Судья Тарабрина Н.Н. |
№ 33а-1961/2020 10RS0011-01-2020-002276-68 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06.07.2020 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судей Сильченко Р.П., Щепалова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Елисеевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25.03.2020 по административному делу (...)а-2418/2020 по административному исковому заявлению Перешиваловой Э. И., Кивелевой Н. И., КиВ.й В. И. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с завещанием Перешивалова Э.И., Кивелева Н.И., КиВ. В.И. являются наследниками в отношении жилого дома с хозяйственными постройками 1961 года возведения, находящегося по адресу: село Эссойла, ул. (...). В состав домовладения входит также баня, которая располагается на удалении от дома вне земельного участка, сформированного под жилым домом. 11.11.2019 административные истцы обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в собственность для индивидуальной жилой застройки в порядке пункта 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ земельного участка, сформированного под баней. Решением административного ответчика, выраженным в письмах от 09.12.2019 № 30476/12.4-21 и от 22.01.2020 № 1325/14.4-4, в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером (...) для индивидуальной жилой застройки отказано ввиду того, что право собственности административных истцов на здание бани не оформлено, сведения о таком объекте капитального строительства в ЕГРН отсутствуют; возведение на земельном участке только вспомогательных объектов даже при наличии государственной регистрации права собственности на них не влечет возникновения права на приобретение в собственность или в аренду земельного участка в порядке, предусмотренном статьи 39.20 ЗК РФ. Предоставление земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», территориальная зона – «Ж1 – малоэтажная жилая застройка» в целях эксплуатации бани без нарушения действующего законодательства невозможно. Административные истцы просили суд признать решение административного ответчика незаконным и обязать его устранить допущенные нарушения законных прав и интересов административных истцов путем предоставления в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве собственности каждому) земельного участка с кадастровым номером (...).
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
С принятым судебным постановлением не согласны административные истцы, в апелляционной жалобе просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывают на то, что баня является неотъемлемой частью жилого дома, принадлежащего административным истцам на праве собственности, ее дополнительная регистрация как объекта недвижимости не требуется. Ссылаются на принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик выражает согласие с решением суда.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Кацнельсон Е.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения представителя административных истцов, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с завещанием Кивелева И.И. от 23.08.1999 административные истцы являются его наследниками в отношении следующего имущества: жилого дома с хозяйственными постройками 1961 года возведения, находящегося по адресу: село Эссойла, ул. (...) Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 01.06.2000 наследственное имущество в соответствии с завещанием от 23.08.1999 состоит из жилого дома, находящегося в с. Эссойла Пряжинского района, по ул. (...), с надворными строениями и сооружениями: бревенчатым хлевом, дощатым сараем, бревенчатой баней, дощатым сараем, гаражом и туалетом, железобетонным колодцем. Состав построек и сооружений, входящих в состав жилого дома, подтверждается техническим паспортом жилого дома, из которого усматривается, что в состав домовладения включены описанные выше объекты, в том числе баня (литера Г в «Таблице 1» Справки № (...), литера Г в Разделе «Характеристика строений и сооружений» Технического паспорта, инв. № (...)).
14.01.2008 между административными истцами и администрацией Пряжинского муниципального района заключены договоры купли-продажи долей в праве на земельный участок с кадастровым номером (...) площадью 1500 кв.м, по адресу: Российская Федерация, Республика Карелия, Пряжинский район, село Эссойла, ул. (...), разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, сформированный под жилым домом, принадлежащим административным истцам. Здание бани как объекта вспомогательного назначения в указанный сформированный земельный участок не вошло.
05.08.2014 постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером (...) площадью 2100 кв.м, сведения об объекте внесены в государственный кадастр недвижимости.
11.11.2019 административные истцы обратились в адрес административного ответчика с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (...) на котором расположена принадлежащая им баня, сославшись на положения подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
09.12.2019 по результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов административным ответчиком принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, выраженное в письме № 30476/12.4-21, из которого следует, что возведение на земельном участке только вспомогательного объекта даже при наличии государственной регистрации права собственности на него не влечет возникновение права на приобретение в собственность земельного участка в порядке статьи 39.20 ЗК РФ. Вторым основанием для отказа в предоставлении земельного участка указано на расположение испрашиваемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
22.01.2020 письмом административного ответчика за № 1325/124-4 второе основание для отказа в предоставлении земельного участка (расположение испрашиваемого земельного участка в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения) отозвано как не нашедшее своего подтверждения.
05.03.2020 административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что наличие на земельном участке постройки не порождает права на приобретение земельного участка в собственность без торгов, поскольку возведенный объект недвижимости не имеет самостоятельного функционального назначения – носит вспомогательный характер, не отвечает целям предоставления земельного участка.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального права и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 10:21:0080201:86 площадью 1100 кв.м относится к землям населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположен в территориальной зоне Ж-1. Малоэтажная жилая застройка. На данном земельном участке расположена баня площадью 13,9 кв.м, принадлежащая административным истцам, но не зарегистрированная в качестве объекта недвижимости.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 ЗК РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Таким образом, с гражданами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, находящимся в государственной или муниципальной собственности, может быть заключен договор купли-продажи земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем, по смыслу приведенных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее – классификатор) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540.
Согласно классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства включает в себя размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.
Поскольку расположенная на испрашиваемом земельном участке, имеющем основной вид разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, баня, не зарегистрированная в качестве объекта недвижимости, имеет вспомогательное назначение, то ее возведение с учетом специального предназначения земельного участка не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка под данным объектом в собственность на основании статьи 39.20 ЗК РФ.
Судебная коллегия также учитывает, что необходимость предоставления земельного участка площадью 1100 кв. м для использования и эксплуатации бани площадью 13,9 кв. м административными истцами не обоснована.
Довод административных истцов о принадлежности им смежного земельного участка с кадастровым номером 10:21:080202:025, на котором имеется дом, неотъемлемой частью которого является данная баня, также не свидетельствует о наличии у них исключительного права на приобретение в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административных истцов, явившуюся предметом рассмотрения судом первой инстанции и получившую надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25.03.2020 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи