Решение по делу № 2а-640/2020 от 02.12.2019

Дело № 2а-640/20

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2020 года г.Барнаул

Октябрьский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Подберезко Е.А.

при секретаре Мордвиной А.А.,

с участием представителей административного истца Отт Ю.А., Татарникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ООО «СибИнвест-Груп» к Государственной инспекции труда в Алтайском крае» об оспаривании предписания, решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО «СибИнвест-Груп» обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Алтайском крае» об оспаривании предписания должностного лица - от ДД.ММ.ГГГГ, решения вышестоящего должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по результатам рассмотрения жалобы на указанное предписание.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что административным ответчиком проведена выездная проверка по жалобе работника общества Акимовой Т.А. по факту не направления им заявлений на выплату пособия по временной нетрудоспособности в Фонд социального страхования.

По результатам проверки государственным инспектором обществу выдано предписание, об устранении нарушения трудового законодательства и принятии мер к направлению заявлений Акимовой Т.А. по представленным листкам нетрудоспособности в Фонд социального страхования в соответствии с действующим законодательством.

Предписание должностного лица инспекции общество считает незаконным, нарушающим его права, поскольку общество нормы действующего законодательства не нарушало, так как заявления на выплату пособия были подписаны неизвестным лицом, поданы от имени другого лица – Ивановой У.С., при этом доверенности представителя работника представлено не было, поэтому отсутствовали основания для направления обществом заявлений на выплату пособия в Фонд социального страхования.

Жалоба на предписание, поданная обществом в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, оставлена решением того без удовлетворения, в связи с чем общество обратилось в суд с настоящим иском и просит признать незаконными и отменить указанное предписание и решение.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Скипина О.В., заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае Фандин И.Л..

В судебном заседании представители административного истца на удовлетворении заявленных требований настаивали по указанным основаниям, дополнительно ссылались на то, что после увольнения Акимовой Т.А. та стала жаловаться во все инстанции, представленные больничные листы общество ей оплатило за первые три дня за счет своих средств, однако заявления не были направлены и не направлены до настоящего времени, по указанной в иске причине, чтобы в дельнейшем со стороны Фонда социального страхования не было к обществу претензий в том, что выплата произведена пособия необоснованно.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заинтересованное лицо Акимова Т.А. и ее представитель Ульянова У.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ходе рассмотрения дела возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылались на то, что после увольнения дочь Акимовой Т.А. – Иванова У.С., которую все знали на предприятии, так как она тоже там работала, представила подписанные Акимовой Т.А. заявления о выплате пособия по временной нетрудоспособности, общество нарушило закон и ее трудовые права, не направив заявления в Фонд социального страхования, в связи с чем полагали, что оспариваемые административным истцом предписание и решения являются законными и обоснованными.

Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Разрешая заявленные требования, выслушав пояснения представителей истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы государственный инспектор труда в предписании указывает требование, которое обязан выполнить работодатель, чтобы восстановить нарушенные им трудовые права работников.

Согласно статье 361 Трудового кодекса Российской Федерации решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как установлено в судебном заседании, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «СибИнвест-Груп» Государственной инспекцией труда в Алтайском крае проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления Федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в связи с обращением работника общества Акимовой Т.А. по поводу не оплаты представленных ею листов в нетрудоспособности.

По результатам проверки главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Алтайском крае Скипиной О.В. составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ и одновременно выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).

Предписанием на общество возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к направлению заявлений о выплате пособий Акимовой Т.А. по листкам нетрудоспособности , , в Фонд социального страхования в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с предписанием, общество ДД.ММ.ГГГГ обжаловало его руководителю Государственной инспекции труда в Алтайском крае.

Решением заместителя руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении жалобы общества отказано.

ДД.ММ.ГГГГ общество обратилось в суд с административным иском о признании незаконными и отмене предписания и решения, принятого по жалобе общества.

Статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

В силу п. п. 1, 2, 5 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ н, документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.

Из пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон №255-ФЗ) следует, что обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется, помимо прочего, в случае утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее по тексту цитируемого Закона - заболевание или травма).

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 данной статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть 2 статьи 5 Закона №255-ФЗ).

Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона №255-ФЗ выплачивается застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя (работодателя), а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

Согласно п. 2 вышеуказанного Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма заявления утверждается Фондом.

Пунктом 3 Положения установлено, что страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.

В соответствии с пунктом 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. При поступлении в территориальный орган Фонда заявления, предусмотренного абзацем вторым пункта 6 настоящего Положения, территориальный орган Фонда в указанный срок принимает решение о возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на соответствующие цели бюджету Фонда, и в течение 2 рабочих дней со дня принятия решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.

Судом установлено, что общество первые три дня нетрудоспособности по представленным листкам нетрудоспособности оплатило работнику Акимовой Т.А., при этом, в нарушение указанных требований и трудовых прав работника, заявления о выплате Акимовой Т.А. пособий по временной нетрудоспособности (за остальной период нетрудоспособности), обществом не были направлены в Фонд социального страхования.

В этой связи, суд считает, что предписание должностного лица Государственной инспекции труда в Алтайском крае и решение ее вышестоящего должностного лица являются законными, принятыми в пределах предоставленных им полномочий и прав административного истца не нарушают.

Доводы общества о том, что причиной для не направления заявлений Акимовой Т.А. в Фонд социального страхования явилось не представление представителем Ивановой У.С. доверенности от работника, суд находит несостоятельными, поскольку как видно из представленного материала проверки, заявления о выплате пособия поданы и подписаны самим работником, следовательно, отсутствие доверенности, не освобождало работодателя от установленной законом обязанности по направлению заявлений Акимовой Т.А. в Фонд социального страхования.

В этой связи, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований ООО «СибИнвест-Груп» следует отказать.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований «СибИнвест-Груп» к Государственной инспекции труда в Алтайском крае» об оспаривании предписания, решения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Барнаула.

Председательствующий Е.А. Подберезко

2а-640/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Отт Юрий Андреевич
Ответчики
Государственная инспекция труда в АК
Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в АК Скипина О.В.
Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в АК- Фандин И.Л.
Другие
Жейкар Олег Валерьевич
Акимова Тамара Алексеевна
Татарников Александр Владимирович
Суд
Октябрьский районный суд г. Барнаул
Судья
Подберезко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
oktabrsky.alt.sudrf.ru
04.12.2019Регистрация административного искового заявления
04.12.2019Передача материалов судье
04.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
20.02.2020Судебное заседание
16.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее