ШЕСТОЙ КАССАЦИОННОЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-856/2021
(№ 16-9603/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 марта 2021 года город Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Яшиной С.П. на вступившие в законную силу решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 сентября 2020 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 29 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» Савельева С.П.,
установила:
постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Яшиной Н.В. от 9 июля 2020 № 93 директор Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее – УМУП «Ульяновскводоканал») Савельев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 сентября 2020 года постановление должностного лица от 9 июля 2020 года № 93 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решением судьи Ульяновского областного суда от 29 октября 2020 года решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 сентября 2020 года изменено, из него исключены выводы о нарушении положений статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в остальной части решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление об административном правонарушении, Яшина Н.В. просит отменить вынесенные судебные акты по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными, оставить в силе постановление должного лица.
Директор УМУП «Ульяновскводоканал» Савельев С.П., уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о принесении вышеуказанной жалобы в установленный срок свои возражения на данную жалобу не представил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. к административной ответственности по названной норме послужил выявленный в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 26 мая по 26 июня 2020 года факт неисполнения УМУП «Ульяновскводоканал» обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и лимитов на их размещение, на объектах, находящихся по адресам: <адрес> - имеющийся у юридического лица разработанный и утвержденный в установленном порядке проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение не содержит полного перечня всех отходов, образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности предприятия, путем их использования, обезвреживания, размещения, а также передачи другим хозяйствующим субъектам с целью их дальнейшего использования обезвреживания, размещения, и соответственно не является полным, в связи с чем нарушены требования статьи 11, пунктов 1, 2, статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Отменяя по результатам рассмотрения жалобы постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья Ленинского районного суда г. Ульяновска исходил из того, что проверка юридического лица проведена с грубым нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем результаты проведенной в отношении предприятия на основании приказа от 20 мая 2020 года № 42 проверки неправомерно положены в основу выводов о виновности директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья областного суда при рассмотрении жалобы на решение судьи районного суда с выводами, изложенными в решении от 2 сентября 2020 года согласился, исключив из него вывод о нарушении положений статьи 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Между тем судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска и судьей Ульяновского областного суда не учтено следующее.
Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ) регламентирован порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Как усматривается из материалов дела, проверка УМУП «Ульяновскводоканал» проведена с 26 мая 2020 года по 26 июня 2020 года на основании приказа от 20 мая 2020 года № 42 заместителя руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской и Ульяновской областям в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденным и.о. руководителя Межрегионального Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям от 30 октября 2019 года № 430.
В материалах дела имеется расписка представителя руководителя УМУП «Ульяновскводоканал» о получении его копии 20 мая 2020 года (л.д. 126).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных Планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не указанных в пункте 1 названного постановления, проводятся только: а) внеплановые проверки, указанные в пункте 1 названного постановления; б) плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 названного постановления; в) плановые и внеплановые проверки юридических лиц - участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере (пункт 2).
Как следует из материалов дела деятельность и используемые производственные объекты УМУП «Ульяновскводоканал» отнесены к категории высокого риска, соответственно ограничения на проведение плановых проверок, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля….», не распространялись на проведение Управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям плановой проверки в отношении УМУП «Ульяновскводоканал».
Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ установлено, что доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований не могут являться результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных названным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок.
Перечень соответствующих нарушений, признаваемых грубыми, приведенный в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, является исчерпывающим.
Применительно к рассматриваемой ситуации нарушения вышеприведенных требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ со стороны Управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям отсутствуют.
В силу положений части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Поскольку в данном случае, как отмечено выше, грубых нарушений, влекущих за собой последствия, предусмотренные частью 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, Управлением Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям не допущено, оснований для применения к спорным правоотношениям положений части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска и судьей Ульяновского областного суда требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норму, предусматривающую возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями пункта 1 статьи 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.01.1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Вместе с тем Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола № 7 (в редакции Протокола № 11), что право не привлекаться повторно к суду или повторному наказанию не препятствует повторному рассмотрению дела в соответствии с законом соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства было допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют повторному рассмотрению дела в случае обнаружения существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене вступивших в законную силу постановления (решения) по делу об административном правонарушении и о возвращении дела на новое рассмотрение. В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса таким случаем является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Судьей Ленинского районного суда г. Ульяновска и судьей Ульяновского областного суда при рассмотрении настоящего дела допущены, имеющие фундаментальный, принципиальный характер существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повлиявшие на исход дела, в связи с чем в рассматриваемом случае имеются основания для отмены судебных актов, состоявшихся по данному делу в отношении директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П.
При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 сентября 2020 и решение судьи Ульяновского областного суда от 29 октября 2020, принятые в отношении директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. по данному делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица Яшиной Н.В. в Шестом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел не истек, настоящее дело вместе с жалобой директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. на постановление должностного лица в соответствии с требованиями пункта 3 части 2 статьи 30.17 данного Кодекса подлежит направлению в Ленинский районный суд г. Ульяновска на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение в полном соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановила:
жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Яшиной Н.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 2 сентября 2020 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 29 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» Савельева С.П,, отменить.
Возвратить материалы дела с жалобой директора УМУП «Ульяновскводоканал» Савельева С.П. на постановление ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям Яшиной Н.В. от 9 июля 2020 № 93 в Ленинский районный суд г. Ульяновска на новое рассмотрение.
Судья Е.И. Матыцина