Решение по делу № 33а-5059/2021 от 28.10.2021

Судья Макеева С.Г. Дело № 33а-5059/2021

№ 2а-3647/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Киров 29 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Кировского областного суда в составе:

председательствующего судьи

Стёксова В.И.,

судей

Елсукова А.Л., Никонова К.Ф.

при секретаре

Соловьевой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации г. Кирова на решение Первомайского районного суда г. Кирова от 27 октября 2021 г. по административному делу по иску Мариной С.А. к Администрации г. Кирова, исполняющему обязанности заместителя главы администрации города Кирова Пленкову Е.Г. о признании незаконными действий по отказу в согласовании проведения массового мероприятия, которым постановлено:

административное исковое заявление Мариной С.А. удовлетворить.

Признать решение администрации г. Кирова, выраженное в ответе и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Пленкова Е.Г. от 25.10.2021 № 7740-06-05, незаконным.

Возложить обязанность на администрацию г. Кирова не препятствовать в проведении публичного мероприятия 06.11.2021, заявленного Мариной С.А. в уведомлении от 22.10.2021.

Взыскать с администрации г. Кирова за счет средств бюджета муниципального образования в пользу Мариной С.А. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение суда в части признания решения администрации г. Кирова, выраженное в ответе и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Пленкова Е.Г. от 25.10.2021 № 7740-06-05 незаконным, а также возложения на администрацию г. Кирова обязанности не препятствовать в проведении публичного мероприятия 06.11.2021, заявленного Мариной С.А. в уведомлении от 22.10.2021, подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Кировского областного суда Никонова К.Ф., судебная коллегия

установила:

Марина обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Кирова, исполняющему обязанности заместителя главы администрации города Кирова Пленкову Е.Г. о признании незаконными действий по отказу в согласовании проведения массового мероприятия. В обоснование заявленных требований указала, что 22.10.2021 она обратилась в администрацию г. Кирова с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 06.11.2021 с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Киров, площадь у дома № 39 по ул. Воровского. Письмом и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Пленкова Е.Г. от 25.10.2021 № 7740-06-05 в согласовании проведения публичного мероприятия отказано. Истцу было предложено провести публичное мероприятие после отмены ограничительных мер, подав новое уведомление. Административный истец полагает отказ администрации г. Кирова в согласовании проведения публичного мероприятия незаконным, нарушающим нормы международного права и Конституции Российской Федерации, а также права граждан собираться мирно и без оружия. Оспариваемый запрет, по мнению административного истца, носит произвольный характер, дан без оценки конкретных обстоятельств.

В связи с изложенным Марина С.А. просила признать решение администрации г. Кирова в письме от 25.10.2021 № 7740-06-05 не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы административного истца. Возложить обязанность на администрацию г. Кирова устранить указанные нарушения и не мешать проведению публичного мероприятия 06.11.2021.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе администрация г. Кирова просит решение суда первой инстанции отменить. Указывает, что в связи с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-n Cov, Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 на территории Кировской области введен режим повышенной готовности, Постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П до отмены режима повышенной готовности приостановлено проведение мероприятий (акций) с очным присутствием граждан в местах массового посещения граждан. Полагают, что судом неверно применены нормы материального права и дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Кирова по доверенности Симонова Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно пояснила, что исходя из сложившейся эпидемиологической обстановки на территории Кировской области на период нерабочих дней с 30.10.2021 по 07.11.2021 приостановлено проведение массовых мероприятий, в том числе и на открытом воздухе.

Административный истец Марина С.А. с доводами жалобы не согласна, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Административный ответчик и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Пленков Е.Г. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил.

Руководствуясь положениями статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен ФЗ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Положения указанного закона устанавливают, что целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия в частности обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений ч. 1 ст. 7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом первой инстанции 22.10.2021 Марина С.А. обратилась в администрацию г. Кирова с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 06.11.2021 с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Киров, площадь у дома № 39 по ул. Воровского. Письмом и.о. заместителя главы администрации г. Кирова Пленкова Е.Г. от 25.10.2021 № 7740-06-05 в согласовании проведения публичного мероприятия отказано.

Частью 1 ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения (а в случае получения уведомления о проведении публичного мероприятия, сочетающего различные его формы, также обоснованное предложение о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. В случае, если последний день указанного срока совпадает с воскресеньем или нерабочим праздничным днем, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе направить такие предложения организатору публичного мероприятия в первый рабочий день, следующий за воскресеньем или нерабочим праздничным днем, но не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия.

Администрация г. Кирова письмом от 25.10.2021 № 7740-06-05 проинформировала организатора публичного мероприятия, что проведение заявленных публичных мероприятий не согласовывается, поскольку в связи с распространением коронавирусной инфекции, вызванной 2019-n Cov, Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 на территории Кировской области введен режим повышенной готовности, Постановлением Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П до отмены режима повышенной готовности приостановлено проведение мероприятий (акций) с очным присутствием граждан в местах массового посещения граждан; предложено подать уведомление после отмены вышеуказанных ограничений.

Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» в целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации, в период с 30 октября по 7 ноября 2021 г. установлены нерабочие дни.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Кировской области от 22.10.2021 № 558-П «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г.» (вступило в силу с 23.10.2021г.) и о внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П» на период нерабочих дней с 30.10.2021 по 07.11.2021 включительно, установленных Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2021 № 595, приостановлено проведение мероприятий и оказание услуг с очным присутствием граждан.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам надлежит учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

При этом, оспариваемый ответ администрации г. Кирова дан в срок, установленный ч. 1 ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в официально опубликованном определении от 2.04.2009 № 484-О-П «По жалобе граждан Л., Ш.Д. и Ш.С. на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» гарантированное Конституцией Российской Федерации, ее статьей 31, право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 17, часть 3), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям, в том числе судам.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (пункт 1 статьи 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу «М. против Российской Федерации», от 14 февраля 2006 года по делу «Христианско-демократическая народная партия против Молдовы» и от 20 февраля 2003 года по делу «Джавит Ан (Djavit An) против Турции»). При этом государства должны воздерживаться от применения необоснованных косвенных ограничений этого права; должны иметься убедительные и неопровержимые доводы, оправдывающие вмешательство в это право (Постановления от 20 октября 2005 года по делу «Уранио Токсо (Ouranio Toxo) и другие против Греции» и от 31 марта 2005 года по делу «Адалы (Adaly) против Турции»).

Согласно положениям статей 4.1, 10, 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

В связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и в соответствии с вышеназванными положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Губернатором Кировской области принят указ от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности».

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Положения Указа Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 «О введении режима повышенной готовности» приняты с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov) в Кировской области и направлены на минимизацию контакта между потенциально инфицированными и здоровыми людьми.

Согласно Перечню социально значимых заболеваний и перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих, распространение которой может привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Митинг, являясь формой публичного массового мероприятия, направлен на привлечение внимания значительного количества граждан, что не соответствует мерам по минимизации контакта между людьми в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Таким образом, решение об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга соответствует требованиям Федерального закона от 19.06.2004 № 54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку оспариваемый отказ направлен на сохранение здоровья граждан в условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных распространением коронавирусной инфекции.

Оспариваемое решение принято уполномоченным органом, порядок его принятия соблюден, основания для его принятия имелись, содержание решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные административные правоотношения.

Данные фактические обстоятельства и вышеуказанные нормы права не приняты во внимание судом первой инстанции, в связи с чем решение Первомайского районного суда г. Кирова от 27.10.2021 подлежит отмене с приятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мариной С.А.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу администрации г. Кирова удовлетворить.

Решение Первомайского районного суда г. Кирова от 27 октября 2021 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных административных исковых требований Мариной С.А. - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное определение составлено 29.10.2021г.

Председательствующий: Судьи:

33а-5059/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
другие апелляционные определения С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ ЖАЛОБ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Истцы
Марина Светлана Анатольевна
Ответчики
Администрация города Кирова
и.о.заместителя главы администрации города Кирова Пленков Е.Г.
Суд
Кировский областной суд
Судья
Никонов Константин Феликсович
Дело на странице суда
oblsud.kir.sudrf.ru
28.10.2021Передача дела судье
29.10.2021Судебное заседание
08.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2021Передано в экспедицию
29.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее