Дело № 2-2/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Кривошеино. 18 января 2018 года

Кривошеинский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Дутова О.А.

при секретаре Рыжаковой И.И.,

с участием представителя истца –

помощника прокурора Кривошеинского района Семеновой О.С.,

представителя ответчика –

Главы Петровского сельского поселения Лютько С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению прокурора Кривошеинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петровского сельского поселения о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить водоснабжение надлежащего качества,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кривошеинского района обратился в Кривошеинский районный суд Томской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Петровского сельского поселения о признании незаконным бездействия по организации водоснабжения населения с. Петровка и обязании обеспечить водоснабжение надлежащего качества.

В обоснование заявленных требований указал, что поводом для обращения в суд послужили выявленные в ходе проведения проверки нарушения ответчиком действующего законодательства Российской Федерации, а именно: ст.1, 2, 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01). При взятии проб воды из водоразборных колонок по ул. Советская, 8 и ул. Лесная, 7 в с. Петровка Кривошеинского района показатели «железо», «запах при 60 градусах С», «жесткость общая» превышают предельно допустимые нормы, установленные таблицей № 2 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01.

Ответственность по организации водоснабжения населения на территории Петровского сельского поселения за неисполнение вышеназванного законодательства в силу п.4.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального Закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст. 1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», п.4 абзаца 1 ст. 4 Устава Петровского сельского поселения возлагается на Администрацию Петровского сельского поселения.

Прокурор считает непринятие мер по приведению водоснабжения в соответствие с требованиями санитарного законодательства бездействием со стороны Администрации Петровского сельского поселения, нарушающим права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и просит обязать Администрацию Петровского сельского поселения обеспечить водоснабжение с. Петровка Кривошеинского района Томской области в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 в срок до 01.09.2018 года.

В судебном заседании представитель истца Семенова О.С. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить в полном объеме. В обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении, и дополнила, что на основании обращения жителей с. Петровка, была произведена проверка качества воды в централизованном водопроводе с. Петровка с привлечением специалиста Роспотребнадзора. При отборе проб воды колонки выбрали произвольно, и оказалось, что результаты проб в них не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01. Поскольку данные колонки расположены в разных частях с. Петровка, а одна из них находится в непосредственной близости от источника водоснабжения – скважины, это свидетельствует о том, что во всей водопроводной системе с. Петровка качество воды не соответствует установленным требованиям.

Представитель ответчика - Администрации Петровского сельского поселения - Глава Петровского сельского поселения Лютько С.И., действующий на основании решения избирательной комиссии, Устава Петровского сельского поселения, признал исковые требования в части необходимости приведения качества водоснабжения с. Петровка в соответствие с требованиями Санитарных правил, однако не согласен с тем, что Администрация Петровского сельского поселения бездействует и не принимает мер по организации водоснабжения населения. Суду пояснил, что в сентябре 2017 года вступил в должность Главы Петровского сельского поселения и узнал как Глава поселения, что качество питьевой воды в водопроводной сети в с. Петровка не соответствует требованиям СанПиН. Как житель с. Петровка, он и ранее знал о том, что в водопроводной воде повышенное содержание железа. В 2017 году для решения вопроса обеспечения населения чистой питьевой водой Администрация Петровского сельского поселения делала заявку в Администрацию Кривошеинского района на участие в программе губернатора «Чистая вода», но отказалась от участия в программе из-за отсутствия в 2017 году собственных средств. В текущем году в бюджете на 2018 год предусмотрены средства на проведение этих работ, Петровское сельское поселение включено в данную программу и планируется в 2018 году поставить мобильное очистное сооружение и открыть пункт, где население сможет набирать чистую воду. Но это не решит проблему централизованного водоснабжения. В августе 2017 года для организации водоснабжения населения Петровского сельского поселения системы водоснабжения с. Петровка и других населенных пунктов поселения, находящиеся в муниципальной собственности поселения, переданы в аренду ООО «Водовод-М». С момента передачи муниципального имущества в аренду ООО «Водовод-М», данная организация осуществляет предоставление потребителям Петровского сельского поселения коммунальных услуг по холодному водоснабжению. В ноябре 2017 года Администрацией поселения направлено техническое задание для разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями, но до сих пор от управляющей компании программа по очистке воды не поступила. С момента передачи системы водоснабжения в аренду и до взятия проб воды в октябре 2017 года качество воды осталось прежним. Никаких работ по улучшению качества воды управляющей компанией не проводилось. Администрацией Петровского сельского поселения проводится работа по улучшению качества воды. По инициативе и за счет сельского поселения 2 раза в год проводится очистка водонапорной башни. В ноябре 2017 года, согласно графику, работниками ООО «Водовод-М» промывалась водонапорная башня в с. Петровка и проводилось хлорирование питьевой воды с применением предоставленных Администрацией поселения дезинфицирующих средств. Но вода все равно не соответствует СанПиН, так как из недр поступает с повышенным содержанием железа. Для обеспечения надлежащего качества водоснабжения необходимо приобрести и установить очистные сооружения на скважину, а также заменить водопровод, который практически на 100% выработал свой ресурс из-за коррозии. Местами он чугунный, в основном - стальной. 3-4 года назад незначительная часть водопровода была заменена на пластиковые трубы, но чтобы заменить все трубы на пластиковые и поставить на скважину очистные сооружения, у сельского поселения нет собственных средств, в связи с чем решить данный вопрос в указанный прокурором срок считает невозможным. Никаких представлений, предписаний от прокуратуры и контролирующих органов о приведении качества воды в централизованной системе холодного водоснабжения в соответствие с требованиями СанПиН в Администрацию Петровского сельского поселения в ближайшее время не поступало.

