Судья: ФИО2
Докладчик: Рыжонина Т.Н. Дело № 33-10040
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 областного суда в составе
председательствующего: Рыжониной Т.Н.
судей: Бугровой Н.М., Чудиновой Т.М.,
при секретаре ФИО4,
заслушав в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Рыжониной Т.Н.
гражданское дело по апелляционной жалобе директора ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ФИО6
на решение Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
по делу по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1 <адрес> к ОАО «Тепловодоканал - Сервис» о понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1 <адрес> обратилось в суд с иском к ОАО «Тепловодоканал - Сервис» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что объектами надзора Управления являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, продажу товаров и оказывающие услуги. На основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52 -ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О защите прав юридических лиц и и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», распоряжения и.о. руководителя ФИО5 Окса № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью ЖКХ «<данные изъяты>» с целью осуществления государственного санитарно -эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в соответствии с ежегодным планом проведении плановых проверок на 2012 год. В ходе проведения плановой выездной проверки ООО ЖКХ «<данные изъяты>» установлено: ООО ЖКХ «<данные изъяты>» согласно представленного договора № от ДД.ММ.ГГГГ. оказывает возмездное выполнение работ и предоставление исполнителем заказчику (ОАО «<данные изъяты>») по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, в том числе в д. ФИО1. В договоре № от ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Тепловодоканал - Сервис» не предоставляет ООО «ЖКХ <данные изъяты>» полномочия по разработке проектов санитарной охраны скважин (далее ЗСО) организации ЗСО скважин в населенных пунктах ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, в том числе в д. ФИО1.
Таким образом, ОАО «Тепловодоканал - Сервис» оставляет за собой работы по разработке проектов санитарной охраны скважин, организации ЗСО в населенных пунктах ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес> в том числе в д. ФИО1. По результатам плановой проверки ООО «<данные изъяты>» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении проведении административного расследования от 01.02.2012г. и проведено административное расследование ОАО «Тепловодокаяал - Сервис». В ходе проведения плановой проверки проведено обследование артезианских скважин с проведением лабораторных исследований питьевой воды из источников, разводящих сетей. В ходе проведения административного расследования проведен осмотр территорий артезианских скважин. Истец указывает, что водоснабжение населенного пункта д. ФИО1 осуществляется от одной артезианской скважины, расположенной за населенным пунктом, в поле. Павильон скважины состоит из железобетонных плит, павильон закрывается на замок, не огорожен, ЗСО 1 (один) пояса скважины не организована (возможность организации ЗСО 1 пояса имеется). Таким образом, ОАО «Тепловодоканал - Сервис» нарушает действующее санитарное законодательство.
Просил суд обязать ОАО «Тепловодоканал - Сервис» обеспечить, разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны водозабора в д. ФИО1 <адрес> в установленном законом порядке в соответствиями с требованиями СанПин 2.1.4,1110 - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13, 1.17; обеспечить организацию зоны санитарной охраны скважины в д. ФИО1 <адрес> в соответствии с проектом организации зоны санитарной охраны водозабора согласно требований СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 2.2.1.1. 3.2 1.1; установить ответчику в соответствии со ст. 206 ГК РФ срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ года.
Решением Заводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено обязать ОАО «Тепловодоканал - Сервис» обеспечить разработку и согласование проекта организации зоны санитарной охраны водозабора в д. ФИО1 в установленном законом порядке в соответствиями с требованиями СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» п.п. 1.3, 1.4, 1.5, 1.6,1.11,1.13,1-17.
Обеспечить организацию зоны санитарной охраны скважины в д. ФИО1 <адрес> в соответствии с проектом организации зоны санитарной охраны водозабора согласно требований СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ - 02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» п.п. 1.3,1.4,1.5,2.2.1.1,3.2.1.1 в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Установить ОАО «Тепловодоканал - Сервис» (срок для совершений указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ года.
В апелляционной жалобе директор ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ФИО6 просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая при этом, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что между ОАО «Тепловодоканал-Сервис» и ООО «<данные изъяты>» заключен Договор № на выполнение работ и оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 2.1.2. которого ООО «<данные изъяты>» обязан оказывать ОАО «Тепловодоканал-Сервис» услуги и выполнять работы по оформлению и организации санитарных зон, в соответствии с требованиями СанПиН, ограждению санитарных зон и обозначению зон указателями. Таким образом, обязанность по оформлению и организации зон санитарной охраны возложена на ООО «<данные изъяты>».
Также ответчиком в суд было представлено письмо администрации ФИО1 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано, что администрацией ФИО1 муниципального района формируется долгосрочная целевая программа по проектированию и устройству санитарных зон скважин, в соответствии с которой запланирован следующий срок разработки проекта зон санитарной охраны скважин в д. ФИО1 - июль 2013г., а устройство зон санитарной охраны скважин запланировано выполнить до сентября 2013г. Из указанного письма следует, что собственник скважин в д. ФИО1 — Кемеровский муниципальный район в лице администрации ФИО1 муниципального района планирует самостоятельно за счет бюджетных средств выполнить работы по разработке проекта зон санитарной охраны скважин, а также устройство зон санитарной охраны скважин в д. ФИО1.
На апелляционную жалобу представителем Администрации ФИО1 муниципального района ФИО7 поданы возражения.
Администрация ФИО1 муниципального района, ООО <данные изъяты>» о дне и времени слушания дела надлежаще извещены, однако своих представителе в судебное заседание не направили.
В соответствии с положениями ст.ст. 327, 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о дате судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав представителя ОАО «Тепловодоканал – Сервис» - ФИО8, поллержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО1 <адрес> – ФИО9, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно пп. 1-3 ст. 11 Федерального закона ФЗ - 52 от ДД.ММ.ГГГГ «О
санитарно эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ), Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; оеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
В силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
<адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В части 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплена обязанность юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Согласно п. 1.3 Постановления Главного санитарного врача РФ от 14.03. 2002г. № «О введении в действие Санитарных правил и норм Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.1.4.1110-02, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно п. 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
Согласно п. 1.11 постановления проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним.
Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В соответствии с п. 1.12 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 в состав проекта зон санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.
Пунктом 1.13 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.15 названных санитарных правил СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов; в пределах второго и третьего поясов - владельцами объектов, оказывающих отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.
Согласно п. 1.17 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зоны санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зоны санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, водоснабжение населенного пункта д. ФИО1 осуществляется от одной артезианской скважины, расположенной в черте населенного пункта. В ходе проведения плановой проверки было установлено, что ЗСО 1 пояса скважины не организована.
Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что ОOO <данные изъяты>» согласно представленному договору № от 01.01.2011г. оказывает возмездное выполнение работ и предоставление исполнителем заказчику (ОАО «Тепловодоканал - Сервис»; по техническому обслуживанию и содержанию инженерных сетей, оборудования, осуществлением контроля за потреблением коммунальных услуг юридическими лицами на территории ФИО1 <адрес> ФИО1 <адрес>, в том числе, в д. ФИО1 Бзлахонка
Согласно определению о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ., проведено административное расследование в отношении ОАО «Тепловодоканал - Сервис», в соответствии с которым было проведено обследование артезианских скважин с проведением лабораторных исследований питьевой воды из источников, разводящих сетей. В ходе проведения административного расследования проведен осмотр территорий артезианских скважин. Установлено: водоснабжение населенного пункта д. ФИО1 осуществляется от одной артезианской скважины, расположенной на <адрес> ( возле <адрес> 10-ти метрах от жилой застройки. Павильон скважины состоит из железобетонных плит, не огорожен, ЗСО 1 (один) пояса скважины не организована (л.д. 10-11).
30.03.2009г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом ФИО1 муниципального района (арендодатель) и ОАО «Тепловодоканал - Сервис» (арендатор) заключен договор аренды специализированного муниципального имущества, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору во временное возмездное владение и пользование муниципальное движимое и недвижимое имущество первоначальной стоимостью <данные изъяты> рублей, расположенное по адресу: Кемеровский муниципальный район (имущество), для осуществления деятельности по его содержанию, обслуживанию и эксплуатации в целях обеспечения нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 муниципального района (л.д. 15-18).
В соответствии с п. 1.1 договор заключен на неопределенный срок.
Согласно п. 3.3.3 договора аренды, арендатор обязан не допускать передачи имущества третьим лицам и иным образом отчуждать имущество без согласия арендодателя (л.д. 16).
Установив указанные обстоятельства и руководствуясь приведенными нормами материального закона, суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика создать и обеспечить режим в зоне санитарной охране, во избежание загрязнения источника водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что между ответчиком и «<данные изъяты>» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствии с п. 2.1.2. которого ООО «<данные изъяты>» обязан оказывать ОАО «Тепловодоканал -Сервис» услуги и выполнять работы в порядке, установленном действующим законодательством РФ и настоящим договором, а именно: круглосуточное техническое обслуживание и содержание инженерных систем холодного водоснабжения, скважин (в том числе: проведение ревизий артезианских скважин и оборудования поверхностных водозаборных сооружений, поддержание вы исправном состоянии запорно-двигательной, арматуры, утеплений павильонов скважин, очистка от мусора и снега прилегающей к скважинам территории, оформление организации санитарных зон, в соответствии с требованиями СанПин, ограждение санитарных зон и обозначение зон указателями, поддержание резервного насосного оборудования в исправном состоянии, контроль и организация нормального состояния автоматики и скважин и другое (л.д. 40-47), не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку в соответствии с указанным договором функции по эксплуатации в целях обеспечения нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 муниципального района ООО «<данные изъяты>» не переданы, тогда как закон возлагает обязанность по обеспечению санитарно-защитных зон на владельца, эксплуатирующую скважину.
Согласно п. 2.1.2 договора № на выполнение работ и оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «<данные изъяты>» обязан оказывать ОАО «Тепловодоканал-Сервис» услуги и выполнять работы в порядке, установленном действующим законодательством РФ и настоящим договором, в том числе оформление организации санитарных зон, в соответствии с требованиями СанПин, ограждение санитарных зон и обозначение зон указателями.
Однако в соответствии с п. 2.1.2 исполнитель – ООО «<данные изъяты>» обязан выполнить данные работы, а заказчик в соответствии со ст. 2.2.2.своевременно оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями данного договора.
Ответчик в праве выполнить работы по установлению санитарно защитных зон собственными средствами, либо заключить возмездный договор на оказание таких услуг с другой организацией.
Однако эксплуатирующей организацией и в соответствии с данным договором остается Арендатор, функции по эксплуатации в целях обеспечения нормального функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 муниципального района арендованного имущества ООО «<данные изъяты>» не переданы.
Само по себе то обстоятельство, что такой вид услуг как оформление и организация санитарных зон и обозначение зон, в соответствии с требованиями СанПин, их ограждение и обозначение зон указателями поручено выполнению другой организации, не может являться основанием к отмене решения суда.
Принимая решение по данному делу, суд правильно применил материальный закон, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что водозабор в д. ФИО1 <адрес> не имеет проекта организации зоны санитарной охраны водозабора, зона санитарной охраны водозабор не организована. ОАО «Тепловодоханал - Сервис» получил в бессрочное пользование и владение артезианскую скважину в д. ФИО1 <адрес> для осуществления деятельности по ее содержанию, обслуживанию и эксплуатации в целях нормального функционирования указанных объекта, то есть является организацией эксплуатирующей данный объект.
В нарушение требований законодательства ОАО «Телловодоканал – Сервис» не разработал, не согласовал проект санитарной охраны и не организовал зону санитарной охраны скважины в указанном населенном пункте, в связи с чем, артезианская скважина в д. ФИО1 эксплуатируется с нарушением санитарных норм и правил.
Указанная обязанность возложена на ответчика в силу закона.
Выводы суда мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, правильной оценке исследованных доказательств, соответствуют установленным по делу обстоятельствам
Указание в жалобе на то, что администрацией ФИО1 муниципального района формируется долгосрочная целевая программа по проектированию и устройству санитарных зон скважин, не опровергает правильность выводов суда первой инстанции об исполнении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» обязанностей, которые закон устанавливает для эксплуатирующей скважину организации.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому решение суда, в обжалованной части, является законным и обоснованным и оснований для его отмены в этой части не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░1 <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░» ░░░6 – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░: ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░ ░.░.