Решение по делу № 2-1105/2015 (2-6722/2014;) от 27.11.2014

Дело № 2-1105/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 февраля 2015 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

при секретаре Гармаш А.А.,

с участием представителя истца Салахиевой Э.Г., действующей на основании удостоверения,

третьего лица Долгих Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора г.Перми в интересах несовершеннолетней Долгих В.А. к Департаменту образования администрации г.Перми о признании незаконным отказа в предоставлении места в дошкольной образовательной организации, возложении обязанности предоставить несовершеннолетнему место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту проживания,

установил:

Прокурор г.Перми (далее по тексту Прокурор), действующий в интересах несовершеннолетней Долгих В.А., обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми (далее по тексту Департамент) с требованиями о признании незаконным отказа департамента в предоставлении места в дошкольной образовательной организации, о возложении обязанности предоставить Долгих В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч. дошкольного образования; одной из задач является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий; Согласно ответу департамента образования администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ Долгих Е.В. отказано в предоставлении места ее дочери в дошкольной образовательной организации. Ответ департамента противоречит законодательству. Действующее законодательство не содержит требования о предоставлении места в первую очередь детям, достигшим возраста 3 лет. Департамент обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, т.е. в форме посещения муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории г.Перми, а также с возраста, установленного законодательством. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. До настоящего времени место Долгих В.А. не предоставлено. На основании Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прокурор просит требования удовлетворить.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Третье лицо – Долгих Е.В. в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Также представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого исковые требования не признает, поскольку законодатель закрепляет за органами местного самоуправления организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В рамках указанных полномочий администрацией города Перми утвержден порядок определения детей в МДОУ, закрепленный в Постановлении администрации города Перми от 01.03.2013 г. № 112, согласно которому комплектование МДОУ осуществляется ежегодно на учебный год, согласно регистру детей дошкольного возраста. Формирование и ведение регистра детей дошкольного возраста осуществляется по дате рождения на основании заявления родителя. Полагает, что удовлетворение требований прокурора возложит на органы местного самоуправления обязанность исполнить полномочия органов государственной власти субъектов РФ, нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, состоящих в регистре и имеющих дату рождения ранее, чем у Долгих В.А. нарушит требования СанПиН 2.4.1.3049-13, которым определено количество детей в группе. Доказательств того, что Долгих В.А. имеет право на внеочередное либо первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении родителями не представлено.

Выслушав доводы прокурора, законного представителя несовершеннолетней Долгих В.А. – Долгих исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, в силу следующего.

Согласно ст. 18, ст. 43 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

В соответствии с п.1 ст. 2; п.2 ч.1 ст. 3; п.1 ч.3 ст. 4; ч.1,3,4 ст.5; п.1 ч.1 ст. 9; ч.3, п.1 ч.4 ст. 10; ч.1, п.1 ч.3, ч.5, ч.6 ст. 12; п.1 ч.2 ст. 23; п.2 ч.3, п.1 ч.4 ст. 44; ч.5 ст. 63; ч.1,2 ст. 64; ч.1 ст. 67 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: 1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п.1 ст. 2).

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: обеспечение права каждого человека на образование … (п.2 ч.1 ст. 3).

Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются: обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование (п.1 ч.3 ст.4)

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование (ч.1 ст. 5).

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ч.3 ст. 5).

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни (ч.4 ст. 5).

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п.1 ч.1 ст.9).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования (ч.3 ст. 10).

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование (п.1 ч.4 ст. 10).

Образовательные программы определяют содержание образования (ч.1 ст. 12).

К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (п.1 ч.3 ст. 12).

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ч.5 ст. 12).

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч.6 ст. 12).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1 ч.2 ст. 23).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье (п.2 ч.3 ст. 44).

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: обеспечить получение детьми общего образования (п.1 ч.4 ст. 44).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч.5 ст. 63).

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (ч.1 ст. 64).Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся (ч.2 ст. 64).

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (ч.1 ст. 67).

Согласно п.6,7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014, образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6).

Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п.7).

Из материалов дела следует, что Долгих Е.В. обратилась к прокурору с заявлением в интересах несовершеннолетней дочери Долгих В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения предъявить настоящий иск (л.д.6, 8 оборот).

Ответом начальника департамента образования администрации г. Перми СЭД- от ДД.ММ.ГГГГ Долгих Е.В. указано, что комплектование дошкольных учреждений производится по дате рождения детей с учетом льгот, имеющихся у родителей, в связи с чем, место будет предоставлено по дате рождения детей в регистре (л.д. 7).

Как следует из пояснений представителя истца, третьего лица, в настоящее время место в дошкольном образовательном учреждении Долгих В.А. не предоставлено.

Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований, поскольку Конституцией РФ и федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо предусмотрено право граждан РФ на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам, как саму возможность получения образования, так общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией РФ как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции РФ) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства, означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетняя Долгих Е.В. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, ее законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако, соответствующей путевки до настоящего времени не получила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушено право несовершеннолетней Долгих Е.В. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, при этом, по смыслу положений ст., ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенное право подлежит судебной защите.

Ссылка представителя Департамента образования администрации г. Перми на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание, поскольку действующим законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.

Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденное Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в МДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

Сторонами не представлено и в судебном заседании не исследовались доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетней Долгих Е.В. возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

Доводы ответчика о том, что предоставлением места Долгих В.А. нарушаются права других детей судом признаются несостоятельными, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.

Разрешая требования прокурора, суд рассматривает дело в пределах заявленных требований (ч.3 ст. 196 ГПК РФ), согласно которым, истец просит предоставить место несовершеннолетнему в дошкольном образовательном учреждении на территории г. Перми, в связи с чем, а также в силу действующего законодательства, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку Долгих В.А. проживает на территории муниципального городского округа - г. Пермь, при этом, ответчику следует принимать во внимание принцип доступности посещения дошкольного образовательного учреждения, понятие которого раскрывается в п.2.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П (безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям).

В соответствии с ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 13 ст. 8 Устава города Перми, утвержденного Решением Пермской городской Думы от 13.03.1996 г., организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района, а из с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования администрации города Перми», утвержденного Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 224, основной задачей департамента является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий. Кроме того, в силу п.2.1 Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением Администрации г. Перми от 01.03.2013 N 112, комплектование МДОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми (далее - Департамент).

При названых обстоятельствах, на ответчика – Департамент образования администрации г. Перми – как, на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, при этом, Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако, Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При таких обстоятельствах следует возложить обязанность на администрацию г. Перми в лице Департамента образования администрации г. Перми предоставить несовершеннолетней Долгих В.А. бесплатное дошкольное образование в муниципальном образовательном учреждении в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Признать незаконным отказ Департамента образования администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ Долгих Е.В. в предоставлении места в дошкольной образовательной организации.

Обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить Долгих В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах города Перми, по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Председательствующий     /подпись/ Иванова Н.А.

Копия верна. Судья                     Иванова Н.А.

2-1105/2015 (2-6722/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Перми в инт. н/л Долгих Вероники Александровны
Ответчики
ДО администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
27.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2014Передача материалов судье
03.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.02.2015Предварительное судебное заседание
18.02.2015Судебное заседание
24.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2015Дело оформлено
27.03.2015Дело передано в архив
18.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее