РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2024 года город Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в составе:
судьи Шационка И.И.,
при секретаре судебного заседания Калашниковой Я.А.,
с участием представителя истца помощника прокурора Алениной О.В.,
третьих лиц Усовой Е.А.,
Журкович Е.А.,
Булавиной Н.Г.,
Юрьева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Новосибирска к мэрии города Новосибирска о признании незаконным бездействия органов местного управления, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Ленинского района г. Новосибирска обратился в суд с административным исковым заявлением к мэрии г. Новосибирска, просил:
1. Признать незаконными бездействие мэрии г. Новосибирска по непринятию мер к ограничению доступа к объектам по адресам: <адрес> и <адрес>.
2. Обязать собственника зданий – мэрию г. Новосибирска принять меры к ограничению доступа к объектам по адресам: <адрес> и <адрес>, а именно: установить закрытие дверных и оконных проемов, установить ограждение вокруг зданий в соответствии с ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 18.08.2020 № 504-ст) с установкой знаков безопасности и надписями в соответствии с ГОСТ 12.4.026. -2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (введен в действие Приказом Госстандарта от 10.06.2016 №614-ст).
В обоснование требований указано, что прокуратурой Ленинского района города Новосибирска проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности бесхозяйных и заброшенных зданий, строений, сооружений, иных потенциально-опасных объектах.
Установлено, что многоквартирный жилой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мэрии города Новосибирска № признан аварийным и подлежащим сносу, не включен в действующие программы по переселению граждан из аварийного жилья. Расселение дома планируется осуществить в 2024 году.
Многоквартирный жилой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ постановлением Мэрии города Новосибирска № признан аварийным и подлежащим сносу, не включен в действующие программы по переселению граждан из аварийного жилья. Расселение дома планируется осуществить в 2024 году.
Территория в границах улиц <адрес> включена в комплексное развитие территорий.
В связи с угрозой жизни и здоровью жильцы дома расселены 2021 году в помещения маневренного фонда.
До настоящего времени дома не снесены. С даты признания домов аварийными и подлежащими сносу, судьба домов не решена, расселение не обеспечено программными мероприятиями, направленными на ликвидацию аварийного жилищного фонда. Жильцы дома размещены в жилых помещениях маневренного фонда.
Обязанность по ограждению зданий, вышедших из эксплуатации и подлежащих сносу (утилизации) с установкой знаков безопасности и надписями обусловлена п. 4.3 СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации» (далее - СП 325.1325800.2017). (Площадка демонтажа (сноса) и участки производства работ должны быть ограждены в соответствии с ГОСТ Р 58967 с установкой знаков безопасности и надписями в соответствии с ГОСТ 12.4.026).
В этой связи у собственника помещения имеется обязанность осуществлять меры по ограничению доступа на объект в виде установления ограждения вокруг здания, закрытия дверных и оконных проемов в здании, с установлением охраны здания.
Прокуратурой города Новосибирска в апреле 2022 года в мэрию г. Новосибирска вносилось представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено, удовлетворено.
Кроме того, прокуратурой района 08.06.2022 Главе администрации Ленинского района г. Новосибирска было внесено представление, которое 22.06.2023 было рассмотрено, частично удовлетворено. Как следует из ответа, администрацией района и управляющей организацией принимаются меры по ограничению несанкционированного доступа в здание по <адрес>, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ первый этаж по периметру здания закрыт для несанкционированного доступа
Вместе с тем на момент фактического осмотра 14.05.2023 установлено, что вышеуказанные здания не снесены и мероприятия по пресечению доступа через дверные и оконные проемы не осуществлены.
Определением от 31.01.2024 суд определил перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Представитель истца помощник прокурора Аленина О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил. Ранее мэрией г. Новосибирска был представлен отзыв, из которого следует, что в настоящее время на территории Новосибирской области действует региональная адресная программа Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства НСО от 01.04.2019 № 122-п, объектом реализации которой, является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года.<адрес> по <адрес> признаны аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 года, и не включены в настоящее время органом местного самоуправления в региональную адресную программу. Таким образом, расселение вышеуказанных домов будет осуществляться при реализации последующих программ по расселению аварийного жилищного фонда города Новосибирска при наличии соответствующего финансирования. Следующая адресная программа будет реализовываться на территории Новосибирской область 2024 года по 2030 год. В перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу и реконструкции по данной программе, будут входить дома, признанные аварийными ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.Постановлением мэрии города Новосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок расселения <адрес> в срок до 2024 года включительно. Постановлением мэрии города Новосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок расселения <адрес> в срок до 2026 года включительно. Таким образом, доводы, указанные в исковом заявлении о том, что спорные аварийные дома расселены, не являются действительными. Граждане, проживающие в домах № по <адрес>, № по <адрес> были переселены в маневренный фонд до начала процедуры расселения. Кроме того, город Новосибирск является не единоличным собственником помещений в многоквартирных домах по адресам: <адрес>, <адрес> однако требования прокурора <адрес> предъявлены исключительно к мэрии <адрес>. От имени <адрес> пользование и распоряжение имуществом, находящегося в муниципальном жилищном фонде социального использования, осуществляет администрация района <адрес>.
Тем более в самом исковом заявлении на странице 3 указано, что прокуратурой Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Ленинского района г. Новосибирска вынесено представление, которое ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено и частично удовлетворено. Администрацией района и управляющей организацией предпринимаются меры по ограничению несанкционированного доступа в здание по <адрес>.
Администрация от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии на территории соответствующего района (районов) города Новосибирска, в том числе выступает истцом и ответчиком в суде, предоставляет муниципальные услуги и исполняет муниципальные функции в пределах компетенции.
Представитель третьего лица администрации Ленинского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в свое отсутствие с учетом представленного отзыва, из которого следует, что Администрация Ленинского района г. Новосибирска в своей деятельности руководствуется положением об администрации района (округа по районам) города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ №.В рамках своих полномочий администрацией Ленинского района совместно с управляющей организацией в июне 2002 года принимались меры по ограничению несанкционированного доступа в помещения многоквартирных домов, по указанным адресам признанными аварийными.
Администрацией Ленинского района повторно в адрес управляющей организации ООО «ЖЭУ-РЕМСТРОЙ» было направлено уведомление о принятии мер в отношении многоквартирных домов по <адрес>, <адрес> признанных аварийными в 2018 году, по пресечению доступа через дверные и оконные проемы в здания, с просьбой сообщить в администрацию Ленинского района о результатах принятых мер.
Третьи лица Усова Е.А., Журкович Е.А., Булавина Н.Г., Юрьев И.В. в судебном заседании против удовлетворения требований не возражали.
Представители третьих лиц ООО «ЖЭУ-Ремстрой», Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии г.Новосибирска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суд не уведомили.
Третье лицо Журакулов И.Х. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомил.
Третьи лица Цыганкова Д.В., Иноземцев А.А., Воробьев Д.Н., Гриценко О.П., Журакулов Т.Х., Евсеева Я.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, судебная корреспонденция возвращена за истечением срока хранения.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения представителя истца, третьих лиц, изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи (часть 10).
Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 2 пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельногоучастка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского района г. Новосибирска по поручению прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства.
В ходе проведения проверки установлено, что на территории Ленинского района г. Новосибирска расположены расселенные многоквартирные жилые <адрес> и № по <адрес>, которые в настоящее время не снесены, доступ к ним не ограничен.
Помощником прокурора Ленинского района г. Новосибирска ФИО6 произведен осмотр указанных домов.
Осмотром установлено, что при визуальном осмотре зданий по указанным адресам установлено, что здания имеют разрушения, длительное время не используются по назначению, при этом свободный доступ в здания не ограничен, присутствуют не закрытые дверные и оконные проемы, не огорожены, что представляет угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № (на основании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения до 2024 года включительно (л.д. 59).
Постановлением мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ № (на основании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ) многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения до 2026 года включительно (л.д. 59, оборот).
В настоящее время на территории Новосибирской области действует региональная адресная программа Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства НСО от 01.04.2019 № 122-п, объектом реализации которой, является аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года.
<адрес> и <адрес> не включены в настоящее время органом местного самоуправления в региональную адресную программу, поскольку признаны аварийными и подлежащими сносу после 1 января 2017 года.
Как следует из отзыва мэрии города Новосибирска, расселение вышеуказанных домов будет осуществляться при реализации последующих программ по расселению аварийного жилищного фонда города Новосибирска при наличии соответствующего финансирования. Следующая адресная программа будет реализовываться на территории Новосибирской области с 2024 года по 2030 год. В перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу и реконструкции по данной программе, будут входить дома, признанные аварийными 01.01.2017 по 01.01.2022.
Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН (л.д. 61-76) следует, что часть жилых помещений по адресу: <адрес> находятся в муниципальной собственности (2 <данные изъяты>), остальные помещения – не учитываются в реестре муниципальной собственности г. Новосибирска и принадлежат на праве собственности физическим лицам.
Тот факт, что в домах по <адрес> и <адрес> расположены непригодные для проживания помещения, в которых никто не проживает, часть помещений принадлежат на праве собственности физическим лицам, в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось.
Собственниками жилых помещений являются:
<адрес>: <адрес> – Шрейдер Н.В., Иноземцева Е.Г., Иноземцева Я.А., Иноземцев А.А.; <адрес> – Мальцев А.Г., Мальцева А.А., <адрес> – Воробьев Д.Н.;
<адрес>: <адрес> – Гриценко Е.В., Гриценко Р.В., Гриценко А.В., Гриценко О.П., Гриценко А.В.; <адрес> – Карлова А.П., Булавина Н.Г.; <адрес> – Евсеева Я.Н., Евсеева И.А., Евсеева Г.М., Евсеева С.А., Журакулов И.Х., Журакулов Т.Х.; <адрес> – Овчинников И.А., Берников Д.Ю.; <адрес> - Юрьева О.И., <адрес> – Журкович Е.А., Журкович Д.Д.; <адрес> – Волков В.И.
Граждане, проживающие в домах № по <адрес>, № по <адрес> были переселены в маневренный фонд до начала процедуры расселения.
В целях устранения выявленных нарушений Главе администрации Ленинского района г. Новосибирска внесено представление об устранении нарушений закона № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).
Из ответа администрации Ленинского района г. Новосибирска № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15) следует, что Администрацией Ленинского района города Новосибирска и управляющей организацией ООО «ЖЭУ-РЕМСТРОЙ» принимаются меры по ограничению несанкционированного доступа в здание по <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ первый этаж по периметру здания закрыт для несанкционированного доступа.
Кроме того, Мэру г. Новосибирска также было внесено представление об устранении нарушений закона № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19), представление оставлено без удовлетворения, требования прокурора не выполнены.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, случаи возложения бремени содержания имущества лицом, не являющимся его собственником, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым правила благоустройства не относятся, или договором.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
Мэрия города Новосибирска в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 27 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 616, входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска и согласно части 1 статьи 40 Устава является местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального образования города Новосибирска, наделённой полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Новосибирска федеральными законами и законами Новосибирской области.
На основании части 2 статьи 1 Устава город Новосибирск является муниципальным образованием и наделён Законом Новосибирской области от 02.06.2004 № 200-03 «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» статусом городского округа.
В силу абз. 3 ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
Исходя из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Анализ приведенных нормативных правовых актов в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что собственник объекта недвижимости, в отношении которого принято решение о прекращении эксплуатации обязан осуществить комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих с целью исключения возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Разрешая спор по существу, суд, установив, что спорные жилые дома в установленном законом порядке признаны аварийными и подлежащими сносу, находятся в разрушенном состоянии, представляют угрозу жизни и здоровью граждан (неопределенному кругу лиц), принимая во внимание, что проживающие в жилых домах граждане отсутствуют, при этом установлен в ходе осмотра аварийного дома открытый доступ, признав, что непринятие мер органом местного самоуправления понедопущению свободного доступа в аварийные дома, представляющие угрозу жизни и здоровью граждан, является бездействием, нарушающим требования действующего законодательства, приходит к выводу о возложении на мэрию г. Новосибирска обязанности принять меры, исключающие несанкционированный, свободный доступ в спорные дома, установив в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ срок исполнения в 30 дней.
Вместе с тем, суд отмечает, что техническая сторона исполнения решения суда, учитывая множество технологий по предотвращению доступа на аварийный объект, может быть определена ответчиком самостоятельно с учетом экономической обоснованности мероприятий, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований в части конкретизации мер по ограничению доступа к объектам по адресам: <адрес> и <адрес>, а именно: установить закрытие дверных и оконных проемов, установить ограждение вокруг зданий в соответствии с ГОСТ Р 58967-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия» (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 18.08.2020 № 504-ст) с установкой знаков безопасности и надписями в соответствии с ГОСТ 12.4.026. -2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (введен в действие Приказом Госстандарта от 10.06.2016 №614-ст) надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Новосибирска удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие мэрии г. Новосибирска по непринятию мер к ограничению доступа к объектам, признанным аварийными и подлежащими сносу, расположенным по адресам: <адрес> и <адрес>.
Обязать мэрию г. Новосибирска в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять меры, исключающие несанкционированный, свободный доступ в опасный объект – признанный в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать мэрию г. Новосибирска в течение 30 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять меры, исключающие несанкционированный, свободный доступ в опасный объект - признанный в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Ленинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись) И.И. Шационок
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 марта 2024 года.
Подлинник решения хранится в гражданском деле № 2-318/2024 (54RS0006-01-2023-007237-15) Ленинского районного суда г. Новосибирска.