Решение по делу № 2-1435/2024 (2-8614/2023;) от 17.08.2023

№ 2-1435/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск 12 апреля 2024 года

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Шатровой Р.В.,

при секретаре Корж В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор красноярской природоохранной прокуратуры, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к КГАУ «Лесопожарный центр», Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края о возложении обязанности на КГАУ «Лесопожарный центр» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать лесопожарные станции пожарной техникой в количестве 77 единиц до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19 июля 2019 года, возложении обязанности на Министерство лесного хозяйства Красноярского края в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства КГАУ «Лесопожарный центр» для выполнения мероприятий по укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой в количестве 77 единиц до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19 июля 2019 года. Требования мотивированы тем, что ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки деятельности КГАУ «Лесопожарный центр» установлено, что в соответствии с Нормативами № 1605-р норматив обеспеченности пожарной техники для Красноярского края составляет 763 единицы техники, при этом по состоянию на 15 августа 2023 года в КГАУ «Лесопожарный центр» имеется лишь 686 единиц пожарной техники, что составляет 90% от необходимого норматива, недокомплект по пожарной технике составляет 77 единиц.

В результате рассмотрения спора истец уточнил исковые требования, в результате которых просит возложить на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» обязанность в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу укомплектовать лесопожарные станции пожарной техникой с учетом применения механизма допустимых замен до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19 июля 2019 года.

22 января 2024 года участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

В судебном заседании Красноярский природоохранный прокурор Горшков Е.В., помощник прокурора Демешкевич А.Е. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов и лесного комплекса – Клюев А.И. не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований.

В судебном заседании представитель КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» Ласкаева А.Д. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.

В судебное заседание представитель третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, направил в адрес суда отзыв на уточненное исковое заявление, в котором против удовлетворения исковых требований не возражал, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в свое отсутствие.

Выслушав Красноярского природоохранного прокурора Горшкова Е.В., помощника прокурора Демишкевича А.Е., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и лесного комплекса – Клюева А.И., представителя ответчика КГАУ «Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов» Ласкаеву А.Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров (ч. 1). Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение в лесах мер пожарной безопасности и тушение пожаров (ч. 4). Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 7).

Исходя из того, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Согласно ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч. 1 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 - 83 настоящего Кодекса, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия.

Согласно ч. 4 ст. 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Состав и оснащенность лесопожарных станций комплектуется в соответствии с Положением о пожарно-химических станциях, утвержденных приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 и Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-Р (далее - Нормативы № 1605-р).

При этом названные Нормативы обеспеченности определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве лесного хозяйства (далее - Министерство) Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п (далее - Положение), Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края в области лесных отношений, предоставление государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в области лесных отношений, в сфере образования, в области пожарной безопасности (за исключением полномочий иных органов исполнительной власти края, государственный контроль (надзор) в области лесных отношений.

Министерство также осуществляет организацию тушения лесных пожаров (п. 3.12.2 Положения), Организация обеспечения средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (приобретение и содержание противопожарного снаряжения и инвентаря, пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов) на период высокой пожарной опасности в лесах (п. 3.13 Положения), организация готовности организаций, на которые возложена охрана лесов, к пожароопасному сезону (п. 3.15 Положения).

Кроме того, Министерство осуществляет функций и полномочий учредителя (собственника имущества) краевых унитарных предприятий и краевых государственных учреждений в области и сфере государственного управления, указанных в подп. 2 п. 1.1 Положения, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, правовыми актами Правительства края (п. 3.43 Положения).

В силу п. 3.46 Положения Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетные полномочия главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.

В соответствии с п. 2.1. Устава КГАУ «Лесопожарный центр» (далее также -Учреждение), утвержденного Приказом Министерства от 12.02.2018 № 171-од, Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий учредителя в сфере лесных отношений.

Предметом деятельности Учреждения является охрана лесов от пожаров –предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами.

Согласно п. 2.3. Устава Учреждения, целями деятельности Учреждения являются: обеспечение охраны лесов от пожаров посредством выполнения работ по тушению лесных пожаров, осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах; обеспечение удовлетворения потребностей в подготовке специалистов в области охраны лесов от пожаров; обеспечение выполнения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидации их последствий.

Судом установлено, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности КГАУ «Лесопожарный центр».

По результатам проверки установлено, что в соответствии с Нормативами № 1605-р норматив обеспеченности пожарной техники для Красноярского края составляет 763 единицы техники.

При этом по состоянию на 01 января 2024 года в КГАУ «Лесопожарный центр» имеется лишь 706,5 единиц пожарной техники, что составляет 92,6% от необходимого норматива, недокомплект по пожарной технике составляет 56,5 единиц.

По факту недокомплекта пожарной техники в КГАУ «Лесопожарный центр» прокуратурой Красноярского края 27 апреля 2023 года вносилось представление однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Поскольку нормативы № 1605-р определяют минимальное количество пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, необходимых для предупреждения и тушения лесных пожаров, недостижение необходимых показателей в рассматриваемой сфере может повлечь за собой неэффективность при выполнении возложенных функций по тушению лесных пожаров, что создает угрозу для жизни и здоровья граждан и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, установленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, КГАУ «Лесопожарный центр» обязанность по укомплектованию лесопожарных станций пожарной техникой с учетом применения механизма допустимых замен до достижения норматива в 763 единиц, установленного Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации № 1605-р от 19.07.2019 года, а течение одного года с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2024 года.

2-1435/2024 (2-8614/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса
КГАУ "Лесопожарный центр"
Другие
ЛАСКАЕВА АЛИНА ДМИТРИЕВНА
Худорба Алексей Иванович
Федеральное агенство лесного хозяйства
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярск
Судья
Шатрова Р.В.
Дело на сайте суда
oktyabr.krk.sudrf.ru
17.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2023Передача материалов судье
24.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.11.2023Предварительное судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
12.04.2024Судебное заседание
27.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее