ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-7028/2022
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
31 марта 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Федотовой Е.В.,
судей Балакиревой Е.М., Кириченко А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Халитова Радика Ахсановича на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 г. по гражданскому делу № 2-606/2021 по иску Халитова Радика Ахсановича к Государственному казенному учреждению Южный межрайонный центр занятости населения, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ГУ-Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Кумертау РБ о взыскании задолженности, возложении обязанности выдать предложение о направлении безработного гражданина на пенсию досрочно, возложении обязанности назначить досрочную пенсию на основании предложения с выплатой пенсии.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Халитов Р.А. обратился в суд с иском к ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения (далее ЦЗН), ГУ УПФ Российской Федерации в городе Кумертау Республики Башкортостан о взыскании задолженности по безработице, возложении обязанности выдать предложение о направлении безработного гражданина на пенсию досрочно и назначить досрочную пенсию на основании предложения с выплатой пенсии, установлении факта принадлежности трудовой книжки. В обоснование заявленных требований указал, что приказом от 03 ноября 2018 г. уволен с ООО «Сандин» в связи с сокращением штата работников в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В целях регистрации в качестве безработного и поиска подходящей работы он обратился в ЦЗН, который на основании ст.ст. 3, 30, 31, 32, 33, 34 Закона о занятости населения в Российской Федерации, приказами от 22 ноября 2018 г. зарегистрировал его безработным с 14 ноября 2018 г. и назначил выплату пособий по безработице с 04 февраля 2019 г. по 03 февраля 2020 г., период выплаты пособия по безработице был увеличен до 12 сентября 2020 г., 01 сентября 2020 г. ЦЗН издал приказ № с учетом внесенных изменений, в котором указал размер ежемесячных пособий за весь период с 04 февраля 2019 г. по 12 сентября 2020 г. безработицы, подлежащий выплате. Общая сумма пособий, подлежащая выплате, составила 212 830,65 руб. Фактически пособие по безработице за период с 04 февраля 2019 г. по 12 сентября 2020 г. выплачено в размере 204 068,31 руб. Таким образом, задолженность ЦЗН по выплате пособия по безработице составляет 212 830,65 - 204068,31 = 8 762,34 руб.
С учетом уточнений Халитов Р.А. просил взыскать с ЦЗН задолженность по пособиям по безработице в размере 71 909,90 руб., при недостаточности денежных средств у должника взыскание осуществить с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения республики Башкортостан за счет средств казны Российской Федерации; обязать ЦЗН выдать ему Предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно с 01 октября 2020 г., обязать ГУ - УПФ РФ в г. Кумертау назначить ему досрочную пенсию, согласно выданному Предложению, с 01 октября 2020 г., с выплатой пенсии за период с 01 октября 2020 г. по 14 декабря 2020 г.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерство финансов Российской Федерации в лице Федерального казначейства Российской Федерации по Республике Башкортостан, Республика Башкортостан в лице Правительства Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Башкортостан, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Российской Федерации.
Определением суда от 13 июля 2021 г. прекращено производство по настоящему гражданскому делу в части требования ФИО1 о признании факта принадлежности ему, как владельцу паспорта №, трудовой книжки № в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Решением Кумертауского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2021 г. исковые требования Халитова Р.А. к ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения, Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан удовлетворены частично, с ГКУ Южный межрайонный центр занятости населения, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу Халитова Р.А. в возмещение недоплаченного пособия по безработице за период с 12 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г. взыскана сумма в размере 11369, 70 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 г. решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2021 г. в части взыскания с Государственного казенного учреждения Южный межрайонный центр занятости населения, а при недостаточности денежных средств в субсидиарном порядке с Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в пользу Халитова Радика Ахсановича в возмещение недоплаченного пособия по безработице за период с 12 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года суммы в размере 11 369 рублей 70 копеек отменено. В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Халитова Р.А. к Государственному казенному учреждению Южный межрайонный центр занятости населения о взыскании задолженности по выплате пособия по безработице отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Халитов Р.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
Из трудовой книжки истца следует, что в период с 23 мая 2018 г. по 03 ноября 2018 г. Халитов Р.А. работал в ООО «Сандин», 03 ноября 2018 г. уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением штата работников организации.
Приказом ЦЗН № от 22 ноября 2018 г. Халитов Р.А. признан безработным с 14 ноября 2018 г.
