Решение по делу № 33а-4288/2020 от 02.06.2020

Судья Гаранина Е.В.                 Дело № 33а-4288/2020 (2а-823/2020)

    64RS0046-01-2020-000603-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июля 2020 года город Саратов

Судья судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова к Бережнову В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций по апелляционной жалобе инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова на решение Ленинского районного суда города Саратова от 25 марта 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения представителя ИФНС по Ленинскому району города Саратова Лалаян К.Э., поддержавшей апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, исследовав материалы административного дела,

установила:

инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова (далее - ИФНС России по Ленинскому району) обратилась с административным иском, в котором просила взыскать с Бережнова В.А. задолженность по транспортному налогу в сумме 9200 рублей, пени в размере 129 рублей 72 копейки, налог на имущество физических лиц в сумме 2520 рублей 00 копеек и пени в сумме 35 рублей 53 копейки.

Требования обоснованы тем, что Бережнов В.А. в 2017 году являлся собственником <адрес>, а также транспортного средства – автомобиля VOLVO <данные изъяты> государственный регистрационный знак . Направленные в адрес Бережнова В.А. уведомление и требование были оставлены без оплаты, в связи с чем налоговым органом было принято решение о взыскании сумм недоимки по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц в судебном порядке.

Дело рассмотрено в соответствии с положениями главы 33 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в порядке упрощенного (письменного) производства.

Решением Ленинскому району города Саратова от 25 марта 2020 года с Бережнова В.А. в пользу ИФНС России по Ленинскому району задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 года в размере 2520 рублей, пени в размере 35 рублей 53 копейки, транспортный налог за 2017 год в размере 7667 рублей 00 копеек, пени в размере 89 рублей 44 копейки, а всего 10311 рублей 97 копеек.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району просит данное решение суда отменить в части отказа во взыскании транспортного налога за 2017 год в полном объеме, ссылаясь на отсутствие доказательств прекращения права собственности Бережнова В.А. на транспортное средство.

В возражениях на апелляционную жалобу Бережнов В.А., указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Частью 2 статьи 307 КАС РФ предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично.

В соответствии с частью 1 статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если: ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела (п. 2); указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей (п. 3).

Поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности не превышала двадцати тысяч рублей, суд в силу пункта 3 части 1 статьи 291 КАС РФ вправе был рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ходатайства на то налогового органа и выяснения мнения ответчика относительно применения такого порядка рассмотрения дела.

В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, в связи с чем возможно рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судья пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ (пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи 46, 47, 69 НК РФ).

Исходя из положений статьи 357 НК РФ, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения на основании статьи 358 НК РФ, если иное не предусмотрено этой статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен в действие, определены ставки налога, порядок, сроки его уплаты и льготы по данному налогу Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее – Закон № 109-ЗСО).

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена главой 32 НК РФ.

Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пунктом 1 статьи 403 НК РФ регламентировано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Из материалов дела следует, что Бережнов В.А. в 2017 году являлся собственником <адрес>, в связи с чем являлся плательщиком налога на имущество физических лиц.

Обоснованность начисления заявленных сумм налога на имущество административным ответчиком не оспорена, расчет задолженности проверен судом первой инстанции, в связи с чем взыскание с Бережнова В.А. сумм задолженности по оплате налога на имущество и пени судебная коллегия находит правомерным.

Аналогично не оспорены лицами, участвующими в деле, обоснованность начисления Бережнову В.А. транспортного налога за 10 месяцев 2017 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания с Бережнова В.А. сумм транспортного налога за период с 01 ноября по 31 декабря 2017 года и, соответственно, уменьшая размер подлежащей взысканию пени, суд первой инстанции указал на то, что в указанный период Бережнов В.А. перестал быть собственником транспортного средства, ссылаясь на то, что принадлежащее ему транспортное средство было им передано 30 октября 2017 года ВТБ 24 (ПАО) в счет погашения задолженности по кредиту.

С данным выводом следует не согласиться.

Как следует из приведенных выше положений налогового законодательства, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации № 938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Начисление и уплата транспортного налога в случае продажи, принудительной реализации транспортного средства прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета в органах ГИБДД. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.

В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

На основании пункта 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 01 января текущего года.

По данным, представленным административным истцом, владельцем вышеназванного автомобиля в 2017 году являлся Бережнов В.А., что подтверждается сведениями органа регистрации транспортных средств.

Данные о снятии налогоплательщиком транспортного средства VOLVO <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , с регистрационного учета в налоговой инспекции отсутствуют.

Факт ареста и принудительной реализации транспортного средства, в отсутствие данных о снятии его с регистрационного учета и внесении изменений в регистрационную запись о собственнике транспортного средства не является основанием для прекращения обязанности по уплате транспортного налога в соответствии с приведенными выше нормами законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган при начислении налога исходит из сведений ГИБДД о регистрации транспортного средства, представленных за конкретный налоговый период.

Доказательств обращения налогоплательщика в органы регистрации транспортных средств с заявлением о снятии спорного автомобиля с учета Бережновым В.А. не представлено.

Поскольку в спорный период транспортное средство VOLVO <данные изъяты>, государственный регистрационный знак Р189ВТ64, было зарегистрировано за Бережновым В.А., с регистрационного учета транспортное средство не было снято, у административного истца имелись правовые основания для начисления транспортного налога за указанный период.

Вышеуказанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем решение Ленинского районного суда города Саратова от 25 марта 2020 года в указанной части подлежит отмене с вынесением нового решения и взыскании с Бережнова В.А. в пользу ИФНС по Ленинскому району города Саратова задолженности по уплате транспортного налога в размере 1533 рублей, а также пени в размере 40 рублей 28 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310, 311 КАС РФ, судья

определила:

решение Ленинского районного суда города Саратова от 25 марта 2020 года отменить в части отказа во взыскании с Бережнова В.А. транспортного налога за 2017 год в размере 1533 рублей, пени 40 рублей 28 копеек.

Принять в указанной части новое решение, которым взыскать с Бережнова В.А. в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Саратова задолженность по транспортному налогу в размере 1533 рублей, пени в размере 40 рублей 28 копеек.

В остальной части решение Ленинского районного суда города Саратова от 25 марта 2020 года оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Фрунзенский районный суд города Саратова в течение шести месяцев с момента вынесения.

Председательствующий судья:

33а-4288/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ИФНС по Ленинскому району г. Саратова
Ответчики
Бережнов Владимир Анатольевич
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Шмидт Т.Е.
Дело на странице суда
oblsud.sar.sudrf.ru
04.06.2020Передача дела судье
09.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
09.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее