к делу №5-3525/2019
УИД23RS0004-01-2019-003222-73
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город-курорт Анапа «15» ноября 2019 года
Анапский городской суд Краснодарского края в составе судьи Грошковой В.В., при секретаре Сидоренко В.А., с участием представителя ООО «Валентина» - Козей Е.К., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. № №,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Валентина»,
у с т а н о в и л:
В Анапский городской суд Краснодарского края поступило дело об административном правонарушении, возбужденное Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) в отношении юридического лица - ООО «Валентина» на основании протокола по делу об административном правонарушении №, по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, - умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. был составлен протокол об административном правонарушении № в отношении ИП Д.Д.Н.. по ч. 2 ст. 8.12. КоАП РФ.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ № у ООО «Валентина» на основании ст. 26.10 КоАП РФ были истребованы сведения, необходимые для рассмотрения указанного дела об административном правонарушении.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Валентина» представило в административный орган часть истребованных сведений, не представив при этом следующие документы (сведения), имеющие отношение к предмету административного расследования: контактные данные ИП Д.Д.Н.. (телефон, факс, электронный адрес и др.); паспортные данные арендатора части земельного участка с кадастровым номером №, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №; сведения о том, для каких целей ООО «Валентина» ДД.ММ.ГГГГ передало в соответствии с договором № аренды недвижимого имущества часть земельного участка с кадастровым номером №; документы, подтверждающие уплату аренды в соответствии с ч. 3 договора от ДД.ММ.ГГГГ №; сведения об имеющихся на территории земельного участка с кадастровым номером № сооружениях, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
По мнению административного органа, факт не предоставления ООО «Валентина» истребуемых сведений в полном объеме свидетельствует об умышленном невыполнении законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и наличии в действиях (бездействии) юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7. КоАПРФ.
В судебное заседание представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ООО «Валентина» - Колзей Е.К., действующий на основании доверенности, вину юридического лица не признал, просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава вышеуказанного административного правонарушения. При этом представил письменные возражения на протокол об административном правонарушении, в которых указал, что все необходимые сведения и документы, запрошенные на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, в административный орган представлены. Более того определение от ДД.ММ.ГГГГ является немотивированным, в нем не указано, в связи с чем запрашиваются соответствующие сведения и документы, какое практическое значение они имеют для дела об административном правонарушении. Фактически запрошенная информация к предмету доказывания по делу не относится, ее истребование подменяет собой проведение проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ). В частности, сведения о целях договора аренды, о документах, подтверждающих факт внесения арендной платы, относятся к хозяйственной деятельности юридического лица и никоим образом не связаны с вопросами соблюдения природоохранного законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ООО «Валентина», суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. возбуждено в отношении ИП Д.Д.Н. дело об административном правонарушении № по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.12. КоАП РФ.
В рамках рассмотрения данного дела ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды Котельва Н.В. вынесено определение об истребовании у ООО «Валентина» следующих сведений и заверенных копий документов: правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером № (в том числе, свидетельства о праве собственности, кадастрового паспорта земельного участка и др.); контактных данных ИП Д.Д.Н.. (телефона, факса, электронного адреса и др.); подробных сведений об ИП Д.Д.Н.. с указанием его ИНН, ОГРНИП; паспортных данных арендатора части земельного участка с кадастровым номером №, переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №; сведений о том, для каких целей ООО «Валентина» ДД.ММ.ГГГГ передало в аренду часть земельного участка с кадастровым номером № по договору аренды №; документов, подтверждающих уплату аренды в соответствии с ч. 3 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №; сведения об имеющихся на территории земельного участка с кадастровым номером №, сооружениях, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (В соответствии с ч.16 ст. 65 Федерального закона «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Валентина» представило в административный орган заверенные копии договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, выписку из ЕГРИП в отношении арендатора земельного участка. Одновременно ООО «Валентина» сообщило, что вышеуказанный договор аренды заключен с ИП Д.Д.Н.. (ИНН №, ОГРН №), по договору передана в аренду часть земельного участка площадью 3 000 кв.м. из общего земельного участка площадью 10 343 кв.м. Земельный участок принадлежит ООО «Валентина» на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №. Оплата по договору аренды недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № производилась в полном соответствии с условиями, установленными настоящим договором. ООО «Валентина» также сообщило, что иные сведения и документы, запрашиваемые в определении об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в распоряжении юридического лица отсутствуют.