Приказом ЦЗН № от 22 ноября 2018 г. в соответствии со ст.ст. 30, 31, 32, 33, 34 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Халитову Р.А. назначено пособие по безработице с 04 февраля 2019 г. на срок 12 месяцев с установлением следующих размеров и сроков выплаты пособия по безработице в размере 75% среднемесячного заработка 5 635 руб. с 04 февраля 2019 г. по 03 мая 2019 г., в размере 60% среднемесячного заработка 5 635 руб. с 04 мая 2019 г. по 03 сентября 2019 г., в размере 45% среднемесячного заработка 5 635 руб. с 04 сентября 2019 г. по 03 февраля 2020 г.
Приказом ЦЗН от 03 февраля 2020 г. Халитову Р.А. увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 16 недель, с 04 февраля 2020 г. по 25 мая 2020 г., с установлением размера пособия по безработице в указанном периоде 9 200 руб.
Приказом ЦЗН от 02 июля 2020 г. Халитову Р.А. увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 15 недель, с 26 мая 2020 г. по 12 сентября 2020 г., с установлением размера пособия по безработице в указанном периоде 13 949,50 руб.
Приказом ЦЗН от 02 июля 2020 г. приказано не осуществлять выплату пособия по безработице Халитову Р.А. 18 дней, с 26 мая 2020 г. по 12 июня 2020 г.
Приказом ЦЗН от 01 сентября 2020 г. Халитову Р.А. изменен порядок начисления пособия по безработице с 13 июня 2019 г. по 03 февраля 2020 г., изменен приказ о назначении пособия по безработице с 13 июня 2019 г., начисление пособия по безработице приказано производить по 03 февраля 2020 г., пособие выплачивать в следующих размерах:
в размере 75% средней зарплаты гражданина № руб. в месяц с 04 февраля 2019 г. по 03 мая 2019 г.,
в размере 60% средней зарплаты гражданина № руб. в месяц с 04 мая 2019 г. по 12 июня 2019 г.,
в размере 60% средней зарплаты гражданина № руб. в месяц с 13 июня 2019 г. по 03 сентября 2019 г.,
в размере 45% средней зарплаты гражданина (№ руб. в месяц с 04 сентября 2019 г. по 29 марта 2020 г.,
в размере 45% средней зарплаты гражданина № руб. в месяц с 30 марта 2020 г. по 31 мая 2020 г.,
в размере 45% средней зарплаты гражданина № руб. в месяц с 01 июня 2020 г. по 31 августа 2020 г., в размере 45% средней зарплаты гражданина (33 985,55 руб.) 13 949,50 руб. в месяц с 01 сентября 2020 г. по 12 сентября 2020 г.
Судом также установлено, что 14 декабря 2020 года (по достижении Халитовым Р.А. возраста 60 лет) ЦЗН выдано Предложение о направлении Халитова Р.А., как безработного гражданина, на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации, с указанием, что Халитов Р.А. имеет необходимый стаж работы для назначения пенсии на общих (льготных) условиях, и территориальный орган Минтруда России по вопросам занятости населения не имеет возможности для его трудоустройства.
На основании указанного выше Предложения ГУ – УПФ РФ в г. Кумертау 14 декабря 2020 Халитову Р.А. назначена страховая пенсия по старости.
Приказом ЦЗН от 29 января 2021 г. Халитов Р.А. снят с регистрационного учета с 13 декабря 2020 г. в связи с назначением пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона о занятости населения.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в части взыскания в пользу истца суммы невыплаченного пособия по безработице, исходил из того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 08 сентября 2020 г. № 1372, которым установлено, что гражданам, уволенным и признанным в установленном порядке безработными начиная с 1 марта 2020 г., за исключением граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, пособие по безработице в апреле - сентябре 2020 г. устанавливается в размере 12 130 рублей, пришел к выводу об ошибочности решения ЦЗН об исключении из периода оплаты истцу Халитову Р.А. пособия по безработице 18 дней с 12 сентября 2020 г. по 30 сентября 2020 г., указав, что Правительством Российской Федерации от 27 марта 2020 г. № 346 « О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год» в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2020 №1372 определен период выплаты пособия по безработице в течение полных месяцев с апреля по сентябрь 2020 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Халитова Р.А. к Государственному казенному учреждению Южный межрайонный центр занятости населения о взыскании задолженности по выплате пособия по безработице, исходил из того, что положения постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 346, предусматривающие право на получение пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными и утратившим право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, вступили в силу с 13 июня 2020 года, в связи с чем пришел к выводу о правомерности действий ответчика о выплате истцу пособия по безработице за период с 13 июня 2020 года по 12 сентября 2020 года с увеличением размера пособия до 13 949,50 с учетом районного коэффициента, несовершеннолетнего ребенка, что соответствует положениям действующего законодательства и изданным приказам ЦЗН.
При этом суды двух инстанций согласились с позицией ответчика ЦЗН об исключении из страхового стажа истца Халитова Р.А., учитываемого при принятии решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице, периода военной службы истца с 10 апреля 1979 по 21 апреля 1981 (2 года 12 дней), а также периодов безработицы с 01 июня1998 по 31 мая 1999, с 17 мая 2002 по 04 ноября 2002, с 16 июля 2009 по 10 сентября 2009, с 11 октября 2009 по 15 июля 2010, принимая во внимание, что порядок подсчета страхового стажа для принятия решения об увеличении продолжительности периода выплаты пособия по безработице не идентичен порядку подсчета страхового стажа для назначения страховой пенсии по старости.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований истца о возложении на ЦЗН обязанности выдать Предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно с 01 октября 2020 года, возложении на ГУ – УПФ РФ в г. Кумертау обязанности назначить досрочную пенсию, согласно выданному Предложению, с 01 октября 2020 года, с выплатой пенсии за период с 01 октября 2020 г. по 14 декабря 2020 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности и исходил из отсутствия всей необходимой совокупности фактов, с которыми закон связывает наступление у истца права на получение предложения о досрочном назначении пенсии, предусмотренной статьей 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с 1 октября 2020 года.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, отметив, что по смыслу ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции до вступления в силу Федерального закона № 350-ФЗ от 03 октября 2018) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В данном случае истец Халитов Р.А. с заявлением о назначении страховой пенсии обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Кумертау 14 декабря 2020 года, с указанной даты ГУ – УПФ РФ в г. Кумертау Халитову Р.А. была назначена страховая пенсия.
Кроме того, судом апелляционной инстанции также учтено, что выдача предложения о досрочном назначении пенсии, в соответствии с требованиями статьи 32 Закона Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991 «О занятости населения в Российской Федерации», является правом, а не обязанностью службы занятости, и представляет собой одну из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства. На момент выдачи состоящему на учете в ЦЗН более 12 месяцев истцу Халитову Р.А., предложения о досрочном назначении пенсии, не была исчерпана возможность его трудоустройства.
Суд апелляционной инстанции учел, что в период нахождения истца на регистрационном учете ЦЗН ему предлагалось несколько вариантов подходящей работы в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4 Закона Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991 «О занятости населения в Российской Федерации», однако, кандидатура истца либо не подходила, либо вакансии на момент обращения истца были уже закрыты. Принимая во внимание, что истец Халитов Р.А. не имел ограничений в работе по состоянию своего здоровья, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что возможность его трудоустройства не была утрачена, указав также на то, что выдача предложения о досрочном назначении пенсии в соответствии с указанными выше нормами материального права, является правом, а не обязанностью службы занятости.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами судов соглашается, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной судом второй инстанцией по правилам статей 59, 67 ГПК РФ, обоснованном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исходя из указанной правовой нормы право на получение предложения на досрочную пенсию возникает при наличии одновременно следующих обстоятельств: признание гражданина безработным; отсутствие возможности для трудоустройства; наличие необходимого страхового стажа работы; достижение установленного возраста; увольнение в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников; согласие гражданина на назначение досрочной страховой пенсии.
С учетом изложенного, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии необходимых условий для выдачи истцу предложения о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации".
В связи с чем доводы заявителя жалобы о возникновении у него права на пенсию с 1 октября 2020 года основаны на неправильном применении вышеприведенных норм действующего законодательства, а потому не являются основанием для отмены постановленных по делу судебных актов.
Основания и мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно приведены в оспариваемых судебных постановлениях.
В судебных актах приведено правильное толкование норм материального права (Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год"), подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о неправильном установлении судами общего страхового стажа истца, необходимого для увеличения продолжительности периода выплаты ему пособия по безработице, неверном исчислении размера пособия по безработице по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.
Мнение заявителя о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2021 г. в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Халитова Р.А. – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.В. Федотова
Судьи: Е.М. Балакирева
А.Д. Кириченко