№ 2-1435/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 12 апреля 2024 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Корж В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор красноярской природоохранной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГАУ «Лесопожарный центр», Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о возложении обязанности на КГАУ «Лесопожарный центр» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать лесопожарные станции пожарной техникой в количестве 77 единиц до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19 июля 2019 года, возложении обязанности на Министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства КГАУ «Лесопожарный центр» для выполнения мероприятий по укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой в количестве 77 единиц до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19 июля 2019 года. Требования мотивированы тем, что ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки деятельности КГАУ «Лесопожарный центр» установлено, что в соответствии с Нормативами № 1605-р норматив обеспеченности пожарной техники для Красноярского края составляет 763 единицы техники, при этом по состоянию на 15 августа 2023 года в КГАУ «Лесопожарный центр» имеется лишь 686 единиц пожарной техники, что составляет 90% от необходимого норматива, недокомплект по пожарной технике составляет 77 единиц.
В результате рассмотрения спора истец уточнил исковые требования, в результате которых просит возложить на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать лесопожарные станции пожарной техникой с учетом применения механизма допустимых замен до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19 июля 2019 года.
22 января 2024 года участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.
В судебном заседании Красноярский природоохранный прокурор Горшков Е.В., помощник прокурора Демешкевич А.Е. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов и лесного комплекса – Клюев А.И. не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.
В судебном заседании представитель КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» Ласкаева А.Д. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.
В судебное заседание представитель третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил в адрес суда отзыв на уточненное исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований не возражал, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.
Выслушав Красноярского природоохранного прокурора Горшкова Е.В., помощника прокурора Демишкевича А.Е., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и лесного комплекса – Клюева А.И., представителя ответчика КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» Ласкаеву А.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).
Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.
Согласно ч. 4 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Состав и оснащенность лесопожарных станций комплектуется в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 и Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-Р (далее - Нормативы № 1605-р).
При этом названные Нормативы обеспеченности определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.
В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства (далее - Министерство) Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений, предоставление государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования, в области пожарной безопасности (за исключением полномочий иных органов исполнительной власти края, государственный контроль (надзор) в области лесных отношений.
Министерство также осуществляет организацию тушения лесных пожаров (п. 3.12.2 Положения), Организация обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (приобретение и содержание противопожарного снаряжения и инвентаря, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов) на период высокой пожарной опасности в лесах (п. 3.13 Положения), организация готовности организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону (п. 3.15 Положения).
Кроме того, Министерство осуществляет функций и полномочий учредителя (собственника имущества) краевых унитарных предприятий и краевых государственных учреждений в области и сфере государственного управления, указанных в подп. 2 п. 1.1 Положения, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, правовыми актами Правительства края (п. 3.43 Положения).
В силу п. 3.46 Положения Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетные полномочия главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.
В соответствии с п. 2.1. Устава КГАУ «Лесопожарный центр» (далее также -Учреждение), утвержденного Приказом Министерства от 12.02.2018 № 171-од, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя в сфере лесных отношений.
Предметом деятельности Учреждения является охрана лесов от пожаров –предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами.
Согласно п. 2.3. Устава Учреждения, целями деятельности Учреждения являются: обеспечение охраны лесов от пожаров посредством выполнения работ по тушению лесных пожаров, осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах; обеспечение удовлетворения потребностей в подготовке специалистов в области охраны лесов от пожаров; обеспечение выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидации их последствий.
Судом установлено, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности КГАУ «Лесопожарный центр».
По результатам проверки установлено, что в соответствии с Нормативами № 1605-р норматив обеспеченности пожарной техники для Красноярского края составляет 763 единицы техники.
При этом по состоянию на 01 января 2024 года в КГАУ «Лесопожарный центр» имеется лишь 706,5 единиц пожарной техники, что составляет 92,6% от необходимого норматива, недокомплект по пожарной технике составляет 56,5 единиц.
По факту недокомплекта пожарной техники в КГАУ «Лесопожарный центр» прокуратурой Красноярского края 27 апреля 2023 года вносилось представление однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Поскольку нормативы № 1605-р определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров, недостижение необходимых показателей в рассматриваемой сфере может повлечь за собой неэффективность при выполнении возложенных функций по тушению лесных пожаров, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» обязанность по укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой с учетом применения механизма допустимых замен до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19.07.2019 года, а течение одного года с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года.