Административный орган полагает, что ООО «Валентина» не в полном объеме исполнило законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, не представив следующие документы (сведения), имеющие отношение к предмету к административному расследованию:
-контактные данные ИП Д.Д.Н. (телефон, факс, электронный адрес и др.);
-паспортные данные арендатора части земельного участка с кадастровым номером № переданного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №;
-сведения о том, для каких целей ООО «Валентина» ДД.ММ.ГГГГ передало в соответствии с договором № аренды недвижимого имущества часть земельного участка с кадастровым номером №;
-документы, подтверждающие уплату аренды в соответствии с ч. 3 договора от ДД.ММ.ГГГГ №;
- сведения об имеющихся на территории земельного участка с кадастровым номером №, сооружениях, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды (В соответствии с ч.16 ст. 65 Федерального закона «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: 1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; 2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; 3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; 4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов).
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7. КоАП РФ, образует умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях названной категории необходимо в каждом конкретном случае устанавливать законность предъявляемых требований и оценивать их с точки зрения необходимости и пропорциональности.
Бремя доказывания правомерности требований возложены на должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.
В силу ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении должностных обязанностей вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды.
Порядок реализации инспекторами таких полномочий определяется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом государственный орган (должностное лицо), возбудивший производство по делу об административном правонарушении, обязан доказать, в частности наличие события административного правонарушения, и виновность лица в его совершении.
Одной из форм процессуальных действий должностного лица, направленных на сбор доказательств по существу дела об административном правонарушении, является истребование сведений в порядке ст. 26.10. КоАП РФ.
В силу названной нормы должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых, по его мнению, для разрешения дела.
Указанное определение, являясь процессуальным документом по делу, должно быть мотивированным. В частности, в описательно-мотивировочной части определения должны быть указаны мотивы, по которым должностное лицо пришло к выводу о необходимости истребования тех или иных документов и их практическом значении для конкретного дела об административном правонарушении.
Определение от ДД.ММ.ГГГГ не является мотивированным, в нем не указано, в связи с чем запрашиваются те или иные сведения и документы, какое практическое значение они имеют для дела об административном правонарушении.
Кроме того истребование сведений о целях аренды земельного участка с кадастровым номером 23:37:0103002:140 и документов, подтверждающих факт внесения арендных платежей, не относится к предмету доказывания по ч. 2 ст. 8.12. КоАП РФ, и их истребование подменяет собой проведение проверки, в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.
Следовательно, не предоставление ООО «Валентина» отдельных сведений и документов, указанных в определении от ДД.ММ.ГГГГ, не является объектом административно-правовой охраны в рамках ст. 17.7. КоАП РФ.
Отказ ООО «Валентина» от участия в доказывании в отношении другого хозяйствующего субъекта - ИП Д.Д.Н.. не может повлечь за собой негативных последствий.
Более того по смыслу ст. 26.10. КоАП РФ необходимые сведения могут быть истребованы как у юридических лиц, независимо от их формы собственности, так и у государственных или муниципальных органов власти, в случае, если они обладают информацией, позволяющей должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении установить наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
ООО «Валентина» представило в административный орган всю имеющуюся информацию и копии документов в отношении ИП Д.Д.Н. Иная информация, касающаяся персональных данных последнего: паспортные и иные контактные данные (телефон, факс, электронный адрес и др.) в распоряжении юридического лица отсутствуют.
Доказательств невозможности истребования указанной информации из других государственных органов (ИФНС России, отдела по вопросам миграции ОМВД России по г. Анапа) административным органом в материалы дела не представлено.
Нормами главы 34 ГК РФ, ст. 22 ЗК РФ не предусмотрен обязательный перечень документов для заключения договоров аренды земельных участков, в том числе наличие у арендодателя вышеуказанных персональных данных арендатора.
Суд полагает, что ООО «Валентина» надлежащим образом исполнило требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, изложенное в определении от ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обратного административным органом в материалы дела не представлено.
В связи с чем, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, в данном случае отсутствует.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ч. 1.1. ст. 29.9. КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 4.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах производство по делу в отношении ООО Валентина» подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Руководствуясь пп. 2 ч. 1 ст. 24.5., ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л :
Производство по делу об административном правонарушении, возбужденному на основании протокола об административном правонарушении № в отношении ООО «Валентина» по ст. 17.7 КоАП РФ, прекратить на основании п. 2.ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья (подпись) В.В. Грошкова