Решение по делу № 33-797/2019 от 10.01.2019

Дело №33-797/2019                                                                     город Хабаровск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего:    Кустовой С.В.

судей:                Тарасовой А.А., Флюг Т.В.

при секретаре:            Лыткиной А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании 6 февраля 2019 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску военного прокурора Вилючинского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий, по апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 13 ноября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Тарасовой А.А., объяснения представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Власенко М.В., представителя Министерства обороны Российской Федерации Пухарева Ю.Г., судебная коллегия

установила:

Прокурор Вилючинского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование заявленных требований указал, что военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведена проверка соблюдения требований безопасности при размещении и эксплуатации детских игровых площадок во дворах жилых домов, специализированного жилищного фонда Минобороны России (далее - МКД Минобороны России). Установлено, что в соответствии с Договором управления специализированным жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 29.09.2017 № 3-УЖФ/ТОФ-2 (далее - Договор управления) специализированный жилищный фонд Минобороны России, расположенный на территории г. Вилючинска Камчатского края, включая многоквартирный жилой дом № 26 по ул. Нахимова, передан в управление и эксплуатацию ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) в лице его филиала по Тихоокеанскому флоту. Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 16.07.2012 № 1886 недвижимое имущество (квартиры), расположенные в многоквартирном доме закреплены за ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России. Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ ЖЭ(К)О № 3 (исх. № 370/У/14/3/6 от 15.06.2018) детские игровые площадки, расположенные возле МКД Минобороны России балансодержателем (ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России) в составе общего имущества МКД в эксплуатацию и обслуживание в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ не передавались, также в филиале отсутствует техническая и иная документация на детские игровые площадки. Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны по ТОФ не может обслуживать детскую площадку, расположенную рядом с МКД по ул. Нахимова Д. 26, г. Вилючинск, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних, играющих на ней. В ходе проведения осмотра детской игровой площадки 27.06.2018, расположенной возле МКД по ул. Нахимова д. 26, г. Вилючинска установлено, что отсутствуют информационные таблички, содержащие сведения о правилах и возрастных требованиях при пользовании оборудованием; номерах телефонов службы спасения, скорой помощи; номере (ах) телефона (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломки оборудования, детский игровой комплекс (со стороны) лестницы неустойчив (шатается), на нем имеются повреждения металлического и пластикового покрытия, отсутствует ударопоглощающее покрытие. Вышеуказанные нарушения могут привести к негативным последствиям, а именно получению травм несовершеннолетними, а также невозможности экстренного вызова медицинской службы.

Просят суд обязать собственника имущества - Минобороны России привести в соответствие требованиям ГОСТа Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», ГОСТа Р 52169-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» детскую игровую площадку возле многоквартирного дома по ул. Нахимова д. 26, ЗАТО г. Вилючинск, Камчатского края. Обязать балансодержателя имущества - ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России передать техническую и иную документацию на указанную детскую игровую площадки (общее имущество многоквартирного дома) управляющей организации в лице ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 13 ноября 2018 года исковые требования удовлетворены. Суд постановил:

Обязать Министерство обороны Российской Федерации привести в соответствие требованиям ГОСТа Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», ГОСТа Р 52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» детскую игровую площадку возле многоквартирного дома по ул. Нахимова, д. 26, ЗАТО г. Вилючинск, Камчатского края.

Обязать ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации передать техническую и иную документацию на указанную детскую игровую площадки (общее имущество многоквартирного дома) управляющей организации в лице ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России,

- в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что требования прокурора выходят за рамки его полномочий, так как заявлены в интересах определенного юридического лица – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Судом не дана оценка возражениям по приобщению к материалам дела рабочей документации. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих, что правообладателем детской площадки является Учреждение, а также сведений, подтверждающих, что площадка входит в состав общего имущества МКД, расположена в границах земельного участка, в границах которого находится жилой дом. В обоснование доводов жалобы указано, что обязательство по надлежащему содержанию общего имущества МКД, в состав которого включаются, в том числе детские площадки, лежит на управляющей организации, а именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Ссылается на то, что изготовление технической документации находится за пределами полномочий ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступили.

В заседание суда апелляционной инстанции представители: истца, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, администрации Вилючинского городского округа Камчатского края не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. На основании ч.ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, и подтверждается материалами дела:

Военной прокуратурой Вилючинского гарнизона проведена проверка соблюдения требований безопасности при размещении и эксплуатации детских игровых площадок во дворах жилых домов, специализированного жилищного фонда Минобороны России.

Актом осмотра (обследования) от 27.06.2018 детской игровой площадки, расположенной возле МКД по ул. Нахимова д. 26, г. Вилючинска установлено, что отсутствуют информационные таблички, содержащие сведения о правилах и возрастных требованиях при пользовании оборудованием; номерах телефонов службы спасения, скорой помощи; номере (ах) телефона (ов) для сообщения службе эксплуатации при неисправности и поломки оборудования, детский игровой комплекс (со стороны) лестницы неустойчив (шатается), на нем имеются повреждения металлического и пластикового покрытия, отсутствует ударопоглощающее покрытие.

Дом № 26, расположенный по ул. Нахимова г. Вилючинска Камчатского края, 2009 года постройки, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 41:02:0010108:245.

Здание жилого дома по адресу: г. Вилючинск, ул. Нахимова, д.26 находится в собственности Российской Федерации, в ведении Министерства обороны Российской Федерации, оперативном управлении ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.

В соответствии с Договором управления специализированным жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации от 29.09.2017 № 3-УЖФ/ТОФ-2 специализированный жилищный фонд Минобороны России, расположенный на территории г. Вилючинска Камчатского края, включая многоквартирный жилой дом № 26 по ул. Нахимова, передан в управление и эксплуатацию ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице его филиала по Тихоокеанскому флоту. Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 16.07.2012 № 1886 недвижимое имущество (квартиры), расположенные в многоквартирном доме закреплены за ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России.

Согласно акту-приема передачи многоквартирного дома (общежития), передаваемого в управление от 31.10.2017 № 98 многоквартирный дом № 26, расположенный по ул. Нахимова, мкр. Рыбачий, военный городок 12 г. Вилючинска, Камчатского края, передано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на основании договора управления жилищный фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации № 3-УЖФ/ТОФ-2 от 29.09.2017.

Согласно ответу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ осуществляет обслуживание придомовой территории многоквартирных жилых домов, переданных под управление вверенному ей отделу, в пределах 10 метров от жилого дома. Предоставить сведения о количестве и техническом состоянии игровых площадок, входящих в состав общего имущества не представляется возможным, ввиду отсутствия технической документации на МКД, а также отсутствия кадастровых паспортов у Учреждения.

Из представленных документов усматривается, что строительство жилого многоквартирного дома № 26 по ул. Нахимова, ЗАТО г. Вилючинск, Камчатского края производилось на основании рабочей документации на застройку мкр. Рыбачий ЗАТО г. Вилючинск, Камчатского края, 1 очередь, жилой дом по ГП 12 (шифр 625/21) по ул. Нахимова, выполненной ГП 52 Центральный проектный институт Минобороны России (далее по тексту рабочая документация).

Согласно представленной рабочей документацией (стр. 10-16) указаны малые архитектурные формы, также ведомость площадок и сооружений содержит площадку для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выполнение обязательных требований рабочей документации является необходимым условием для получения акта ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.

Проект строительства жилого дома разработан и прошел государственную экспертизу с учетом действующей градостроительной документации.

Согласно представленного передаточного акта от 01.04.2011, по которому Государственное учреждение «Вилючинская Квартирно-эксплуатационная часть района», а ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности Государственного учреждения «Вилючинская Квартирно-эксплуатационная часть района». Из приложения № 1 к передаточному акту имущества ГУ Вилючинская Квартирно-эксплуатационная часть района в состав имущества передан жилой дом № 26 по ул. Нахимова, ЗАТО г. Вилючинск, Камчатского края.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 36, 39, 161 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, требованиями ГОСТа Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», ГОСТа Р 52169-2012. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», п.п. 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», установив, что детская игровая площадка, расположенная возле многоквартирного дома по ул. Нахимова, д. 26 г. Вилючинск Камчатского края, не соответствует установленным требованиям, исходил из того, что собственником многоквартирного дома, в состав общего имущества которого входит спорная детская игровая площадка, является Министерство обороны России, при этом обязанность учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил России возложена Министерством обороны на ФГКУ «ДТУИО», установив, что детские игровые площадки, расположенные возле МКД Минобороны России балансодержателем (ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России) в составе общего имущества МКД в эксплуатацию и обслуживание в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ не передавались, отсутствует техническая и иная документация на детские игровые площадки, исходил из того, что выявленные нарушения могут привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних, играющих на ней, пришел к правильному выводу о возложении на Минобороны России обязанности привести в соответствие требованиям ГОСТа Р 52301-2013 «Оборудование и покрытие детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», ГОСТа Р 52169-2012 «Национальный стандарт России. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования» детскую игровую площадку возле многоквартирного дома по ул. Нахимова, д.26, ЗАТО г. Вилючинск Камчатского края, возложении обязанности на ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России передать техническую и иную документацию на детскую игровую площадку (общее имущество многоквартирного дома) управляющей организации ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России.

Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам, в том числе тем, на которые ссылается в апелляционной жалобе ответчик, дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является исполнительным органом власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом.

Согласно п. 71 ст. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса России, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Статьей 214 ч.4 Гражданского кодекса России установлено, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса России учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 № 1871 ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России 20.12.2010 реорганизовано, путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной целью деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно п. 4 Устава ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России, утвержденного 25.05.2012 Министром обороны Российской Федерации, указанное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил России (имеется в открытом доступе на «Интернет-сайте» Минобороны России).

На основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ, заключенным между Минобороны России и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, последнее приняло в управление жилой дом по адресу: ул. Нахимова, д. 26 г. Вилючинск Камчатского края.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязательство по надлежащему содержанию общего имущества МКД, в состав которого включаются, в том числе детские площадки, лежит на управляющей организации, а именно ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, судебная коллегия отклоняет, поскольку обязанность Министерства обороны РФ, как собственника принадлежащего имущества по содержанию этого имущества установлена ст. 210 ГК РФ. Вместе с тем, собственником имущества не представлено доказательств, свидетельствующих о передаче указанной детской площадки в управление ФГБУ «ЦЖКУ».

Из акта приема-передачи указанного многоквартирного дома, передаваемого в управление от 31.10.2017 № 98 следует, что детские площадки возле многоквартирного дома в управление ФГБУ «ЦЖКУ» в составе общего имущества многоквартирного дома не передавались

Из ответа филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ТОФ ЖЭ (К) О № 3 от 15.06.2018 следует, что документация в отношении земельных участков многоквартирных домов в адрес вверенного Отдела не поступала. При этом, в соответствии с нормами Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме ЖЭ(К)О № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ТОФ осуществляет обслуживание придомовой территории многоквартирных жилых домов, переданных под управление вверенному Отделу, в пределах 10 метров от жилого жома. Предоставить сведения о количестве и техническом состоянии игровых площадок, входящих в состав общего имущества, не представляется возможным, в виду отсутствия технической документации на МКД, а также отсутствия кадастровых паспортов у Учреждения.

Доводы об отсутствии у военного прокурора в рамках ст. 45 ГПК РФ полномочий по предъявлению настоящего иска, не основаны ни на нормах Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни на нормах Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", отклоняются коллегией как безосновательные.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и организаций.

Статьей 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Действия военного прокурора Вилючинского гарнизона, предъявившего настоящие исковые требования, направлены на устранение нарушений закона, выявленных в ходе законно проведенной проверки в рамках предоставленных полномочий по организации и осуществлению надзора за исполнением законов.

Не соответствие детской игровой площадки установленным стандартам и требованиям может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан и несовершеннолетних, играющих на ней, при этом, круг таких лиц не является ограниченным.

Доводам жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих, что правообладателем детской площадки является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих, что площадка входит в состав общего имущества МКД, расположена в границах земельного участка, в границах которого находится жилой дом, дана оценка в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается, находит ее мотивированной.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на переоценку обстоятельств, установленных на основании исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ доказательств, и не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены постановленного решения, отвечающего нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 13 ноября 2018 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Вилючинского гарнизона в защиту неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий -оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий:                    С.В. Кустова

Судьи:                                А.А. Тарасова

Т.В. Флюг

33-797/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Вилючинского гарнизона
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
ФГКУ Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ
Другие
ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России по Тихоокеанскому флоту
Администрация Вилючинского городского округа Камчатского края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Тарасова Анна Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
06.02.2019Судебное заседание
11.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее