Решение по делу № 2-493/2022 от 17.06.2022

УИД:

Дело № 2-493/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка                     28 сентября 2022 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Шадриной Г.А.,

при секретаре судебного заседания Балакиной С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ожгихина Д.И. к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», Управлению территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Ожгихин Д.И. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взыскании судебных расходов.

Требования истца мотивированы тем, что он зарегистрирован и проживает в двухкомнатной квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 40,2 кв.м. Указанная квартира была предоставлена его отцу О.И.А. на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на семью: жену О.Л.М. ДД.ММ.ГГГГ г.р., и сына Ожгихина Д.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Его отец - О.И.А. умер ДД.ММ.ГГГГ., а мать О.Л.М. выписалась и прописалась по другому адресу и с ним не проживает. В указанной квартире истец зарегистрирован и проживает один с ДД.ММ.ГГГГ Уже на момент регистрации в указанной квартире дом, в котором сейчас расположена квартира был в ветхом состоянии. Администрация МО «Камбарское» к 2014 году все обещала предоставить взамен указанного ветхого жилья новое, но все просила потерпеть год-два. ДД.ММ.ГГГГ с его отцом был вновь заключен договор социального найма на предоставление двухкомнатной квартиры по этому же адресу, несмотря на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания за , указанный дом по результатам рассмотренных документов: технического паспорта, акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ был признан аварийным и подлежащим сносу. То есть на день заключения с отцом О.И.А. ДД.ММ.ГГГГ договора социального найма Администрация МО «Камбарское» установила, что жилой дом, расположенный по адресу <адрес> находится в аварийном состоянии. Однако, на день подачи иска в суд, то есть по истечению семи лет Администрацией МО «Камбарское» не было принято мер к расселению семьи истца из аварийного дома. МО «Камбарское» было ликвидировано и все полномочия по предоставлению жилья по договору социально найма перешли к ответчику. В доме, где расположена квартира фактически в зимний период уже на протяжении последних семи лет холодно и кровля крыши грозит обрушением и при сильном ветре и снегопаде балки крыши трещат, а часть крыши пропускает осадки. Отец умер, а мать была вынуждена переехать в дом, снялась с регистрационного учета по указанному адресу. У истца жилья в собственности никакого нет, зарплата небольшая и он не состоянии купить себе жилье. Ипотеку не дают по причине низкого дохода. Другого жилого помещения в собственности истец не имеет. Проживать квартире невозможно. Январь, февраль и март 2022 г. был богат на снежные осадки, в результате крыша дома, где расположена квартира и без того ветхая, покосилась и балки крыши грозят обрушением в любой момент. Истцом в Прокуратуру Камбарского района было подано заявление о необходимости предоставления жилья по договору социального найма. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, из которого следует, что «указанный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в региональную программу и расселение должно произойти в соответствии с реализацией указанной программы в 2023 году. В настоящее время жилое помещение из маневренного фонда не предоставлено. Жилое помещение, в котором проживает истец предоставляет угрозу жизни и здоровья. В связи с выявленными нарушениями внесено представление на имя Главы МО «Муниципальный округ Камбарский район» Галанова А.Н.».

Однако с 16.05.2022 г. никаких мер по расселению истца из грозящего обрушиться дома – не принято. Истец полагает, что в данном доме он не переживет еще одну зиму с 2022 на 2023 под. У него нет возможности снимать другое жилье, а после того как его квартира осталась единственной жилой, разрушение ветхого дома стало происходить еще быстрее. В качестве правовых оснований истец указал ст.57,85,89 ЖК РФ. Кроме того просил взыскать с ответчика судебные расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в размере 2000 руб. и по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. (л.д.6-8).

Определением суда от 24.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено - Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (л.д.58).

В судебное заседание истец Ожгихин Д.И. не явился, представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, на удовлетворении иска настаивал.

Ответчики Администрация муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики, Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть в отсутствии представителя. В ходе рассмотрения дела ответчиком Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики представлено письменное возражение, в котором указано, что дом по адресу: <адрес> включен в Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в УР на 2019-2025 годы. Кроме того, в возражении от 01.09.2022 г. ответчик просит отказать в иске также по причине наличия Региональной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилого фонда и факта того, что истец с заявлением о признании его малоимущим не обращался (л.д.62).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено без участия сторон.

Исследовав и проанализировав доказательства по делу в полном объёме, суд приходит к следующему.

Истец Ожгихин Д.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по адресу: <адрес> 15.09.1997 г. (л.д. 10,12).

Указанная квартира была предоставлена по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГО.И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. вместе с нанимателем, согласно п. 1.3 договора в квартиру вселены жена – О.Л.М. и сын Ожгихин Д.И. (л.д.15-19).

В соответствии с заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.11).

Согласно постановлению Главы МО «Камбарское» от ДД.ММ.ГГГГ , заключения комиссии в том числе по спорному дому утверждены, срок отселения проживающих в нем лиц установлен до 2030 года (л.д.69).

ДД.ММ.ГГГГ наниматель О.И.А. умер (л.д.13).

Ожгихин Д.И. в целях защиты своих прав на жилое помещение обращался в Прокуратуру Камбарского района, откуда ему 16.05.2022 был ответ, что в связи с выявленными нарушениями на имя главы Администрации вынесено представление о результатах рассмотрения которого он будет проинформирован дополнительно (л.д.14).

Ожгихину Д.И. Администрацией муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» 07.09.2022 предлагалось по договору найма маневренного фонда жилое помещение по адресу:

- <адрес>;

От данного предложения истец отказался, указав: «на маневренный фонд не согласен».

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища.

Жилищное законодательство в силу п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 г. № 20-П, Определение от 15.02.2005 г. № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Согласно п. 34 данного Положения, 34 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности, производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 ЖК РФ.

Статьёй 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (статья 55 ЖК РФ).

Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.09.2018 г. № 57-КГ18-16).

Как установлено судом, истец Ожгихин Д.И. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>; в настоящее время в указанной квартире зарегистрирован и проживает один.

Жилой дом, в котором проживает истец, решением межведомственной комиссии в установленном законном порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Состояние дома, в котором проживает истец подтверждается и представленными в дело фотоматериалами.

Предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, в связи с чем, принятие граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, не требуется.

Другого жилого помещения, пригодного для проживания, истец не имеет, и учитывая вышеизложенное, относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Кроме того, как следует из Положения об Управлении территориального развития, утвержденного решением Совета депутатов МО «»Муниципальный округ Камбарский район УР» от 24.11.2021 г. № 44, Управление является структурным подразделением Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» имеет самостоятельный баланс, создано с целью исполнения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в том числе в области обеспечения нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае признания жилого помещения непригодным для проживания, возлагается на орган местного самоуправления.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Таким образом, на органы местного самоуправления муниципального образования законом возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения по договору социального найма, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемого жилого помещения, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.

Однако данная обязанность в отношении истца не исполнена, поскольку до настоящего времени другое жилое помещение на условиях социального найма взамен непригодного, ответчиками Ожгихину Д.И. не предоставлено.

В соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства, предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Следовательно, поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцу должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте населённого пункта г. Камбарки Удмуртской Республики, общей площадью не менее 40,2 кв. м.

Постановлением Правительства УР от 28.03.2019 № 102 (ред. от 03.03.2022) утверждена «Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019 - 2025 годы».

Так, согласно п. 400 дом, по адресу: <адрес>, включен в Перечень домов, признанных аварийными. Указанный дом подлежит расселению в срок до 31.12.2023г.

Несомненно, ответчиками во исполнение своих полномочий, проделана определенная работа по установлению аварийных домов и включению их в Региональную программу. Однако, указанное обстоятельство не освобождает их от обязанности обеспечить истца жилым помещением, отвечающим санитарным требованиям и требованиям безопасности. Проживание истца в аварийной квартире нарушает его конституционное право на жилое помещение и создает угрозу для его жизни и здоровья.

В части взыскания судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности, относятся издержки, признанные судом необходимыми.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Из квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцом за составление искового заявления оплачено адвокату Гоголевой Л.Ф. 2000 руб. 00 коп. (л.д. 9).

Указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст. 98 ГПК РФ.

Согласно чеку-ордеру Удмуртского отделения Сбербанка от ДД.ММ.ГГГГ, при подаче искового заявления в суд истцом оплачена госпошлина в размере 300 руб. 00 коп. (л.д. 5).

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Следовательно, требования истца Ожгихина Д.И. о взыскании с ответчика в его пользу расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ожгихина Д.И. (паспорт 9402 ) к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800021542), Управлению территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» (ОГРН 1211800025304) о возложении обязанности предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, взыскании судебных расходов, - удовлетворить частично.

Возложить на ответчиков Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» обязанность предоставить Ожгихину Д.И., по договору социального найма жилое помещение в виде квартиры, отвечающей санитарным и техническим требованиям, в черте населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, благоустроенное применительно к условиям населённого пункта г. Камбарка Удмуртской Республики, общей площадью не менее 40,2 квадратных метра.

Взыскать с ответчиков Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики», Управление территориального развития Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики» в пользу Ожгихина Д.И. судебные издержки по оплате услуг адвоката за составление иска в размере 2000 (Две тысячи) руб. 00 коп.

В удовлетворении требований Ожгихина Д.И. в части взыскания судебных издержек по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2022 года.

Председательствующий Г.А. Шадрина

2-493/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ожгихин Денис Иванович
Ответчики
Администрация МО "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики"
Управление территориального развития Администрации МО "Муниципальный округ Камбарский район Удмуртской Республики"
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Шадрина Гульфия Анатольевна
Дело на странице суда
kambarskiy.udm.sudrf.ru
17.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2022Передача материалов судье
22.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.07.2022Предварительное судебное заседание
08.08.2022Предварительное судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
13.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее