Дело № 2-197/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Краснощёково 02 июня 2015 года
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сивериной Н.А.,
при секретаре Тарасовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации Краснощёковского района Алтайского края к Черемновой О.Б., Черемнову С.М. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Краснощёковского района Алтайского края обратилась с иском к Черемновой О.Б., Черемнову О.Б. о взыскании денежных средств, ссылаясь на то, что в ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Краснощёковского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края обратилась Черемнова О.Б. о включении её в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года». На основании выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии по Краснощёковскому сельсовету, было решено: «Признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет по программе «Социальное развитие села до 2012 года» Черемнову О.Б.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», Черемнова О.Б. и ее семья (муж Черемнов С.М., сын ФИО5) были включены в данную программу с выделением денежных средств на строительство жилого помещения. На основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности №, выданного Администрацией Краснощёковского района Алтайского края, Черемнова О.Б. является участником мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года». В соответствии с условиями программы ей предоставлена социальная выплата в размере №. на строительство индивидуального жилого дома, из которых №. из федерального бюджета, №. из бюджета субъекта РФ. Выдано разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года).
На основании поручения начальника <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, была проведена проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, выделенных <данные изъяты> на реализацию мероприятий по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно результатов проверки, семья Черемновой О.Б. была необоснованно признана органами местного самоуправления Краснощёковского района нуждающейся в улучшении жилищных условий, а именно была не учтена площадь жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, где проживали супруга с сыном и супруг соответственно. В связи с тем, что постановка на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Черемновой О.Б. является необоснованной, выданная социальная выплата была использована Черемновой О.Б. не по целевому назначению.
На основании ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Таким образом, денежные средства в сумме №., полученные Черемновой О.Б., Черемновым С.М., подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
В связи с чем, истец просит взыскать с Черемновой О.Б., Черемнова С.М. в пользу истца денежные средства в сумме №.
В судебном заседании представитель истца Бочарова О.А. исковые требования о взыскании денежных средств в сумме № поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчики Черемнова О.Б., Черемнов С.М. в судебном заседании пояснили, что с исковыми требованиями не согласны, просит в удовлетворении исковых требований отказать, полагают, что денежные средства получили законно и обоснованно, каких-либо подложных документов не предоставляли. На основании представленных ими документов, они жилищной комиссией по Краснощёковскому сельсовету были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В ДД.ММ.ГГГГ 5-ю переводами ими были получены денежные средства в сумме №, последние два перевода были произведены ДД.ММ.ГГГГ года. Денежные средства в полном объеме были потрачены по целевому назначению, то есть для строительства жилого дома по адресу: <адрес>, где семья Черемновых проживает в настоящее время.
Представитель третьего лица Администрации Краснощёковского сельсовета Заковряшина Т.Г. пояснила, что Черемнова О.Б. законно и обоснованно была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчиков, представителя третьего лица, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.
В силу ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Согласно ст. ст. 2, 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Этот порядок установлен федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858.
В указанной федеральной целевой программе имеются правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - Правила) и типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), являющимся приложением к Правилам.
Пунктами 2, 3 Правил определено, что субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов в рамках региональных целевых программ, предусматривающих предоставление гражданам социальных выплат в порядке и на условиях, предусмотренных Типовым положением.
Типовое положение в соответствии с его п. 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
В соответствии с п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 "О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий"; в) признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В п. 6 Типового положения указано на возможность использования гражданином социальной выплаты:
а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;
б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.
В п. 10 Типового положения прямо указано на то, что определение размера социальной выплаты производится органом исполнительной власти в соответствии с п. 9 Типового положения.
Законом Алтайского края от 10 марта 2004 года №5-ЗС утверждена долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», во исполнение которой, а также федеральной целевой программы Постановлением Администрации Алтайского края от 10 января 2013 года № 5 установлен Порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Алтайского края, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Порядок).
Данный Порядок действовал на момент предоставления социальной выплаты Черемновой О.Б.
Согласно п.5.1 Порядка право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 5.2 Порядка гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся до 01.03.2005, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в порядке, установленном законом Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма").
Пунктом 6.3 Порядка предусмотрен перечень документов, прилагаемых гражданином, изъявившим желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, к заявлению об участии в реализации мероприятий Программы.
Пунктом 14 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года N 858, установлено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.
Установлено, что Черемнова О.Б. и члены её семьи до ДД.ММ.ГГГГ своего жилья в собственности либо по договору социального найма не имели.
ДД.ММ.ГГГГ Черемнова О.Б. обратилась в администрацию Краснощёковский сельсовет Краснощёковского района Алтайского края с заявлением о включении ее в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», указав в качестве формы улучшения жилищных условий - строительство дома в <адрес>.
К заявлению Черемновой О.Б. были приложены в соответствии с п.6.3 Порядка копии паспортов заявителя и членов семьи, справка о составе семьи, копия свидетельства о рождении, выписка из ЕГРП, копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес>, копия трудовой книжки, копия свидетельства о браке, копия акта установления факта сноса № от ДД.ММ.ГГГГ года; постановление Администрации Краснощёковского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О сносе старого нежилого дома», выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии по Краснощёковскому сельсовету, согласно которой Черемнова О.Б. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий1 и поставлена на учет по программе «Социальное развитие села».
ДД.ММ.ГГГГ Черемновой О.Б. администрацией Краснощёковского сельсовета было выдано разрешение на строительство №, согласно которого ей было разрешено строительство капитального жилого строения по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Черемновой О.Б. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в сумме №., в том числе средства федерального бюджета - №., средства бюджета субъекта Российской Федерации - №.
Из платежных поручений №, №, №, № № от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежные средства в сумме №. Черемновой О.Б. получены. Ответчики Черемнова О.Б. и Черемнов С.М. данный факт в судебном заседании не оспаривали.
Как следует из приложенных Черемновой О.Б. к заявлению о включении ее в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», она и члены её семьи являются гражданами РФ, работают в сельской местности, постоянно проживают в сельской местности, нуждаются в улучшении жилищных условий, не имеют своего жилья в сельской местности.
Из актов о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ следует, что денежные средства, выделенные семье Черемновой О.Б., были использованы по целевому назначению для строительства индивидуального жилого дома. Доказательств использования денежных средств семьей Черемновой О.Б. не по целевому назначению истцом не представлено.
Таким образом, семья Черемновой О.Б. обоснованно получила денежные средства по указанной социальной программе и освоила их в соответствии с их целевым назначением - на строительство жилого дома, в котором ответчики и их сын проживают в настоящее время.
Решение о выделении семье Черемновой О.Б. денежных средств было принято уполномоченным органом на основании представленных ими документов. Никаких противоправных действий в целях незаконного получения денежных средств Черемновы не совершили. До настоящего времени решение жилищной комиссии администрации Краснощековского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о признании Черемновой О.Б. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке её на учет, а также решение о выделении ей денежных средств по указанной программе, не отменены и являются действующими.
Какого-либо противоправного, виновного поведения со стороны Черемновой О.Б. и членов её семьи в получении денежных средств не усматривается.
В связи с этим оснований для удовлетворения исковых требований администрации Краснощёковского района и взыскании с ответчиков денежных средств в размере № не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований администрации Краснощёковского района Алтайского края к Черемновой О.Б., Черемнову О.Б. о взыскании денежных средств в размере №, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Сиверина
Решение в окончательной форме принято «08» июня 2015 года