Решение по делу № 21-110/2022 от 18.03.2022

Судья Бакулин И.В.

№21-110/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

14 апреля 2022 г. г.Петрозаводск

г.Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу администрации Юшкозерского сельского поселения на постановление главного государственного инспектора по г.Костомукша, Калевальскому и Муезерскому районам по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Костомукша, Калевальскому и Муезерскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия от 26 ноября 2021 г. и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 10 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица органа пожарного надзора от 26 ноября 2021 г., измененным решением судьи Костомукшского городского суда РК от 10 февраля 2022 г. в части назначенного наказания, администрация Юшкозерского сельского поселения признана виновной в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В поданной в вышестоящий суд жалобе и приложенному к ней ходатайству глава администрации Юшкозерского сельского поселения фио1 просит восстановить срок обжалования решения судьи, отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы недоказанностью в действиях (бездействии) органа местного самоуправления состава вменяемого правонарушения, допущенными при проведении внеплановой выездной проверки нарушениями норм законодательства, влекущими недопустимость доказательств, оформленных по результатам проверки и принятых за основу обвинения, и несоответствием постановления должностного установленным ст.29.10 КоАП РФ требованиям.

С учетом ст.30.3 КоАП РФ полагаю возможным восстановить срок обжалования решения судьи.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно положениям чч.1, 2 ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ
«О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.ст.19, 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и другие полномочия.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях пожарной безопасности урегулированы Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.

На основании распоряжений Главы Республики Карелия от 08.06.2021 №442р-П и от 20.08.2021 №609р-П в период с 08 июня по 20 августа 2021 г. на территории Республики Карелия действовал особый противопожарный режим.

В ч.2 ст.20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за допущение нарушений требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и чч.6, 6.1 и 7 настоящей статьи, совершенных в условиях особого противопожарного режима.

Из материалов дела следует, что по факту обнаружения нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима на территории Калевальского района Республики Карелия в населенных пунктах - п.Кепа, п.Новое Юшкозеро, д.Юшкозеро, и в здании администрации Юшкозерского сельского поселения в 29 июля 2021 г. в отношении администрации Юшкозерского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела постановлением уполномоченного должностного лица от 26 ноября 2021 г. орган местного самоуправления привлечен к административной ответственности, которое по мотиву доказанности факта совершения инкриминируемого деяния в судебном порядке было признано законным и обоснованным (изменено в части назначенного наказания путем уменьшения размера административного штрафа).

В соответствии с выдвинутым обвинением администрацией Юшкозерского сельского поселения допущены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, свода правил СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №183, свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 №288, выразившиеся в следующем:

- в радиусе 200 м от зданий, находящихся в населенных пунктах п.Новое Юшкозеро, д.Юшкозеро, отсутствуют в достаточном количестве (не менее двух) пожарные резервуары или искусственные водоемы либо подъезды к естественным водоемам с запасом воды на пожаротушение;

- не обеспечены 30-метровые противопожарные разрывы от жилых домов и
15-метровые противопожарные разрывы от садовых домов, хозяйственных построек в границах застройки п.Кепа, д.Юшкозеро и п.Новое Юшкозеро до лесного массива;

- в границах населенных пунктов п.Новое Юшкозеро, д.Юшкозеро в местах, примыкающих к лесу, не созданы защитные противопожарные минерализованные полосы;

- допускается устройство свалок горючих отходов, материалов в населенных пунктах п.Новое Юшкозеро, д.Юшкозеро (на территориях, прилегающих к зданиям котельных);

- на территории населенного пункта п.Кепа в пределах противопожарного разрыва от жилых построек до лесного массива допускается складирование горючего мусора (порубочных остатков).

Вместе с тем с принятыми субъектами административной юрисдикции по данному делу актами согласиться нельзя ввиду следующих установленных обстоятельств.

В ч.1 ст.1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).

Для оценки действий лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в целях установления наличия или отсутствия административно наказуемого деяния должны быть выяснены обстоятельства, предусмотренные ст.26.1 КоАП РФ, в том числе наличие события противоправного деяния, виновность лица в его совершении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Все обстоятельства, относящиеся к событию правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении, бремя которого лежит на административном органе.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1 ст.26.2 КоАП РФ).

В соответствии с положениями главы 26 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении относятся протокол об административном правонарушении, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, иные документы. Судья, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При этом процесс оценки собранных по делу доказательств предполагает, что судья, должностное лицо должны исследовать их относимость, допустимость, достаточность, достоверность и взаимную связь, после чего сделать объективный анализ данных о фактах, лицах, их действиях (бездействии), причинах и условиях вменяемого административного правонарушения и обстоятельствах его совершения в совокупности.

В рассматриваемом случае вопреки требованиям ст.29.10 КоАП РФ постановление должностного лица перечня доказательств, которые положены в основу обвинения и явились основанием для привлечения администрации Юшкозерского сельского поселения к административной ответственности, не содержит.

Так вменяемое противоправное деяние было выявлено по результатам проведенной в отношении администрации Юшкозерского сельского поселения в период со 02 июня по 30 июня 2021 г. на основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Костомукша, Калевальскому и Муезерскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы ГК МЧС России по Республике Карелия от 18 мая 2021 г. №2-ОВ внеплановой выездной проверки с целью контроля выполнения предписания от 05 июня 2020 г. №1-ОВ/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения которого истек 10 мая 2021 г.

В силу п.11 названного распоряжения в процессе проверки должностному лицу надзорного органа надлежало провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проверки:

- рассмотрение документов юридического лица (со 02 июня по 30 июня 2021 г.);

- обследование объектов защиты и территорий, расположенных на территориях населенных пунктов п.Кепа, п.Новое Юшкозеро, д.Юшкозеро (со 02 июня по 30 июня
2021 г.).

Исходя из подп.«а» п.8, п.31 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290 (далее - Положение), органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции обеспечивают учет объектов надзора, организуют и проводят контрольные (надзорные) мероприятия, принимают соответствующие решения. К видам внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий относятся: инспекционный визит; рейдовый осмотр; выездная проверка; документарная проверка; выборочный контроль.

В соответствии с п.9 Положения (в редакции, действующей во время проведения контрольных мероприятий) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

- проводить проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора в части соблюдения требований пожарной безопасности;

- посещать территорию и объекты надзора и проводить их обследования;

- проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

- выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции), о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах надзора и по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно пп.27, 67, 74, 80 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. №644 (в редакции, действовавшей на момент назначения проведения проверки), исполнение государственной функции включает в себя такие административные процедуры, как проведение внеплановых проверок; оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия. При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки.

Исследование материалов дела при этом показало, что по результатам проведенного контрольного мероприятия, направленного на проверку соблюдения органом местного самоуправления обязательных требований по обеспечению пожарной безопасности, 29 июня 2021 г. должностным лицом был оформлен акт проверки №2-ОВ.

Однако составленный в ходе производства по делу основной документ обстоятельств содеянного содержит лишь перечень выявленных нарушений без указания определенных в распоряжении вышестоящего должностного лица ряда конкретных мероприятий, при осуществлении которых обнаружено противоправное деяние, и в качестве прилагаемых к акту проверки документов приведено только одно предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 29 июня 2021 г. №2-ОВ/1/1.

Иных надлежащих доказательств, подтверждающих осуществление перечисленных в п.11 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки контрольных (надзорных) мероприятий, с их последующей документальной фиксацией материалы настоящего дела не содержат.

Кроме того, ряд перечисленных проверяющим лицом в акте проверки нарушений сопряжен с доказыванием соответствующих замеров, однако сведений о том, что было проведено инструментальное обследование мест обнаружения нарушений требований пожарной безопасности, допущенных в условиях особого противопожарного режима, с указанием в документах данных об использовании каких-либо измерительных приборов также не имеется.

Таким образом, с учетом анализа необходимых для выполнения в рамках внеплановой выездной проверки и перечисленных в п.11 распоряжения о проведении проверочного мероприятия от 18 мая 2021 г. №2-ОВ разного рода контрольных (надзорных) действий и содержания акта проверки от 29 июня 2021 г. применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам и требованиям о закреплении осуществленных действий считаю, что факт инкриминируемого органу местного самоуправления правонарушения всеми необходимыми объективными данными достоверно не подтвержден.

При указанных обстоятельствах полагаю, что результаты внеплановой выездной проверки, оформленные соответствующим актом, и протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, не могут быть признаны достаточными для установления истины по делу доказательствами, в связи с чем привлечение органа местного самоуправления к административной ответственности законным и обоснованным признать нельзя.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ во взаимосвязи со ст.30.9 данного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене данных актов и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены названные акты.

С учетом вышеизложенного постановление должностного лица и решение судьи на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были приняты состоявшиеся по делу акты.

Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора по г.Костомукша, Калевальскому и Муезерскому районам по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Костомукша, Калевальскому и Муезерскому районам управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия от 26 ноября 2021 г. и решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 10 февраля 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Юшкозерского сельского поселения отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были приняты состоявшиеся по делу акты.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).

Судья Н.А.Колбасова

21-110/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Юшкозерского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Колбасова Наталья Анатольевна
Статьи

20.4

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
21.03.2022Материалы переданы в производство судье
14.04.2022Судебное заседание
14.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2022Дело оформлено
19.04.2022Дело передано в экспедицию
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее