

В соответствии с п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

Согласно п. 20.5 Инструкции, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил «308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФРоссийской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр (далее по тексту – Свод Правил) здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно п. 19.2.5 Свода Правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

Таким образом, доводы истца о неисправности туалета, необходимости проведения косметического ремонта и отсутствии горячей воды, в ходе судебного заседания нашли свое подтверждение. Данные нарушения судом признаются как нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства, а также нарушения прав осужденного Матвеев И. Н.

Вместе с тем, суд не находит обоснованными доводы истца о нарушении его прав из-за отсутствия в помещении для нарушителей ИУФИЦ возможности поступления свежего воздуха из форточки, отсутствия розеток, мусорного ведра, инвентаря для уборки мусора, бака с питьевой водой, радиоточки, неогороженности унитаза от остальной части помещения и невыводе его на прогулку.

Вентиляция воздуха в помещении осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер.

Из видеозаписей, предоставленных суду в камерах ПДН ИУФИЦ ФКУ ИК ОУХД УФСИН России по Архангельской области видно, что в камере окно открывается с помощью специального механизма, представляющего собой металлическую ручку, при этом человек среднего роста имеет возможность регулировать притвор окна, стоя на полу не залезая на отсекающую решетчатую перегородку, тем самым регулируя приток воздуха в камеру, несмотря на наличие ограждающих решеток.

Таким образом, доводы истца о том, что система естественной вентиляции не обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ПДН ИУФИЦ ФКУ ИК ОУХД УФСИН России по Архангельской области являются несостоятельными.

Из представленных истцом видеозаписей также отчетливо видно, что ограждение унитаза помещения от остальной ее части обеспечено металлическим листом, стол для приема пищи имеется, а наличие в помещении для нарушителей розеток, инвентаря для уборки мусора, бака с питьевой водой и радиоточки не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством и организационно-распорядительными документами системы органов исполнения наказания.

Вопреки требованиям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не нашли своего подтверждения доводы истца о непредоставлении ему возможности выходить на прогулку.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», учитывая, что вопросы компенсации морального вреда регулируются рядом законодательных актов, введенных в действие в разные сроки, суду в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений и, если такая ответственность установлена, когда вступил в силу законодательный акт, предусматривающий условия и порядок компенсации вреда в этих случаях, а также когда были совершены действия, повлекшие причинение морального вреда. Суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора (пункт 1).

Как разъяснено в пункте 2 указанного выше постановления, под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.

Согласно п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Истец ссылается на причинение ему моральных и физических страданий, причиненных ему в результате ненадлежащего содержания в помещении для нарушителей ИУФИЦ , что в совокупности являются для него унизительными и причинили ему нравственные страдания.

В соответствии с подп. 3 п. 3 Положения о ФСИН России, одна из основных задач ФСИН России – обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно подп. 6 п. 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

На основании ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

То обстоятельство, что здание ИУФИЦ введено в эксплуатацию в 1980 году и ранее действовавшее законодательство не предусматривало подводку горячей воды в это здание, в целом не освобождает учреждение уголовно-исполнительной системы от обязанности по созданию осужденным условий содержания, соответствующих нормам законодательства Российской Федерации.

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14 ноября 2017 года по делу № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

На основании изложенного, учитывая приведенные выше положения уголовно-исполнительного законодательства, ведомственных нормативных правовых актов и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» суд приходит к выводу о том, что условия содержания Матвеев И. Н. в помещении для нарушителей ИУФИЦ не соответствуют установленным требованиям.

Выявленные несоответствия установленных требований в части ненадлежащей состояния санитарного узла помещения, его протекание, сопровождавшееся неприятным запахом, отсутствие горячего водоснабжения непосредственно в помещении для нарушителей ИУФИЦ , с учетом разъяснений, содержащихся в абзаце 3 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2018 года № 47, является основанием для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями его содержания в исправительном учреждении.

Истец при подаче иска освобождён от уплаты государственной пошлины, ответчики в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования Матвеев И. Н. о взыскании компенсации морального вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении – удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу Матвеев И. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, СНИЛС <данные изъяты>, компенсацию морального вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Компенсацию морального вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении в размере 5 000 (пять тысяч) рублей перечислить на следующие банковские реквизиты:

Полное наименование:

Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Архангельской области Сокращенное: ФКУ ИК- УФСИН России по Архангельской области

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Плесецкий районный суд.

Мотивированное решение по делу изготовлено 27 января 2023 года.

Председательствующий:        <данные изъяты>                 Н.М. Алиев

<данные изъяты>

2-39/2023 (2-1144/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Онежский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ
Матвеев Игорь Николаевич
Ответчики
УФСИН России по Архангельской области
ИУФИЦ №3 ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области
ФКУ ИК-21 ОУХД УФСИН России по Архангельской области
Министерство финансов РФ
РФ в лице ФСИН России
Суд
Плесецкий районный суд Архангельской области
Судья
Алиев Натиг Микаилович
Дело на странице суда
pleseck.arh.sudrf.ru
10.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2022Передача материалов судье
10.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.11.2022Подготовка дела (собеседование)
24.11.2022Подготовка дела (собеседование)
24.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2022Судебное заседание
23.01.2023Судебное заседание
27.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее