РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
21 марта 2019 года
<адрес>
Хунзахский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Казанбиева З.М., при секретаре судебного заседания ФИО15, с участием главы МО СП «<адрес>» ФИО16, рассмотрев исковое заявление ФИО1 об установлении факта принятия родственных отношений с наследодателем и факта принятия наследства,
установил:
ФИО7 И.И. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что ФИО1, ФИО1 и ФИО2 являются родственниками. ФИО1, 1872 пр., является его отцом, а ФИО2, 1887 г.р. - его матерью. Однако в свидетельстве о рождении ФИО1а (место регистрации -Исполком Хунзахского сельского Совета депутатов трудящихся <адрес> ДАССР) от ДД.ММ.ГГГГ IV-БД № его мать указана как Дибирова ФИО2 без указания отчества. Справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом администрации МО «<адрес>» его мать указана как ФИО2, 1887 г.р. - жена главы хозяйства Исмаилова ФИО7, Он, ФИО1, в указанной справке записан как ФИО1 - сын главы хозяйства Исмаилова ФИО7, 1872 г.р. Их родственные отношения подтверждаются: свидетельством о рождении ФИО1 IV-БД № (место регистрации - Исполком Хунзахского сельского Совета депутатов трудящихся <адрес> ДАССР), выданным повторно ДД.ММ.ГГГГ; справкой от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом администрации МО «<адрес>»: записью в похозяйственной книге Ахалчинского сельского Совета народных депутатов за 1961-1963 гг., лицевой счет №. в котором как глава семьи (хозяйства) указан ФИО1 из <адрес>
Кроме этого, факт родственных отношений могут подтвердить свидетели ФИО3, 1954 г.р., проживающий в <адрес> РД по <адрес>, и ФИО4, 1960 г.р., проживающая в <адрес> РД по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ скончался его отец ФИО1, 1872 г.р. (свидетельство о смерти I-БД №, выданное повторно от ДД.ММ.ГГГГ, место государственной регистрации - Исполком сельского Совета депутатов трудящихся <адрес> ДАССР, запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
декабря 1985 года умерла его мать ФИО2cма ФИО9 (свидетельство о смерти I-БД №
847401, выданное повторно ДД.ММ.ГГГГ, место государственной регистрации - Управление ЗАГС
администрации муниципального образования городского округа «<адрес>» РД, запись акта о смерти
№В от ДД.ММ.ГГГГ).
февраля 2004 года скончался его брат ФИО5 (свидетельство о смерти
I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, место государственной регистрации - Управление ЗАГС <адрес>, запись
акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ умерла его сестра ФИО6(свидетельство о смерти I-БД № от ДД.ММ.ГГГГ, место государственной регистрации - Управление ЗАГС <адрес> запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ).
Факт признания родственных отношений заявителю необходимо установить для оформления наследства.
В настоящее время возникла необходимость признания факта принятия им наследства.
Наследство, которое открылось после смерти его родителей, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной архивным отделом администрации МО «<адрес>», состоит из следующего имущества: жилой дом - 2(два) 1918 г. и 1961 г. постройки; земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства (в сотых гектара) - 0,25 сотых; земля под пристройками -0,013 сотых.
В связи со смертью родителей, брата и сестры, указанное имущество полностью перешло в его владение и он фактически принял наследство. То обстоятельство, что он принял наследство, подтверждается тем, что он вступил во владение и управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств и притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы по содержанию наследственного имущества, совершил действия по поддержанию наследственного имущества в надлежащем состоянии. Однако в срок, установленный законодательством, он не обратился к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство в связи с тем, что полагал достаточным фактическое принятие наследства.
В этой связи заявитель просит суд установить, что Дибирова ФИО2, указанная в свидетельстве о рождении ФИО1 как мать, ФИО2, указанная в похозяйственной книге Ахалчинского сельского Совета народных депутатов за 1961-1963 гг как жена главы хозяйства Исмаилова ФИО7 из <адрес> под № и ФИО2, родившаяся в <адрес> ДАССР ДД.ММ.ГГГГ году является одним и тем же лицом ; установить, что ФИО2 является матерью ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ДАССР; установить, что ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ДАССР, ФИО1, указанный в похозяйственной книге Ахалчинского сельского Совета народных депутатов за 1961-1963 гг. как сын главы хозяйства Исмаилова ФИО7 из <адрес> под №, и ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ДАССР является одним и тем же лицом; установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти его родителей, состоящего из жилых домов 1918 г. и 1961 г. постройки, земли, находящейся в личном пользовании хозяйства площадью 0,25 сотых, и земли под пристройками площадью 0,013 сотых и признать за ним право собственности на указанную недвижимость.
В судебном заседании ФИО7 И.И. поддержал свои требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также просил суд обратить решение к немедленному исполнению, учитывая его возраст, состояние здоровья и необходимость оформления наследственного имущества.
Ответчик, представленный в судебном заседании в лице главы МО СП «<адрес>» ФИО16(действующим от имени ответчика без доверенности), не возражал против удовлетворения исковых требований и подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, нахожу требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) иски о правах о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов.
Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении родственных отношений.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ФИО1, 1872 г.р., является отцом истца ФИО1, а ФИО2, 1887 г.р. - его матерью. В частности, это следует из свидетельства о рождении ФИО1 отдела записи гражданского состояния МО «<адрес>» Омаровой АД, в соответствии с которым отцом ему приходится ФИО1, а матерью - Дибирова ФИО2. Данное обстоятельство достоверно подтверждается архивной выпиской архивного отдела администрации МО «<адрес>» РД от ДД.ММ.ГГГГ №.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд также находит идентичным личности Дибировой ФИО2 без отчества, указанной в свидетельстве о рождении ФИО1 без указания отчества, ФИО2 без отчества в архивной выписке № от 04,02.2019 г. и ФИО2, указанной в свидетельстве о смерти I-БД №, повторно выданной отделом ЗАГС МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ. К такому выводу суд пришел на основании изучения приведенных выше документов, а также иных, в частности копии похозяйственной книги Ахалчинского сельского Совета н.д.(лицевой счет №) за 1961-1963 гг, в соответствии с которым ФИО1 указан в качестве главы хозяйства, а во второй графе - ФИО2 - жена Исмаилова ФИО7, далее в списке членов семьи в числе других детей указан. ФИО1 - сын главы хозяйства Исмаилова ФИО7 и ФИО2. Изучение тех же документов в их взаимосвязи бесспорно доказывает, что ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, указанный в приведенном лицевом счете похозяйственной книги Ахалчинского сельского Совета н.д.(лицевой счет №) за 1961-1963 гг и ФИО1, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Дагестанской АССР, указанный в паспорте серии 82 03 № также является одним и тем же лицом и у суда не возникает сомнений в том, что ФИО1 и ФИО2 являются его родителями.
Отец истца ФИО1, родившийся в 1872 году в <адрес> ДАССР. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать истца ФИО2, родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ДАССР, умерла ДД.ММ.ГГГГ году, после смерти которых открылось наследство в виде двух жилых домов 1918 и 1961 годов постройки, земли, находящейся в личном пользовании 0,25 сотых.
Данные объекты недвижимости и земельный участок значатся в копии лицевого счета №ДД.ММ.ГГГГ-1963 гг. Ахалчинского сельского Совета н.д. <адрес> ДАССР.
Судом установлено, что ответчик является родным сыном Исмаилова ФИО7 - наследодателя.
Истец заявляет о родстве с наследодателем на основании того, что в его свидетельстве о рождении его мать указана как Дибирова ФИО2 без указания отчества, а свидетельстве о ее смерти она значится как ФИО2, что объясняется изменением ее фамилии на фамилию супруга после замужества. Из исследованных судом документов достоверно вытекает вывод о том, что Дибирова ФИО2 и ФИО2 является одним и тем же лицом и приходится матерью истцу ФИО1.
Удовлетворяя исковые требования о признании факта родственных отношений, суд инстанции основывался на представленных истцом доказательствах, показаниях свидетелей, справках из Архива, выписках из похозяйственной книги, копиях свидетельств о рождении и свидетельств о смерти.
При указанных обстоятельствах, ответчик является наследником первой очереди.
Согласно статье 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами (ст. 1110 ГК РФ.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом, а согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Настоящие требования предъявляются для признания права собственности на недвижимость к гражданам и организациям после вступления в действие Гражданского кодекса РФ и принятия 17 06.1997 года Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» (ныне недействущего). Советское законодательство не связывало момент возникновения права собственности на недвижимость с регистрацией таких сделок. Так, Пленум Верховного Суда СССР в. Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом», разъяснил, что право собственности на жилой дом, построенный лицом на отведенном ему в установленном порядке земельном участке и принятый в эксплуатацию, возникает с момента его регистрации в исполкоме местного Совета.
Таким образом, до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» регистрация права собственности в буквальном значении этого термина отсутствовала.
В судебном заседании было установлено, что наследуемые дома построены до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним» и числились согласно лицевому счету № похозяйственной книги Ахалчинского сельского Совета н.д. <адрес> ДАССР за умершими родителями истца, то есть право собственности на указанный жилой дом у наследодателей возник еще в момент регистрации построенного на отведенном земельном участке жилого дома в местном Совете, то есть до вступления в силу вышеуказанного закона
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Документы, подтверждающие факт принятия наследства после смерти наследодателя, не могут быть получены иным способом. Установление данного факта имеет для заявителя юридическое значение, так как необходимо ему для оформления прав наследования после смерти наследодателя и права собственности на жилой дом.
После смерти Исмаилова ФИО7 и ФИО2 никто за оформлением
оставшегося после ее смерти наследства не обращался, другие наследники первой очереди умерли ( в деле
имеются светокопии свидетельств о смерти).
Таким образом, наследников по закону, кроме истца не имеется
Фактическое принятие истцом наследства после смерти Исмаилова ФИО7 и ФИО2 подтверждается свидетельскими показаниями ФИО3 и ФИО4
При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что истец после смерти своих родителей ФИО17 и ФИО18 A.M. фактически принял наследство в виде двух жилых домов и земельного участка в <адрес> РД.
Просьбу истца об обращении решения к немедленному исполнению суд находит также возможным удовлетворить.
Немедленное исполнение решения допускается по усмотрению суда. Согласно ч. 1 ст 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может
потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Согласно ст. 268 ГПК РФ решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.
В соответствии с п\п 5 п. 2 ст. 14. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются (в числе прочих) вступившие в законную силу судебные акты.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Установить юридический факт принятия ФИО1 наследства, состоящего из двух жилых домов 1918 и 1961 годов постройки, а также земли, находящегося в пользовании хозяйства площадью 0,25 сотых, в том числе под постройками 0,013, оставшегося после смерти Исмаилова ФИО7 и ФИО2 и находящихся в <адрес> Республики Дагестан и признать за ним право собственности на наследуемое имущество.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан через районный суд в
течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья