ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-13928/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 05 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Матросовой Г.В., Юдиной С.В.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Коротковой С.В. к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области о признании незаконным заключения специалиста-психолога, признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы незаконным, восстановлении на работе в ранее замещаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
по кассационной жалобе Коротковой С.В. и кассационному представлению прокурора Брянской области Войтовича А.П.,
на решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 11 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года,
заслушав доклад судьи Матросовой Г.В., выслушав пояснения Коротковой С.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы и кассационного представления, пояснения представителей Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области Закалюжного А.А. и Хомяковой Е.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления, заключение прокурора, полагавшего кассационную жалобу и кассационное представление подлежащими удовлетворению,
установила:
Короткова С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области (далее также – УФССП России по Брянской области) о признании незаконным заключения специалиста-психолога, признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы незаконным, восстановлении на работе в ранее замещаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решением Бежицкого районного суда г.Брянска от 11 декабря 2020 года исковые требования Коротковой С.В. удовлетворены частично, признан незаконным приказ Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области от 23 апреля 2020 года № 232-к о расторжении служебного контракта с Коротковой С.В., освобождении её от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе в соответствии с пунктом 8.2 части 1 и части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»; признано незаконным расторжение Управлением Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области 30 апреля 2020 года служебного контракта от 20 декабря 2015 года, освобождение от замещаемой должности начальника отдела – старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области Короткову С.В. и увольнение её с указанной должности; Короткова С.В. восстановлена на службе с 01 мая 2020 года в должности начальника отдела – старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г.Брянска УФССП России по Брянской области; с Управления Федеральной службы судебных приставов России по Брянской области в пользу Коротковой С.В. взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с 01 мая 2020 года по 11 декабря 2020 года в размере 100923 (ста тысяч девятисот двадцати трех) рублей 43 копеек, компенсация морального вреда в размере 10000 (десяти тысяч) рублей. В остальной части заявленных требований отказано. Решение суда в части восстановления на работе обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 11 декабря 2020 года отменено в части признания незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы незаконным, восстановлении на работе в ранее замещаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении вышеуказанных требований отказано. В остальной части решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 11 декабря 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Коротковой С.В. – без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Короткова С.В. просит отменить решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 11 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и нелегитимным заключения специалиста-психолога от 10 февраля 2020 года № 74 и производных от этого требований и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и процессуального права.
В кассационном представлении прокурором Брянской области Войтовичем А.П. изложена просьба об отмене решения Бежицкого районного суда г.Брянска от 11 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Коротковой С.В. о признании незаконным заключения специалиста-психолога от 10 февраля 2020 года № 74 и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года ввиду нарушения норм материального права и процессуального права, не применения закона, подлежащего применению, не соответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального права и процессуального права, и они выразились в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Короткова С.В. являлась сотрудником УФССП России по Брянской области с 29 сентября 2004 года по 30 апреля 2020 года, исполняя в указанный период обязанности судебного пристава-исполнителя, ведущего специалиста эксперта по ведению депозитного счета, специалиста-эксперта отдела по работе с обращениями, заместителя начальника районного отдела, с 28 августа 2013 года – начальника Бежицкого районного отдела судебных приставов – старшего судебного пристава в соответствии с приказом №-к.
С 01 января 2020 года вступил в законную силу Федеральный закон от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы.
14 января 2020 года Коротковой С.В. подано заявление с просьбой о поступлении на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации на должность начальника Бежицкого РОСП <адрес> УФФСП России по Брянской области
После прохождения Коротковой С.В. психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявления потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, ей 27 февраля 2020 года на заседании штаба было вручено уведомление, согласно которому определена <данные изъяты> категория профессиональной пригодности, в связи с чем Коротковой С.В. было отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения.
Из материалов дела следует, что 15 апреля 2020 года Коротковой С.В. были предложены должности из нового штатного расписания УФССП по <адрес>, утвержденного приказом ФССП России от 01 января 2020 года № 48, вступающего в действие с 01 мая 2020 года, а именно должности старших специалистов 2 разряда: в отделах судебных приставов по Брянскому, <адрес>м и <адрес>ном отделе судебных приставов, <адрес>ном отделе.
От предложенных должностей Короткова С.В. отказалась, указав в уведомлении, что отказ обусловлен имеющейся информацией о наличии вакантных должностей, соответствующих ее группе и категории.
Приказом от 23 апреля 2020 года № 232-к с Коротковой С.В. расторгнут служебный контракт от 20 декабря 2005 года № 21/05, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела судебных приставов г.Брянска УФССП по Брянской области 30 апреля 2020 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
В статье 1 Федерального закона от 1 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ) дано определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
Статьей 92 названного Федерального закона установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Разрешая исковые требования Коротковой С.В. в части признания незаконным заключения специалиста-психолога У от 10 февраля 2020 года № 74 о профессиональной пригодности, суд первой инстанции, применив положения Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года № 1909 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации», не установил обстоятельств, в соответствии с которыми заключение по результатам психофизиологического исследования является незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами, указав на то, что Короткова С.В. реализовала свое право на обжалование заключения по результатам психофизиологического исследования, как то предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года №1909 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации», нарушение процедуры проведения и оспаривания указанного заключения не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судебных инстанций в указанной части правомерными, поскольку разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно определили юридически значимые обстоятельства, характер спорных правоотношений, к которым применили нормы материального права, их регулирующие.
Разрешая заявленные Коротковой С.В. требования о признании незаконным приказа УФССП по Брянской области от 23 апреля 2020 года №-к о расторжении служебного контракта и восстанавливая её на службе с 01 мая в должности начальника отдела – старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г.Брянска УФССП России по Брянской области, суд первой инстанции исходил из нарушения процедуры увольнения истца.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами не согласился, указав на то, что по результатам профессионального психофизиологического отбора Коротковой С.В. установлена <данные изъяты> категория профессиональной пригодности, заключением которого не рекомендовано назначение её на претендуемую должность, в связи с чем она подлежала сокращению по правилам, установленным Федеральным законом от 11 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом отмечено, что Коротковой С.В. были предложены имеющиеся вакантные должности федеральной государственной гражданской службы, от которых последняя отказалась, она была ознакомлена с новым штатным расписанием, в своем заявлении изъявила желание претендовать на новую должность, о своем желании претендовать на замещение должностей государственной гражданской службы начальника отдела или заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, Короткова С.В. руководителей в письменном виде не информировала, должность заместителя начальника указанного отдела не была вакантной по отношению к истцу, поскольку данная должность была предложена главному специалисту – эксперту отдела правового обеспечения Ш которая выразила согласие на её замещение.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда апелляционной инстанции не соответствующими нормам материального права и процессуального права по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ) (статья 2).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (часть 1 статьи 31).
О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (часть 2 статьи 31).
Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 31).
В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же Закона (часть 6 статьи 31).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 года № 22 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Отраслевым соглашением по центральному аппарату и территориальным органам ФССП Российской Федерации на 2018-2020 гг., заключенным 01 ноября 2017 года, в п.3.2.4 предусмотрено, что в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением должностей гражданской службы, численности или штата работников, численность работающих регулируется, в первую очередь, за счет мероприятий внутреннего характера, в том числе естественного оттока кадров, упреждающего профессионального обучения (дополнительное профессиональное образование) высвобождаемых гражданских служащих и работников до наступления срока расторжения служебного контракта, трудового договора и перемещения их на вакантные должности. Увольнение гражданских служащих в связи с сокращением должностей гражданской службы и работников в связи с сокращением численности или штата производится представителями нанимателя, работодателями как вынужденная мера, когда исчерпаны все возможности трудоустройства этих гражданских служащих и работников.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации установлен Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574. В соответствии с классификацией должностей федеральной государственной гражданской службы (ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») должности в ФССП России подразделяются на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты; обеспечивающие специалисты и пять групп: высшие; главные; ведущие; старшие и младшие должности гражданской службы. Должность, которую Короткова С.В. замещала на 01 января 2020 года (начальник Бежицкого РОСП г. Брянска УФССП России по Брянской области – старший судебный пристав), относилась к категории «руководители», к группе «ведущие».
Как установлено судами, Коротковой С.В. было подано заявление с просьбой принять на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника районного отдела службы судебных приставов.
Данная должность согласно приказу Минюста России от 30 марта 2020 года №62 относится к перечню должностей, при замещении которых проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
При наличии заключения о четвертой категории профессиональной пригодности, истцу правомерно отказано в принятии на службу в органы принудительного исполнения на должность начальника отдела.
Вместе с тем, УФССП по Брянской области, учитывая указанные выше положения закона, обязан был предложить Коротковой С.В. имеющиеся вакантные должности категории «руководители» группы «ведущие». При этом представитель нанимателя обязан был предложить как все имеющиеся вакантные должности соответствующей категории и группы сокращаемой должности Коротковой С.В. в том же государственном органе, так и все имеющиеся вакантные должности соответствующей категории и группы сокращаемой должности Коротковой С.В. в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа.
Приказом ФССП России от 01 января 2020 года № 48 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» были утверждены и вводились в действие с 01 мая 2020 года структура УФССП по Брянской области, штатное расписание.
Согласно приложению № 1 к приказу ФССП России от 01 января 2020 года №48 в утвержденную структуру УФССП по Брянской области включен отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, который ранее в структуре УФССП по Брянской области отсутствовал.
Согласно утвержденному штатному расписанию новый отдел правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, укомплектован следующими должностями федеральной гражданской службы: начальника отдела, заместителя начальника отдела, 2 единицы главных специалистов-экспертов, 3 единицы ведущих специалистов-экспертов. Должности начальника и заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, согласно реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 относятся к должностям категории «руководители», группа «ведущие».
Таким образом, в УФССП России по Брянской области, новая структура и штатное расписание которого были утверждены приказом ФССП России от 01 января 2020 года №48 «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области» в период действия уведомления о сокращении должности, замещаемой Коротковой С.В., т.е. с 14 января 2020 года до 30 апреля 2020 года имелись вакантные должности федеральной гражданской службы категории «руководители» группы «ведущие», а именно должности начальника отдела и заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности.
Исходя из положений части 5 статьи 17 Федерального закона от 01 октября 2019 года № 328-ФЗ граждане, поступающие на службу в органы принудительного исполнения на отдельные должности, проходят психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами. Перечень отдельных должностей, по которым проводятся психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, а также порядок их проведения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Приказом Минюста России от 30 марта 2020 года № 62 утвержден Перечень отдельных должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, по которым проводятся психофизиологическое исследование, тестирование граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
В указанный Перечень в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов включены, в том числе, начальник отдела (отделения) и начальник отдела (отделения) - старший судебный пристав (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений).
С учетом указанного перечня у ответчика отсутствовала обязанность предлагать ФИО1 должность начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности в связи с наличием заключения о четвертой категории профессиональной пригодности.
Вместе с тем, в нарушение требований частей 1 и 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ представитель нанимателя государственного органа (УФССП России по Брянской области) не выполнил свою обязанность, а именно в период действия уведомления о сокращении, с 14 января 2020 года по 30 апреля 2020 года не предложил Коротковой С.В. вакантную должность федеральной государственной службы в новом штатном расписании, утвержденном приказом ФССП России от 01 января 2020 № 48, а именно должность заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности, соответствующую категории «руководители» и группе «ведущие».
В указанный выше период (с 01 января 2020 года по 30 апреля 2020 года) должность заместителя начальника отдела правового обеспечения и ведения государственного реестра и контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих функции по возврату просроченной задолженности являлась вакантной, поскольку Ш занимавшая ранее должность главного специалиста – эксперта отдела правового обеспечения УФССП России по Брянской области, которая относилась к категории «старшая» группы «специалисты», назначена на указанную должность лишь приказом от 30 апреля 2020 года № 412-к.
Исходя из указанного, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы при условии исполнения обязанности по предложению этому работнику всех имеющихся у работодателя, соответствующих квалификации работника, той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки. Неисполнение работодателем такой обязанности в случае спора о законности увольнения работника с работы по названному основанию влечет признание увольнения незаконным.
При этом установленная законодательством обязанность работодателя предлагать работнику, должность которого подлежит сокращению, все имеющиеся вакантные должности, соответствующие квалификации работника, с учетом его категории и группы, не предполагает право работодателя на выбор работника, которому следует предложить вакантную должность. Работодатель обязан предлагать все имеющиеся вакантные должности всем сокращаемым работникам, в противном случае нарушается один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений - принцип равенства прав и возможностей работников, закрепленный в статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации.
Нормами как трудового законодательства, так и Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена обязанность, а не право работодателя при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации предложить работнику все имеющиеся у работодателя вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности. Работодатель обязан предложить всем работникам, чьи должности подлежат сокращению, все имеющиеся вакантные должности, с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы и в случае, если несколько работников претендуют на одну вакантную должность, решить вопрос с учетом положений части 4 статьи 31 Федерального закона, согласно которой преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности о том, кого из них перевести на эту должность.
С учетом указанных обстоятельств процедура увольнения Коротковой С.В. произведена с нарушением требований закона.
Выводы суда апелляционной инстанции о законности приказа УФССП России по Брянской области от 23 апреля 2020 года № 232-К о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе не соответствуют указанным выше нормам закона.
Относительно исковых требований Коротковой С.В. в части восстановления на службе с 01 мая 2020 года в должности старшего судебного пристава Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области необходимо отметить следующее.
В связи с вступлением в силу с 01 января 2020 года Федерального закона от 01 октября 2019 года №328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданские служащие Бежицкого районного отдела службы судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области в соответствии с пунктом 13 указанного закона, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до 1 января 2020 года, продолжали исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов лишь до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При разрешении требований о восстановлении на работе с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», следовало определить надлежащий способ защиты права, поскольку принятое судом решение должно быть исполнимым.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года в части отказа о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы незаконным, восстановлении на работе в ранее замещаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда подлежит отмене, дело в указанной части следует направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года следует оставить без изменения, кассационную жалобу Коротковой С.В. и кассационное представление прокурора Брянской области Войтовича А.П. без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1, 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года в части отказа о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы принудительного исполнения, признании приказа о расторжении служебного контракта, освобождении от должности и увольнении с государственной службы незаконным, восстановлении на работе в ранее замещаемой должности, о восстановлении права на поступление на службу в органы принудительного исполнения, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда отменить, дело в указанной части направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 16 марта 2021 года – оставить без изменения, кассационную жалобу Коротковой С.В. и кассационное представление прокурора Брянской области Войтовича А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: