УИД34RS0004-01-2020-005381-30 Административное дело № 2а-169/2021
Судья Потапов В.В., Дело № 33а-3859/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 14 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.,
судьей Камышниковой Н.М., Гоношиловой О.А.,
при ведении протокола помощником судьи Сологубовой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области к Молчанкину С.С. о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе административного ответчика Молчанкина С.С.
на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19 января 2021 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области к Молчанкину С.С. о взыскании обязательных платежей и санкций – удовлетворить частично.
Взыскать с Молчанкина С.С. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области недоимку за 2018 год по налогу на доходы физических лиц, полученных в соответствии со ст.228 НК РФ в размере 14466 рублей, пени в размере 64 рубля 86 копеек, а всего 14530 рублей 86 копеек.
Взыскать с Молчанкина С.С. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Волгоградской области в удовлетворении административного искового заявления к Молчанкину С.С. в части требований о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. на сумму 621 рубль 19 копеек – отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция ФНС России № 11 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Молчанкину С.С. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование иска указано, что Молчанкин С.С. в 2018 г. являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, в связи с представлением налоговым агентом АО «ПБК» сведений о получении им дохода в размере 111280 руб. от сдачи в аренду имущества с начислением налога с данного дохода в сумме 14466 руб., не удержанного налоговым агентом.
Административному ответчику направлялись налоговое уведомление № № <...> г. об уплате налога.
Кроме того, административный ответчик Молчанкин С.С. являлся индивидуальным предпринимателем. В настоящее время он утратил статус индивидуального предпринимателя и является физическим лицом с 27.04.2016 г. Однако, у Молчанкина С.С. имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере за периоды до 01.01.2017 г.
Административному ответчику направлялись требования об уплате налогов и пени от № <...>, которые он до настоящего времени не исполнил.
Судебный приказ № № <...> о взыскании с административного ответчика налогов и пени по указанным требованиям был отменен определением мирового судьи от 29.06.2020 г. на основании заявления налогоплательщика.
В связи с изложенным административный истец просит взыскать с Молчанкина С.С. задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 14466 рублей, по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 64,86 рублей, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за периоды истекшие до 1.01.2017 г. в размере 621,19 руб., а всего на общую сумму 15152,05 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Молчанкин С.С. ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права. Просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в полном объёме, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их частично, суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и отсутствии обязанности уплаты страховых взносов.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные законом налоги.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
На основании ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Перечень доходов, подлежащих налогообложению в порядке главы 23 НК РФ, приведен в ст. 208 Кодекса и не является исчерпывающим.
Согласно ч. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном п. 5 ст. 226 и п. 14 ст. 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов.
В силу п. 2,3 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога начисляется пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции в 2018 г. Молчанкин С.С. в соответствии со ст. 228 НК РФ являлся плательщиком налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом АО «ПБК», которым в налоговый орган представлена справка о доходах и суммах налога физического лица за 2018 г. № 5362 от 27.03.2019 г., из которой следует, что ответчиком получен доход в размере 111280 руб., код дохода 1400 – доходы полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества (кроме аналогичных доходов от сдачи в аренду любых транспортных средств и средств связи, компьютерных сетей), не удержанный налоговым агентом налог на доходы физических лиц составил сумму 111280 руб., исчисленную по ставке 13% в размере 14466 руб.
В связи с неисполнением налоговой обязанности налогоплательщиком МИФНС России № 11 по Волгоградской области направило Молчанкину С.С. налоговое уведомление № <...>. со сроком оплаты до 2.12.2019 г., а впоследствии требование № 42267 от 24.12.2019 г. об уплате налога на доходы физических лиц в сумме 14466 руб. и пени в размере 64,86 руб. в срок до 27.01.2020 г.(пени начислено за период с 03.12.2019 г. по 15.12.2019 г. по ставке ЦБ 6,50 за 13 дней просрочки в размере 40,75 руб., с 16.12.2019 г. по 23.12.2019 г. по ставке ЦБ 6,25 за 8 дней просрочки в размере 24,11 руб.).
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования, налоговый орган в установленный в ч. 2 ст.48 КАС РФ срок, то есть в течение 6 месяцев после истечения срока установленного для исполнения требовании (срок исполнения требования № № <...> установлен до 27.01.2020 г.) обратился к мировому судье судебного участка № <...> Волгоградской области с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию с Молчанкина С.С. задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 14466 руб. и пени в размере 64,86 руб.
Вынесенный судебный приказ № № <...>. отменен определением мирового судьи судебного участка № <...> Волгоградской области от 29.06.2020 г.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 3.11.2020 г., то есть в установленный ч. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Установив у административного ответчика Молчанкина С.С. наличие задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. и пени, а также соблюдение налоговым органом установленных сроков взыскания недоимки в принудительном порядке и срока обращения в суд с настоящим иском, суд пришел к верному выводу о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 14466 рублей, и по пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 64,86 руб., а всего 14530,86 рублей.
Довод административного ответчика, указанный в апелляционной жалобе том, что он освобожден от оплаты названного налога в силу признания его Арбитражным судом Волгоградской области с 7.11.2017 г. банкротом и завершения процедуры реализации его имущества аналогичный, высказанному в суде первой инстанции был предметом оценки суда и признан необоснованным. Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такой оценкой.
Как следует из материалов дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 7.11.2017 г. Молчанкина С.С. признан несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процедура реализации имущества сроком на пять месяцев. Определением суда от 25.01.2017 г. заявление о признании банкротом принято к производству суда.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 19.03.2019 г. завершена процедура реализации имущества, он освобожден от дальнейшего исполнения имевшихся на дату обращения в суд с заявлением о банкротстве должника требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее Закон о банкротстве) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Таким образом, текущими платежами являются те налоговые обязательства, которые возникли у налогоплательщика после принятия арбитражным судом к производству заявления о признании его банкротом.
Согласно правовой позиции, приведенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016 г., при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
С учетом вышеизложенного, задолженность, образовавшаяся у ответчика по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. является текущей, так как обязанность по уплате налога у налогоплательщика возникла после 25.01.2017 г. - даты принятия Арбитражным судом Волгоградской области к своему производству заявления о признании ответчика банкротом.
Тогда как в силу ч.3 ст. 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, предусмотренные п. 4 и 5 настоящей статьи, а также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно ч. 5 ст. 213.28 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, текущая задолженность должника-банкрота предъявляется и взыскивается в общем порядке, установленном КАС РФ, а потому налоговый орган обоснованно обратился в суд с данным иском и суд правомерно удовлетворил требования истца в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца о взыскании с Молчанкина С.С. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за периоды истекшие до 01.01.2017 г. в размере 621,19 руб., суд верно исходил из следующего.
В силу п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с Федеральным законом от 3.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на ФНС России возложены функции по администрированию страховых взносов, в том числе, функции по взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, возникших до 1.01.2017 г.
Согласно п. 1,2 ст. 19 Федерального закона от 3.07.2016 г. № 250- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» на территориальные органы ПФР и ФСС РФ возлагается обязанность по передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1.01.2017 г. и сведений о суммах взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР и ФСС РФ по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1.01.2017 г., если имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).
В судебном заседании установлено, что до 27.04.2016 г. Молчанкин С.С., как индивидуальный предприниматель, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за периоды истекшие до 1.01.2017 г. Обращаясь в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика пени по указанным страховым взносам, административный истец указывает, что пени исчислено за расчетные периоды, истекшие до 1.01.2017 г., ссылаясь на направленное Молчанкину С.С. требование от № <...>
Однако, административный истец не представил суду сведений и доказательств того, за какой конкретно период Молчанкину С.С. начислено пени и на какую сумму основного обязательства по страховым взносам в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование, когда и в каком порядке уплачены или взысканы эти страховые взносы в полном размере, а также нет расчета требуемых к взысканию сумм пени.
Таким образом, при отсутствии доказательств наличия основного обязательства, пени как обеспечительная мера взыскана быть не может.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вышеприведенного закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1.01.2017 г., в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Поскольку на дату списания задолженности, определенную законодателем административный ответчик Молчанкин С.С. утратили статус индивидуального предпринимателя, то заявленное требование о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 1.01.2017 г. на сумму 621,19 руб., является безнадежным к взысканию и данная сумма подлежала списанию.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требования налогового органа о взыскании пени по страховым взносам. В указанной части решение не оспаривалось.
Руководствуясь ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Молчанкина С.С. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи