Дело № 2а-1002/2021
УИД 44RS0003-01-2021-003182-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2021 года пос. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Г.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: помощника прокурора Поназыревского района Костромской области Лодыгиной Е.А., представителя административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области Солодова Р.В., действующего на основании доверенности от 09 июля 2021 года № 5, административного ответчика Кюрегяна В.С. (путем использования систем видеоконференц-связи),
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 2 УФСИН России по Костромской области об установлении административного надзора в отношении Кюрегяна В.С.,
установил:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония № 2 обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Кюрегяна В.С. на срок 3 года с наложением на него следующих административных ограничений: явка на регистрацию 4 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства.
Мотивирует заявление тем, что Кюрегяна В.С. осужден 6 сентября 2019 года Одинцовским городским судом Московской области по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, начало срока - 14 ноября 2019 года, конец срока - 29 марта 2022 года. Отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области с 19 января 2020 года. По прибытию в колонию трудоустроен не был. Уклоняется от работ по благоустройству территории колонии без оплаты труда в рамках ст.106 УИК РФ. Требования установленного порядка отбывания наказания не выполняет. За весь период отбывания наказания имеет 94 взыскания, которые не сняты и не погашены в установленном законом порядке, поощрений не имеет. 5 ноября 2020 года признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания и переведен в строгие условия отбывания наказания. На мероприятия воспитательного характера реагирует не всегда правильно, к разъяснению норм российского законодательства относится с недоверием.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Костромской области Солодов Р.В. административное исковое заявление об установлении надзора поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик Кюрегян В.С. с административным исковым заявлением об установлении в отношении него административного надзора и административных ограничений был согласен.
Прокурор Лодыгина Е.А. выразила мнение, что административное исковое заявление ФКУ ИК № 2 УФСИН РФ по Костромской области в отношении Кюрегяна В.С. не подлежит удовлетворению, поскольку Кюрегян В.С. законных оснований для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации не имеет, в отношении него вынесены решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
На основании ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗадминистративный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ и в статье 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ).
Согласно п. 1, 3 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, ч.2 ст. 173.1 УИК РФ, за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего административный надзор устанавливается судом при условии их признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В силу ч. 7 ст. 272 КАС РФ административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, рассмотрев административное исковое заявление по делу об административном надзоре, принимает решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Одинцовского городского суда Московской области от 6 сентября 2019 года Кюрегян В.С. осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Осужденный Кюрегян В.С. отбывает наказание за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, которое в силу ст. 15 УК РФ отнесено к категории тяжких преступлений.
Согласно характеристике осужденный характеризуется отрицательно. Исходя из справки о взысканиях и поощрениях, Кюрегян В.С. имеет 95 взыскания, 18 раз водворялся в штрафной изолятор. Поощрений не имеет. 5 ноября 2020 года Кюренгян В.С. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. На основании материалов дела, осужденный подлежит освобождению из мест лишения свободы 29 марта 2022 года, по отбытию срока наказания.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.
Таким образом, Кюрегян В.С. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что в силу вышеприведенных предписаний Федерального закона от ДД.ММ. № 64-ФЗ является основанием для установления административного надзора.
Вместе с тем, из приговора Одинцовского городского суда Московской области от 6 сентября 2019 года следует, что осужденный Кюрегян В.С., ДД.ММ. года рождения, уроженец _________, является гражданином Республики Украина.
На основании распоряжения ФСИН России от ДД.ММ. №000-рн, после отбытия (исполнения) наказания или после освобождения от наказания Кюрегян В.С., ДД.ММ. года рождения, гражданин Республики Украина, обязан выехать за пределы Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 31 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
20 сентября 2021 года вынесено решение о депортации Кюрегяна В.С., ДД.ММ. года рождения, за пределы Российской Федерации.
Сведений о регистрации Кюрегяна В.С. на территории Российской Федерации, а также о наличии законных оснований проживания (пребывания) иностранного гражданина Республики Украина Кюрегяна В.С. на территории Российской Федерации не имеется.
На основании ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ч. 1 ч ст. 25. 10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из совокупности указанных правовых норм, административный надзор не может устанавливаться в отношении иностранного гражданина, лица без гражданства, не имеющего законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 6 п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
В судебном заседании установлено, что Кюрегян В.С. является гражданином Республики Украина, регистрации на территории Российской Федерации не имеет, в отношении него имеется распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и решение о депортации.
Таким образом, судом установлено, что Кюрегян В.С. законных оснований для проживания (пребывания) на территории Российской Федерации не имеет.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для установления административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Кюрегяна В.С.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░