Ответчик ООО «Водовод-М», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

На основании п.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Водовод М».

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела и изучив представленные доказательства, приходит к следующему.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Реализация данных конституционных прав граждан невозможна без обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, а в силу ст. 2 указанного Федерального закона, одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное выполнение санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательное соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статьёй 8 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрены права граждан, в том числе: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; обращаться в органы, уполномоченные на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

На основании ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Согласно ст. 18 вышеназванного Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 года № 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее – Санитарные правила, СанПиН 2.1.4.1074-01), которыми установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест (далее - системы водоснабжения) (п.1.1).

В соответствии со ст. 1 Устава Петровского сельского поселения с. Петровка входит в состав Петровского сельского поселения и является его административным центром.

На основании ст.29 Устава Петровского сельского поселения Администрация поселения обладает правами юридического лица, осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения, установленных статьей 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Законом Томской области от 17 ноября 2014 года №152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Томской области, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Томской области, настоящим Уставом и решениями Совета Петровского сельского поселения, не отнесенные настоящим Уставом к полномочиям иных органов местного самоуправления Петровского сельского поселения.

Согласно ст.26 Устава Петровского сельского поселения Глава поселения является высшим должностным лицом Петровского сельского поселения, руководит деятельностью Администрации, возглавляет ее на принципах единоначалия, заключает от имени Администрации договоры в пределах своей компетенции, без доверенности действует от имени Администрации.

В соответствии с п.4 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», п.4 абз.1 ст.4 Устава Петровского сельского поселения организация в границах поселения водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения Петровского сельского поселения.

Согласно п.4.3 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 4.3 ч.1 ст. 6 Устава Петровского сельского поселения органы местного самоуправления Петровского сельского поселения при решении вопросов местного значения наделены полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Исходя из анализа ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Частью 2 данной статьи установлено, что органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ч.4 ст.23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В соответствии с п.1.3. названных Санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01, данные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Пункт 1.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 устанавливает, что санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.

В соответствии с п. 2.2 Санитарных правил качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

Пунктом 2.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что на основании требований настоящих Санитарных правил индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды (далее - рабочая программа) в соответствии с правилами, указанными в приложении 1. Рабочая программа согласовывается с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе (далее - центр госсанэпиднадзора) и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Согласно п.п. 3.1., 3.2 Санитарных правил питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с п.3.4.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (таблица №2).

Пунктом 3.5. СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2.

В соответствии с таблицей 2 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 предельно допустимая концентрация железа в питьевой воде составляет 0,3 (1,0) мг/л, «жесткость общая» – не более 7 (10) мг-экв./л.

Согласно Примечению <2> к данной таблице величины, указанная в скобках, могут быть установлены по постановлению главного государственного санитарного врача по соответствующей территории для конкретной системы водоснабжения на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенном пункте и применяемой технологии водоподготовки.

Согласно таблице 4 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 показатель «запах» не должен превышать 2 балла.

Деятельность ресурсоснабжающей организации по предоставлению потребителю холодного водоснабжения регламентирована правилами по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, п. 31 которых обязывает исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В судебном заседании установлено, что 13.10.2017 в прокуратуру Кривошеинского района поступило обращение жителя с. Петровка Б.С.В. о плохом качестве питьевой воды. По требованию прокуратуры Кривошеинского района, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе дано задание Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», специалистом которого 31.10.2017 с участием помощника прокурора Кривошеинского района Семеновой О.С. произведен отбор воды из водоразборных колонок в с. Петровка по ул. Советская, 8 и ул. Лесная, 7 (акты отбора проб л.д. 9, 15).

Согласно протоколу лабораторных исследований №Ч00002549 от 03.11.2017 и заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы от 07.11.2017 №00000254 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», проба воды из колонки по ул. Советская, 8 в с. Петровка по показателю «железо» составляет 2,55 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, при погрешности – 0,38 мг/дм3; по показателю «запах при 60 градусах» - 3 бала при гигиеническом нормативе не более 2; по показателю «жесткость общая» - 8,9 при нормативе не более 7,0, при погрешности – 1,3 (л.д. 7-8, 10-12).

Из протокола лабораторных исследований № Ч00002550 от 03.11.2017 заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы от 07.11.2017 № 00000255 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Томской области», проба воды из колонки по ул. Лесная, 7 по показателю «железо» составляет 1,12 мг/дм3 при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, при погрешности – 0,17 мг/дм3, по показателю «запах при 60 градусах» - 3 бала при гигиеническом нормативе не более 2, по показателю «жесткость общая» - 8,9 при нормативе не более 7,0, при погрешности – 1,3 (л.д. 13-14, 16-18).

Таким образом, в судебном заседании установлено несоответствие качества питьевой воды из водоразборных колонок по адресу: Томская область, Кривошеинский район, с.Петровка, ул. Советская, 8 и ул. Лесная, 7 требованиям раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074- 01, что не оспаривается ответчиками – Администрацией Петровского сельского поселения и ООО «Водовод-М».

Администрация Петровского сельского поселения зарегистрирована как юридическое лицо 14.12.2005 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 22, 23).

Свидетельством о государственной регистрации права от 10.10.2011 подтверждается право собственности муниципального образования «Петровское сельское поселение» на водонапорную башню с основной и резервной скважиной, зданием комплекса по очистке питьевой воды по адресу с. Петровка, ул. Лесная, 2в и сети водоснабжения от водонапорной башни протяженностью 4270,0 м по адресу с. Петровка, ул. Комсомольская, ул. Коммунистическая, ул.Советская, ул.Лесная (л.д.32,33). Имеется технический паспорт на данное сооружение.

Постановлением Администрации Петровского сельского поселения от 28.02.2017 №17 внесены изменения в техническое задание для ООО для разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования Петровское сельское поселение на 2016-2020 годы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями согласно разделу 3 п.п. 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 « Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (л.д 51-54), которое было направлено для исполнения в ООО .

Программа производственного контроля на 2016-2020 год была разработана и утверждена директором ООО , согласована с начальником территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области в Кривошеинском районе 29.02.2016 и главой Петровского сельского поселения 01.03.2016.

В соответствии с бюджетными заявками на финансирование из областного бюджета объектов капитального строительства Петровского сельского поселения Кривошеинского района Томской области на 2017, 2018 годы в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулируемых рынков в Томской области», на реконструкцию поселкового водопровода в с. Петровка в 2017 году запрашивалось 22983,4 тыс. рублей, в том числе из средств областного бюджета – 19358,9 тыс. рублей; в 2018 году на эти же цели Администрацией Петровского сельского поселения запрашивалось 24244,55 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета – 20445,43 тыс. рублей. Данные бюджетные заявки направлялись на основании ранее подготовленной в 2015 году проектно-сметной документации на выполнение работ по реконструкции поселкового водопровода в с. Петровка, получившей положительное заключение государственной экспертизы, утвержденной 31.07.2015.

Согласно договору аренды № 8 от 26.08.2017 муниципальное образование «Петровское сельское поселение» в лице Администрации Петровского сельского поселения передало ООО «Водовод-М» во временное владение и пользование водонапорную башню с основной и резервной скважиной, зданием комплекса по очистке питьевой воды по адресу с. Петровка, ул. Лесная, 2в; сети водоснабжения от водонапорной башни протяженностью 4270,0 м; водоразборные колонки ( л.д. 34-46). В соответствии с п.п. 2.3.5 и 2.3.6 названного Договора аренды ООО «Водовод-М» обязано обеспечивать возможность бесперебойного получения потребителями соответствующих услуг и выполнять условия о качестве коммунальных услуг в соответствии с требованиями, установленными Законом, т.е. обязанностью ООО «Водовод-М» является снабжение населения с. Петровка холодной питьевой водой надлежащего качества.

Постановлением Администрации Петровского сельского поселения от 09.11.2017 года № 70 утверждено техническое задание для ООО «Водовод-М» для разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования Петровское сельское поселение на 2017-2020 годы, которое направлено в ООО «Водовод-М» для исполнения. ( л.д. 47-50).

Как установлено в судебном заседании до настоящего времени план мероприятий от ООО «Водовод-М» в Администрацию Петровского сельского поселения не поступил, согласно сведениям ООО «Водовод-М», программа производственного контроля качества питьевой воды и планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в с. Петровка Кривошеинского района Томской области в соответствие с установленными требованиями находятся на стадии разработки и будут завершены в январе 2018 года.

Согласно справке Администрации Петровского сельского поселения от 18.01.2018 №15, 03.11.2017 работниками ООО «Водовод-М» на водонапорной башне по ул. Лесная, 2в в с. Петровка были проведены работы по промывке и очистке данной водонапорной башни с последующим хлорированием питьевой воды.

Показаниями свидетеля Е.Т.В. – начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе, данными в судебном заседании, подтверждается факт выявления несоответствия качества воды в централизованной системе водоснабжения с. Петровка требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а именно, что их службой ежемесячно проводится взятие проб воды из водоколонки по ул. Коммунистическая, 14 в с. Петровка для проведения мониторинга качества воды. Результаты разные. Один месяц вода соответствует качеству, второй месяц – нет. Жалоб на качество воды по с. Петровка в отдел Роспотребнадзора в Кривошеинском районе не поступало. Администрация поселения сама должна отслеживать качество воды. Сельское поселение и ресурсоснабжающая организация должны иметь программу производственного контроля качества питьевой воды. В 2017 году глава поселения Ш.И.Т. предоставляла им такую программу. На тот момент была ресурсоснабжающая организация ООО , сейчас – ООО «Водовод-М». При проведении производственного контроля качества воды Роспотребнадзор участия не принимает. Пробы воды и результаты производственного контроля качества воды им не поступают. Они находятся в организациях, которые проводили контроль. В 2017 году в прокуратуру поступила жалоба на качество воды в с. Петровка, и по запросу прокурора был предоставлен специалист Роспотребнадзора для взятия проб воды. По результатам проверки было выявлено повышенное содержание железа, превышена жесткость. Установленные нарушения реальной угрозы для населения не представляют, но представляют угрозу для здоровья населения в длительной перспективе, например, в виде образования песка, камней в почках. В случае выявления несоответствия качества воды требованиям СанПиН ответственность несет ресурсоснабжающая организация, Администрация Петровского поселения ответственности не несет. Администрация должна обеспечить условия для подачи воды: чтобы все колонки стояли на балансе, имелась возможность доступа к башням, чтобы их можно было чистить. ООО «Водовод-М» обязана обеспечить качественное водоснабжение населения с момента начала работы в качестве водоснабжающей организации. Главным государственным санитарным врачом по Томской области для с. Петровка и для других населенных пунктов Кривошеинского района Томской области повышенные нормативы содержания в питьевой воде централизованной системы водоснабжения вредных веществ, в соответствии с Примечанием <2> к таблице 2 раздела 3 СанПиН 2.1.4.1074-01 не устанавливались.

Свидетель П.Г.В. в судебном заседании показала, что она работает в Центре гигиены и эпидемиологии в Томской области помощником санитарного врача по гигиене детей и подростков. По заданию Роспотребнадзора и прокуратуры района 31.10.2017 года она вместе с помощником прокурора Семеновой О.С. проводила забор проб воды в с. Петровка из водоразборных колонок, на которые указала работник прокуратуры, по ул. Советская, 8 и ул. Лесная, 7. В актах отбора проб она указала организацию ООО , которая ранее, до ООО «Водовод-М», осуществляла водоснабжение населения с. Петровка. Ныне действующая организация им своих данных не предоставляла, поэтому в протоколе она указала имеющиеся у нее сведения на ООО , хотя на момент проверки объекты водоснабжения с. Петровка находились в пользовании ООО «Водовод-М». По содержанию железа вода не соответствовала требованиям СанПиН. Показатель железа в воде в обеих пробах превышал в 3 раза, была повышенная жесткость и запах железа. Эти водоразборные колонки от одной башни, одна расположена первой от башни, вторая - дальше от башни, и этих проб достаточно, чтобы сделать вывод, что во всей системе водоснабжения с. Петровка качество воды одинаковое. Ежемесячно для проведения мониторинга качества воды они берут пробы воды из колонки в с. Петровка на ул. Коммунистическая. Из 12 месяцев 2017 года 2 месяца показатели были нормальные, а в остальные – завышены показатели аммиака или железа, не представляющие угрозы для жизни и здоровья человека. Добиться качественной воды можно при создании очистных сооружений.

Свидетель А.Ю.Ф. в судебном заседании показала, что она работает в Администрации Петровского сельского поселения бухгалтером-кассиром и по совместительству исполняет обязанности специалиста по ЖКХ, взаимодействует с энергоснабжающими организациями. В с. Петровка имеется одна водонапорная башня, от которой вода подается в водоразборные колонки села, в том числе на колонки, расположенные на ул. Лесной, которая первая от водонапорной башни, на ул. Советской и ул. Коммунистической. Башня закрыта на замок и к ней имеет доступ водораздатчик – работник ООО «Водовод-М». До лета 2017 года система водоснабжения находилась в аренде ООО , с августа 2017 года – в аренде ООО «Водовод-М». Износ водопроводных сетей составляет около 100%. ООО «Водовод-М» еще не предоставило программу очистки воды. Сельское поселение проводит работу по улучшению качества воды. 1-2 раза в год проводит очистку водонапорной башни. Каждый месяц проводится слив воды из башни, ежегодно проводится хлорирование. По ул. Лесной в 2015 годы заменили водопроводные трубы на пластиковые. По ул. Комсомольской заменили часть водопроводных труб и провели воду в жилые дома. По ул. Лесной провели воду в каждую квартиру, по ул. Советской провели воду в три квартиры. Всего заменено 632 метра центрального водопровода и 351 метр подвели к домам, а всего 983 метра из 4270 метров водопровода. С 2014 года Петровское сельское поселение участвует в программе по замене и реконструкции водопроводной сети, каждый год делают заявку в Администрацию Кривошеинского района, так как собственных средств недостаточно. За счет Петровского сельского поселения берутся пробы воды и делается анализ. На деньги от программы планируется провести водопровод в каждый дом по всему с. Петровка, заменить железные трубы на пластиковые. Установка очистных сооружений по этой программе не предусмотрена. Раньше были порывы водопровода и закольцевали ул. Комсомольскую и Коммунистическую и там вода стала чище. А на ул. Лесной вода стала хуже, там люди жалуются на качество воды.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Общество с ограниченной ответственностью «Водовод-М» (ИНН 7010003003, ОГРН 1177031071788) зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.2017. К основным видам деятельности данной организации относится забор, очистка и распределение воды.

Приказами Департамента тарифного регулирования Томской области от 07.09.2017 №4-644/9(198) и от 29.11.2017 №4-735/9(437) об утверждении производственной программы и установлении тарифов организации ООО «Водовод-М» в сфере холодного водоснабжения на питьевую воду для потребителей с. Петровка, д. Елизарьево, д. Егорово Петровского сельского поселения Кривошеинского района на периоды с 08.09.2017 по 31.12.2017 и с 01.01.2018 по 31.12.2018 подтверждается факт оказания потребителям с. Петровка питьевой воды в 2017-2018 годах.

Таким образом, на основании п.4 ч.1, ч.3 ст.14, п.4.3 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.1 Закона Томской области от 17.11.2014 № 152-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Томской области», п.4 абз.1 ст.4, п.4.3 ч.1 ст.6, ст. 29 Устава Петровского сельского поселения, ст.6, ч.2 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на Администрацию Петровского сельского поселения возлагается обязанность по организации в границах поселения водоснабжения населения, в том числе в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, а также обеспечение условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ, п. 31 Правил по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ООО «Водовод-М», осуществляющее холодное водоснабжение населения с. Петровка, заключив 26.08.2017 с Администрацией Петровского сельского поселения договор аренды объектов водоснабжения, в состав которого входят, в том числе, водонапорная башня с основной и резервными скважинами и зданием комплекса по очистке питьевой воды, водопроводные сети и водоразборные колонки в с. Петровка Кривошеинского района Томской области, приняло на себя обязательство по обеспечению населения качественной холодной питьевой водой. Однако до настоящего времени ООО «Водовод-М» не принимает меры по обеспечению населения качественной холодной питьевой водой, отвечающей требованиям СанПиН.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что Администрация Петровского сельского поселения и ООО «Водовод-М» являются надлежащими ответчиками по рассматриваемому гражданскому делу, а поэтому на них должна быть возложена обязанность по обеспечению жителей с. Петровка холодной водой в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В судебном заседании установлено, что водоразборные колонки, из которых взяты пробы воды, запитаны от одной скважины и водонапорной башни, качество воды в них одинаковое, что подтверждают результаты экспертиз. Из показаний свидетелей Е.Т.В., П.Г.В. следует, что и в колонке по ул. Коммунистическая, 14 в с. Петровка качество воды также не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01.

Расположение названных водоразборных колонок относительно водозаборной скважины подтверждается техническим паспортом сооружения «Сети водоснабжения с. Петровка от водонапорной башни» с прилагаемой схемой названных сетей.

Поскольку вода во все указанные колонки поступает от одной скважины и водонапорной башни, а одна из обследованных колонок (по ул. Лесная, 7) расположена первой от башни, и через нее водопровод проходит к другим колонкам, суд полагает, что представленных истцом доказательств о несоответствии проб с двух колонок требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 достаточно, чтобы сделать вывод, что во всей системе водоснабжения с. Петровка качество воды одинаковое, не соответствующее требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а поэтому требование прокурора об обеспечении водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН во всем населенном пункте (с. Петровка) суд находит обоснованным.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками доказательств, опровергающих заявленные требования по возложению на них обязанности по обеспечению жителей с. Петровка холодной водой в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 не представлено, более того, факт подачи населению указанного населенного пункта воды ненадлежащего качества никем не был оспорен, о данном факте ответчикам известно.

Доводы ответчика – Администрации Петровского сельского поселения об отсутствии в бюджете Петровского сельского поселения достаточных средств для приобретения и установки очистных сооружений на скважину и замену водопровода, не могут влиять на права населения с. Петровка на водоснабжение питьевой водой надлежащего качества, на гарантированные Конституцией Российской Федерации права на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и не освобождают ответчиков от обязанности соблюдать требования действующего законодательства.

Проанализировав исследованные доказательства, суд считает, что прокурор Кривошеинского района, обращаясь с рассматриваемым исковым заявлением в суд, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность администрации Петровского сельского поселения, поскольку не просит обязать указанного ответчика обеспечить именно централизованное водоснабжение, ограничивая выбор ответчика в реализации своих полномочий, а просит обязать ответчика обеспечить водоснабжение жителей с.Петровка с использованием уже имеющейся централизованной системы холодного водоснабжения питьевой водой надлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, что является прямой обязанностью администрации Петровского сельского поселения и ООО «Водовод-М» в силу требований закона.

Таким образом, ответчиками нарушаются требования указанных выше Федеральных законов, СанПиН 2.1.4.1074-01, следовательно, ставятся под угрозу жизнь и здоровье жителей с. Петровка Кривошеинского района Томской области, в связи с чем на ответчиков должна быть возложена обязанность устранить нарушения закона путем обеспечения жителей с. Петровка питьевой водой надлежащего качества. Выбор конкретных действий, методов и способов, использование которых в данной ситуации позволит обеспечить жителям с. Петровка подачу питьевой воды, соответствующей санитарным правилам, является прерогативой ответчиков.

Рассматривая требование прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Петровского сельского поселения по организации водоснабжения населения в с. Петровка Кривошеинского района Томской области, суд исходит из следующего.

В судебном заседании установлено, что Администрацией Петровского сельского поселения принимались меры по организации водоснабжения населения на территории поселения в целом и в с. Петровка в частности. Так, после прекращения действия договора аренды объектов водоснабжения с ООО , Администрация Петровского сельского поселения 26.08.2017 заключила договор с новой ресурсоснабжающей организацией – ООО «Водовод-М», приняла и направила данной организации постановление № 70 от 09.11.2017 «Об утверждении технического задания для ООО «Водовод-М» для разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории муниципального образования Петровское сельское поселение на 2017-2020 годы».

Также Администрация Петровского сельского поселения принимает определенные меры по улучшению качества воды: обеспечивает проведение ежегодной очистки водонапорной башни и хлорирование системы водоснабжения, представляя необходимые дезинфицирующие средства ресурсоснабжающим организациям, проведена замена 983 метров центрального водопровода на пластиковые трубы. Администрация Петровского сельского поселения участвует в программе по замене и реконструкции водопроводной сети, в 2017 и 2018 годах подавала заявку на участие в программе «Чистая вода». В текущем году заложены средства на проведения этих работ и Петровское сельское поселение включено в данную программу.

Прокуратурой Кривошеинского района не представлено суду каких-либо сведений о том, что в Администрацию Петровского сельского поселения прокуратурой, либо другими органами государственного контроля (надзора) направлялись требования по устранению нарушений законодательства, связанных с организацией водоснабжения населения с. Петровка, и устанавливался срок для их устранения, и что данные требования не были выполнены в результате бездействия Администрации Петровского сельского поселения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Администрации Петровского сельского поселения по организации водоснабжения населения в с. Петровка Кривошеинского района Томской области.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц).

Несоответствие качества воды в водоразборных колонках с. Петровка требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 затрагивает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории с. Петровка и потребляющих воду из централизованной системы водоснабжения.

Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Реализация прокурором права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц соответствует предусмотренному статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способу защиты гражданских прав в виде понуждения к исполнению обязательства в натуре. Круг лиц, которым может быть причинен ущерб, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределенным.

Поскольку требования прокурора Кривошеинского района Томской области направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом прокурор обосновал в своем заявлении, в чем заключаются интересы, в чем заключается угроза нарушения прав, и как интересы должны быть защищены, суд полагает, что действия прокурора по обращению в суд осуществлены в пределах полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ, а также положений Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Согласно ст. ст. 2, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, одним из способов которых является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно части 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении сроков для совершения указанных действий, суд исходит из требований разумности и справедливости. Указанный прокурором срок – до 01.09.2018 – является достаточным для совершения всех необходимых организационных и распорядительных действий по исполнению решения суда.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части требований.

Прокурор Кривошеинского района Томской области при подаче искового заявления в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц в силу п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и Администрация Петровского сельского поселения, выступающая по настоящему делу в качестве ответчика, в силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

В отношении привлеченного в качестве соответчика ООО «Водовод-М» отсутствуют предусмотренные Законом основания для освобождения от уплаты государственной пошлины.

Поскольку требования прокурора Кривошеинского района носят неимущественный характер и поданы в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а ответчик ООО «Водовод-М» не освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину, которая в соответствии с п.п.3 п.1 ст.333.19 НК РФ составляет 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░» (░░░ 7010003003, ░░░░ 1177031071788) ░ ░░░░ ░░ 01.09.2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1074-01 «░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 26.09.2001 № 24.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░-░» (░░░ 7010003003, ░░░░ 1177031071788) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.01.2018.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░

2-2/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Кривошеинского района
Ответчики
Администрация Петровского сельского поселения
ООО Водовод-М
Суд
Кривошеинский районный суд Томской области
Судья
Дутов Олег Александрович
Дело на сайте суда
krivosheinsky.tms.sudrf.ru
07.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
20.01.2020Дело передано в архив
18.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее