Решение по делу № 33-1304/2020 от 17.12.2019

Судья Киприянова Н.В. Дело № 33-1304/2020 (33-23639/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 30.01.2020

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Ивановой Т.С.,

судей Кокшарова Е.В.,

Зоновой А.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело №2-4875/2019 по иску Горбачева Анатолия Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании решения о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение,

по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.09.2019.

Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца Горбачева А.А. и его представителей Суторминой Е.А., Капарушкиной О.В., действующих на основании доверенностей 66 АА 5731050 от 05.07.2019, 27.11.2019, представителя ответчика Гибовой Т.В., действующей на основании доверенности № 01-20314 от 31.12.2019, судебная коллегия

установила:

Горбачев А.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - пенсионный орган) о признании решения от 22.04.2019 о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 01.04.2019.

В обоснование иска указал, что с 22.09.2010 является получателем пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях». 17.10.2017 Горбачеву А.А. назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», на основании его заявления от 17.10.2017, а также представленного диплома лауреата премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, которым истцу на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.2013 №274-рс, присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники». 22.04.2019 территориальным органом пенсионного фонда принято решение о прекращении выплаты Горбачеву А.А. дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 01.04.2019, как необоснованно назначенного, по мотиву того, что премия Правительства Российской Федерации не наделена статусом государственной премии. Ссылаясь на незаконность действий пенсионного органа, истец, обращаясь в суд с настоящим иском указал, что Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации, премия присуждена от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер.

Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.09.2019 иск Горбачева А.А. удовлетворен.

Судом постановлено:

признать решение пенсионного органа от 22.04.2019 о прекращении Горбачеву А.А. выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным;

признать за Горбачевым А.А. право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, возложив на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области обязанность по продолжению выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 01.04.2019.

Не согласившись с решением суда, ответчиком подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе Горбачеву А.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.

На апелляционную жалобу от истца поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции явились представители ответчика, поддержавшие доводы апелляционной жалобы, истец и его представитель, указавшие на законность и обоснованность решения суда.

Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости, допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленный фактов.

Постановленное по делу решение суда не отвечает вышеуказанным требованиям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 22.09.2010 Горбачев А.А. является получателем пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

17.10.2017 Горбачеву А.А. назначено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», на основании его заявления от 17.10.2017, а также представленного диплома лауреата премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, которым истцу на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.2013 №274-рс, присвоено звание «Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники».

22.04.2019 территориальным органом пенсионного фонда принято решение о прекращении выплаты Горбачеву А.А. дополнительного ежемесячного материального обеспечения с 01.04.2019, как необоснованно назначенного, по мотиву того, что премия Правительства Российской Федерации не наделена статусом государственной премии.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным решения пенсионного органа от 22.04.2019 о прекращении Горбачеву А.А. выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения, а также последующего права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, суд первой инстанции, ссылаясь на положения ст. 1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», пришел к выводу о том, что поскольку премия Правительства Российской Федерации присуждена высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации, носит общегосударственный характер, то истец, являющийся лауреатом премии Правительства Российской Федерации, имеет право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. При этом суд первой инстанции исходил из того, что законодатель использует обобщающее понятие «государственные премии Российской Федерации», не раскрывая содержания этого понятия и не конкретизируя виды премий, присвоение которых является основанием для установления дополнительного материального обеспечения.

Оснований согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на не правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, не верной оценке представленных в материалы дела доказательств.

Условия и порядок назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, устанавливаемого к пенсиям, назначенным в соответствии с законодательством Российской Федерации определены Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее - Федеральный закон от 04.03.2002 №21-ФЗ).

В силу положений п.1 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ граждане Российской Федерации, получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение, приведен в п.2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ.

К числу таких граждан отнесены лауреаты Ленинской премии, лауреаты государственных премий СССР и лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (п.п. 8 п. 2 ст.1 Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 №736-О-О Федеральный закон от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.

На момент награждения Горбачева А.А. премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники, произведенного на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.02.2013 №274-рс, действует Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2004 №785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2004 №785).

Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 №785 (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) учреждены 4 Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий и 3 Государственные премии Российской Федерации в области литературы и искусства в размере 5 000 000 руб. каждая и утверждено Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства являются высшим признанием заслуг деятелей науки и культуры перед обществом и государством.

Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства присуждаются Президентом Российской Федерации (п.3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 №785).

Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий и Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства состоят из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии и удостоверения к нему, а также фрачного знака лауреата Государственной премии (п.4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологии и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2004 №785).

Названное положение утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 28.09.2015 №485, которым утверждены новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и новое Положение о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области науки и технологий является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей науки перед обществом и государством.

Пунктом 1 нового Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства также предусмотрено, что Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства является высшим признанием заслуг граждан Российской Федерации - деятелей культуры и искусства перед обществом и государством.

Государственная премия присуждается Президентом Российской Федерации (п.5 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и п.3 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28.09.2015 №485).

Государственная премия состоит из денежного вознаграждения, диплома, почетного знака лауреата Государственной премии, удостоверения к нему и фрачного знака лауреата Государственной премии (п. 6 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий и п. 4 Положения о Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28.09.2015 №485).

Таким образом, Государственная премия Российской Федерации является высшим признанием заслуг деятелей науки, культуры и искусства перед обществом и государством, присуждается Президентом Российской Федерации гражданам Российской Федерации.

С целью стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники, действующим на момент спорных правоотношений постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 №439 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 №439), учреждено 40 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники с присуждением их начиная с 2005 года в размере 1 млн. рублей каждая, в том числе 10 премий за работы в сфере обороны и безопасности.

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 №439 утверждено Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Пунктом 1 Положение о премиях Правительства Российской Федерации определено, что премии являются средством поощрения ученых и специалистов и присуждаются ежегодно за следующие достижения:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершившиеся созданием и широким применением в производстве принципиально новых технологий, техники, приборов, оборудования, материалов и веществ;

практическая реализация изобретений, открывающих новые направления в технике и технологиях;

крупные, реализованные на практике научно-технические разработки в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;

высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств в медицине и здравоохранении;

научные, проектно-конструкторские и технологические достижения в области строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;

научно-технические исследования и разработки в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых использованы при создании более совершенной военной и специальной техники;

работы, являющиеся значительным вкладом в решение проблем экологии и охраны природы;

научно-исследовательские разработки, содействовавшие повышению эффективности реального сектора экономики.

Присуждение премий производится решениями Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники (п.2 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).

Лицам, удостоенным премии, присваивается звание лауреата премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники и в торжественной обстановке вручаются диплом и почетный знак. Диплом лауреата премии подписывается Председателем Правительства Российской Федерации и удостоверяется печатью Правительства Российской Федерации с изображением Государственного герба Российской Федерации (п.9 Положения о премиях Правительства Российской Федерации).

Действующим в последующем, после награждения Горбачева А.А. премией Правительства Российской Федерации в области науки и техники, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 №544 «Об утверждении Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2004 №439, признано утратившим силу, и утверждено новое Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 №544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах «а» - «и» названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

В целях стимулирования научно-технического развития и совершенствования системы премирования за достижения в области науки и техники постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2013 № 954 «О премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники» учреждено 20 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники в размере 2 000 000 руб. каждая, в том числе 5 премий за работы в сфере обороны и безопасности.

Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно-исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.

Исходя из приведенных выше нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2002 №21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

К числу таких граждан относятся лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР).

При этом в системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, различаются Государственные премии Российской Федерации и премии Правительства Российской Федерации, имеющие различные цели и основания присуждения, правовой статус и субъектов присуждения.

Так, Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.

В отличие от государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.

К государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04.03.2002 №21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них.

Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).

Вследствие ошибочного толкования норм материального права о системе премий, присуждаемых в Российской Федерации, а также норм Федерального закона от 04.03.2002 №21-ФЗ, регулирующих порядок и условия назначения гражданам Российской Федерации дополнительного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что законодатель использует обобщающее понятие «государственные премии Российской Федерации», не раскрывая содержание этого понятия и не конкретизируя виды премий, а потому присвоение этих премий является основанием для установления дополнительного материального обеспечения. Данный вывод не соответствует изложенным выше нормативным положениям о государственных премиях Российской Федерации и премиях Правительства Российской Федерации.

Суждения суда о том, что премия Правительства Российской Федерации присуждается высшим органом государственной власти от имени Российской Федерации и носит общегосударственный характер, помимо указанного выше, сделаны без учета нормативных положений о полномочиях Правительства Российской Федерации, которое в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.

В отсутствие у Горбачева А.А. изначально права на получение дополнительного ежемесячного материального обеспечения, соответствующее право на получение такого обеспечения, вопреки возражениям истца, в дальнейшем за ним не может быть сохранено.

Признавая обоснованность апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия отменяет оспариваемое судебное постановление, в связи с неправильным применением норм материального права, (п. 4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Горбачева А.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании решения от 22.04.2019 о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 01.04.2019.

Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 23.09.2019 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Горбачева Анатолия Александровича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области о признании решения от 22.04.2019 о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения незаконным, признании права на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение с 01.04.2019, отказать.

Председательствующий: Т.С. Иванова

Судья: Е.В. Кокшаров

Судья: А.Е. Зонова

33-1304/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Горбачев Анатолий Александрович
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Екатеринбурга
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Кокшаров Евгений Валерьевич
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
17.12.2019Передача дела судье
30.01.2020Судебное заседание
13.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020Передано в экспедицию
30.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее