К делу № 2-1239/2022
УИД: 23RS0058-01-2022-001233-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Сочи 09 ноября 2022 года
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Леошик Г.Д.,
при секретаре Паниной А.В.,
с участием: представителя истца администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи – Логиновой Ю.И.,
представителя ответчика Бондаренко Е.А. – Кислица М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к Бондаренко Е.А. о сносе самовольной постройки и аннулировании записи о государственной регистрации права,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи обратилась в Хостинский районный суд г.Сочи с иском к Бондаренко Е.А., в котором просит признать самовольной постройкой объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> обязав ответчика осуществить снос за свой счет, признать отсутствующим право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, путем аннулирования записи о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав недвижимости от 21.09.2021 г. №; исключить сведения о государственном кадастровом учете объекта с кадастровым номером №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, взыскать неустойку за неисполнение судебного акта в размере 30 000 рублей в день за каждый день просрочки и обратить решение к немедленному исполнению, а также, в случае неисполнения решения суда в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, предоставить истцу права на исполнение решения суда с привлечением иной (сторонней) организации для осуществления фактического сноса самовольно возведенного объекта за счет собственных средств данной организации с последующим взысканием расходов с ответчика в пользу понесенных организацией расходов.
Требования мотивированы тем, что Прокуратурой Хостинского района города Сочи проведена проверка земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Проведенной проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 950 кв. м., расположен по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования «для садоводства», находится в собственности Бондаренко Е.А..
06.04.2020 г. департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи Бондаренко Е.А. выдано уведомление № о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Согласно уведомлению от 02.03.2020 № о планируемом строительстве собственником земельного участка Бондаренко Е.А., заявлено строительство объекта этажностью - 3, площадью застройки - 217 кв. м.
Проверкой установлено, что на основании указанного уведомления, Бондаренко Е.А. на земельном участке с кадастровым номером № возведен объект капитального строительства, который поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № площадью 493,8 кв.м., с наименованием «жилой дом». Между тем, площадь застройки указанного объекта капитального строительства согласно инструментальной съемке произведенной специалистом МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана» составляет 240,5 кв. м., что на 23,5 кв.м. больше, указанной в уведомлении № от 06.04.2020 о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В ходе визуального осмотра установлено, что указанный объект обладает признаками, характерными для многоквартирного жилого дома, фактически состоит из 3-х завершенных строительством этажей (1-й, 3-й, 4-й) и 2-х этажей, находящихся в стадии строительства (2-й, 5-й). Этажи объекта капитального строительства, между собой соединены межэтажной лестницей, доступ к которой осуществляется из помещения первого этажа. С межэтажной лестницы имеется свободный проход к 3-му и 4-му этажам. Вход с лестницы ко 2-му и 5-этажам замаскирован штукатуркой.
К строящемуся объекту от расположенного на улице щита электроснабжения подведены подземные линии электропередач, которые введены в объект и подведены на каждый этаж, а также в помещения 3-го и 4-этажей. Аналогичным образом, проложены провода, используемые для доступа к сети интернет. В помещениях 1-го этажа проложена разводка сетей водоснабжения, имеются сквозные технические межэтажных отверстия с 1 по 5-й этажи, предназначенные для прокладки коммуникаций. На 3-м и 4-м этажах имеются помещения, состоящие из двух комнат разной площади, в одной из которых менышей площади расположены технические проемы для прокладки коммуникаций. Также, с 1 по 5 этажи соединены лифтовой шахтой, обеспечивающей межэтажный доступ. В помещениях объекта установлены витражные окна, оснащенные дверьми, в местах установки которых, сооружены металлические конструкции для устройства балконов. Часть помещений, оснащена кондиционерами.
Указанные обстоятельства, в своей совокупности свидетельствуют о том, что на земельном участке с кадастровым номером № под видом индивидуального жилого дома, осуществляется строительство многоквартирного жилого дома. При этом, вид разрешенного использования земельного участка не предназначен для строительства многоквартирного жилого дома.
Застройщику Бондаренко Е.А. разрешение на строительство многоквартирного жилого дома не выдавалось, положительное заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий отсутствует.
Истец считает, что данный объект капитального строительства, в соответствии с п.1 ст. 222 ГК РФ обладает признаками самовольной постройки поскольку возведен: на земельном участке, разрешенное использование которого, не допускает строительства на нем данного объекта; без получения на это необходимого в силу закона разрешения; с нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.
Представитель истца Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Логинова Ю.И., в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований в полном объеме на основании доводов, указанных в иске, пояснив вышеизложенное.
Представитель ответчика Бондаренко Е.А. – Кислица М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что строительство спорного объекта недвижимости осуществлялось ответчиком в соответствии с полученным до начала строительства спорного жилого дома Уведомлением о соответствии заявленных параметров планируемого строительства. Спорное строение является индивидуальным жилым домом, прав и законных интересов третьих лиц не нарушает. Право собственности на данный объект зарегистрировано в установленном законом порядке. Проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизы установлено, что спорный объект капитального строительства соответствует заявленным параметрам и описанию внешнего архитектурного облика, требованиям градостроительного законодательства, является индивидуальным жилым домом, права и законные интересы третьих лиц не нарушает. Давая оценку наличия единственного несоответствия спорного объекта недвижимости выданному Уведомлению о параметрах планируемого строительства, необходимо учитывать, что перед планированием строительства ответчиком был заказан градостроительный план земельного участка, согласно которому коэффициент использования территории составляет для индивидуальных жилых домов 0,6, каких-либо замечаний или примечаний по ограничению площади индивидуального жилого дома не содержит. Градостроительный план, утвержденный департаментом не отменен и не признан недействительным. Кроме того, максимальная общая площадь объекта индивидуального жилищного строительства федеральным законодательством не установлена, в связи с чем данное несоответствие не может служить основанием для признания спорного объекта самовольно постройкой.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, извещался в установленном законом порядке, об отложении не ходатайствовал, причины неявки суду не сообщил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, представленные письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Так, согласно статье 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания, сооружения, осуществлять перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка (п.2 ст.260 ГК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с частью 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Обращаясь с настоящим иском, администрация муниципального образования ссылается на наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении ответчиком строительства многоквартирного жилого дома на земельном участке с видом разрешенного использования садоводство, без получения соответствующего разрешения на строительство.
В качестве таких признаков многоквартирного жилого дома истец указывает на то, что в ходе визуального осмотра установлено, что спорный объект состоит из трех завершенных строительством этажей (1-й, 3-й, 4-й) и 2-х этажей находящихся в стадии строительства (2-и и 5-й), к строящемуся объекту подведены линии электропередач, которые введены в объект и подведены на каждый этаж, а также в помещения 3-го и 4-го этажей. В помещениях 1-го этажа проложена разводка сетей водоснабжения, имеются сквозные технические межэтажных отверстия с 1 по 5-й этажи, предназначенные для прокладки коммуникаций. На 3-м и 4-м этажах имеются помещения, состоящие из двух комнат разной площади, в одной из которых менышей площади расположены технические проемы для прокладки коммуникаций. Также, с 1 по 5 этажи соединены лифтовой шахтой, обеспечивающей межэтажный доступ. В помещениях объекта установлены витражные окна, оснащенные дверьми, в местах установки которых, сооружены металлические конструкции для устройства балконов. Часть помещений, оснащена кондиционерами.
В подтверждение данных доводов истцом в материалы дела предоставлена копия акта проверки с фототаблицей от 25.11.2021 года и копия рапорта от 18.01.2022 года /л.д. 15-51/.
Кроме того, истец, ссылаясь на схему, подготовленную МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана» /л.д.52-54/, утверждает о несоответствии площади застройки, указанной в уведомлении № от 06.04.2020 года, а именно превышение на 23,5 кв.м., а также указывает на несоответствие фактической площади спорного объекта, максимально возможной площади индивидуального жилого дома, определенной Правилами землепользования и застройки города Сочи, которая в момент направления уведомления, составляла 500 кв.м.
Давая оценку указанным доводам истца и представленным в материалы дела доказательствам, суд находит их не нашедшими своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергнутыми совокупностью исследованных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств.
Так, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 950 кв. м., расположен по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка «для садоводства». Земельный участок находится в собственности Бондаренко Е.А., запись о регистрации права № от 02.10.2019 /л.д.61-70/.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 217-ФЗ) на садовом земельном участке допускается размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, при этом под хозяйственными постройками понимаются сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд (пункты 1, 3 статьи 3 Закона № 217-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.1 Закона №217 строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из материалов гражданского дела следует, что 02.10.2019 года Департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи Бондаренко Е.А. выдан Градостроительный план земельного участка № в отношении земельного участка с кадастровым номером №, согласно которому земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-2 – малоэтажная жилая застройка высотой до 15 метров. В составе Правил землепользования и застройки, утвержденных представительным органом местного самоуправления в отношении данного земельного участка установлен градостроительный регламент, в том числе предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а именно минимальные отступы от границ земельного участка – 3, максимальная высота здания до конька крыши – 15 м, максимальный процент застройки – 50%, коэффициент использования территории – для индивидуальных жилых домов, жилых строений, расположенных на садовых и дачных земельных участках – 0,6. Каких-либо примечаний, в виде ограничений по максимальной общей площади отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи (объект индивидуального жилищного строительства) градостроительный план не содержит.
В соответствии с частью 1 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предоставляемая правообладателями сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с частью 7 настоящей статьи (часть 2 статьи 57.3 ГрК РФ).
Таким образом, согласно нормам ГрК РФ, градостроительный план земельного участка - это документ, в котором отражается вся имеющаяся информация о конкретном земельном участке, содержащая, в том числе сведения о возможном использовании этого земельного участка в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Исходя из данных в судебном заседании пояснений представителя ответчика Бондаренко Е.А. следует, что содержащиеся в полученном Градостроительном плане градостроительные регламенты, а также установленные предельные параметры разрешенного строительства использовались собственником земельного участка для проектирования строительства индивидуального жилого дома, в частности для подготовки проектной документация, описание внешнего архитектурного облика объекта индивидуального жилищного строительства.
06.04.2020 г. Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Сочи Бондаренко Е.А. выдано уведомление № о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, из которого следует, что по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, направленного 02.03.2020 года Департамент уведомил Бондаренко Е.А. о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно уведомлению от 02.03.2020 № о планируемом строительстве собственником земельного участка Бондаренко Е.А., заявлено строительство объекта этажностью - 3, площадью застройки - 217 кв. м.
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 сентября 2018 г. N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома", зарегистрированным в Минюсте РФ 27 сентября 2018 г., регистрационный N 52269.
В указанных формах отсутствует такая графа как «общая площадь планируемого объекта капитального строительства». Согласно разделу 3 «Сведения об объекте капитального строительства» уведомления согласованию подлежат следующие параметры планируемого строительства: количество надземных этажей, высота, сведения об отступах от границ земельного участка и площадь застройки.
Кроме того, формой Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, не предусмотрено указание какой-либо иной информации кроме уведомляем о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и кадастрового номер земельного участка (при наличии), и его адреса или описания местоположения земельного участка.
Исходя из установленных фактических обстоятельств и системного толкования приведенных правовых норм следует, что ответчик в установленном законом порядке направила в орган уполномоченный выдавать разрешение на строительство уведомление о параметрах планируемого строительства и получила уведомление о соответствии данных параметров установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
На земельном участке, принадлежащем ответчику на праве собственности, им возведен спорный объект недвижимости – индивидуальный жилой дом, количество этажей - 3, общая площадь согласно сведениям ЕГРН – 493,8 кв.м., фактическая площадь -569,2 кв.м., право собственности Бондаренко Е.А. зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается записью о регистрации права № от 21.09.2021 года.
Из положений пункта 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что объектом индивидуального жилищного строительства является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Каких-либо ограничений по максимальной площади объекта индивидуального жилищного строительства Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит.
В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 данного Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Факт строительства Бондаренко Е.А. именно объекта индивидуального жилищного строительства (жилого дома) подтвержден выводами судебной экспертизы, согласно которым исследуемое здание не является многоквартирным домом. Установленные параметры исследуемого объекта не являются признаками многоквартирного жилого дома, так как количество помещений, их размещение (поэтажная планировка), количество шахт для вентиляционных систем не регламентируется действующим законодательством РФ в рамках индивидуального жилищного строительства, то есть собственником может быть разработана «свободная» планировка для удобного осуществления своих бытовых нужд, связанных с их проживанием в таком доме.
Экспертом установлено, что исследуемый объект капитального строительства имеет количество этажей - 3 этажа (0 подземных), площадь застройки – 219 кв.м., общая площадь здания - 569,2 кв.м., данный объект соответствует определению «дом жилой одноквартирный отдельно стоящий. Экспертом также сделан мотивированный и обоснованный вывод о том, что после выполнения отделочных работ, обеспечения жилого дома всеми инженерными системами с соблюдением норм предъявляемых к таково рода работам, исследуемый жилой дом будет соответствовать требованиям строительных норм и правил, предъявляемых к таким строениям. Исходя из содержания первоначальной и дополнительной экспертизы следует, что спорный жилой дом не соответствует единственному параметру, установленному Правилами землепользования и застройки города-курорта Сочи, а именно общей площади определенной для индивидуальных жилых домов на территории города Сочи 500 кв.м., на момент направления Уведомления о параметрах планируемого строительства. При этом экспертом установлено, что сохранение спорного объекта недвижимости угрозу жизни и здоровью граждан, а также препятствия в пользовании рядом расположенными земельными участками, зданиями, сооружениями не создает.
Кроме того, судом по делу назначалась дополнительная экспертиза, в ходе производства которой выявлен один не соответствующий параметр (общая площадь здания) возведенного объекта жилого дома с кадастровым номером № выданному Уведомлению № от 06.04.2020 года о соответствии указанных в уведомлении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела вопрос о назначении повторной экспертизы сторонами не ставился и выводы судебного эксперта фактически не оспаривались.
Представленное заключение эксперта как первоначальное, так и дополнительное соответствует законодательству Российской Федерации и принципам ее проведения. Материалы дела не содержат доводов и доказательств, которые позволили бы усомниться в правильности и обоснованности таких выводов.
Таким образом, заключение судебного эксперта является относимым, допустимым и достоверным доказательством по данному делу.
В соответствии с абз. 1 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Таким образом, именно судебная экспертиза является одним из основных доказательств наличия или отсутствия существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а также угрозы жизни и здоровью граждан.
Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи при обращении в суд с иском о сносе должна представить доказательства в подтверждение того, что осуществлением строительства допущены нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц или же муниципального образования в целом.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства, заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем конкретно заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
В ходе рассмотрения дела доказательств того, что спорное строение нарушает права собственности или законное владение Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, либо иных лиц, в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", до 1 марта 2031 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В ходе судебного разбирательства установлено, что строительство индивидуального жилого дома осуществлялось ответчиком в соответствии с уведомлением о планируемом строительстве и проектной документацией (описанием внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства) в отношении индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> кадастровый номер участка №, предоставленного также в администрацию.
Спорное строение полностью соответствует параметрам, указанным в уведомлении: площади застройки, количеству этажей, высоте здания, отступам от границ земельного участка. При этом судом установлено и полное соответствие спорного строения предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования города-курорта Сочи, в том числе коэффициенту использования территории.
При рассмотрении дела судом фактически установлено лишь одно нарушение при возведении ответчиком спорного строения: превышение допустимого максимального значения площади индивидуального жилого дома, установленного Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования города-курорта Сочи. Вместе с тем, по убеждению суда, данное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения иска о сносе спорной постройки.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года № 202, в таблице 11 и примечаниях к нему указано, что максимальная общая площадь отдельно стоящего жилого дома с количеством этажей не более чем три, предназначенного для проживания одной семьи (объект индивидуального жилищного строительства), на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства (приусадебные земельные участки) и ведения садоводства составляет 500 кв. м.
Данное ограничение по площади установлено Решением Городского Собрания Сочи Краснодарского края от 27 февраля 2020 г. № 26 "О внесении изменений в решение Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 № 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи", вступившим в силу 29 февраля 2020 г. Уведомление о параметрах планируемого строительства ответчиком направлено в администрацию 02.03.2020 года, то есть практически одновременно со вступление в силу указанных изменений в Правила землепользования и застройки.
Как указано ранее, Градостроительный план земельного участка выдан Бондаренко Е.А. ранее указанной даты, а именно 02.10.2019 года.
В Градостроительный план земельного участка включается информация обо всех существенных параметрах строительства, в том числе сведения о применимых градостроительных регламентах и об ограничениях использования земельного участка.
Согласно части 10 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ информация, указанная в Градостроительном плане земельного участка, может быть использована для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи.
Градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер, однако именно на соответствие данному документу проходит проверку проектная документация, по результатам которой принимается решение о возможности осуществления строительства.
Предоставленный ответчиком Градостроительный план, утвержденный Департаментом, не отменен и не признан недействительным.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении №, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов.
В действующем законодательстве отсутствует указание на необходимость выдачи нового градостроительного плана земельного участка после принятия генерального плана или правил землепользования и застройки.
Таким образом, основополагающим документом при проектировании является градостроительный план, который по своей правовой природе выполняет информационную функцию, поскольку в нем воспроизводятся сведения, утвержденные документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, включая характеристики земельного участка и принятые в отношении него ограничения.
Как это отражено в определении Верховного Суда РФ от 9 декабря 2015 г по делу № 308-КГ15-7455, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, либо предельные параметры объектов капитального строительства, собственник, законный владелец участка или объекта капитального строительства (землепользователь) вправе продолжать использование участка, параметры объекта строительства, разрешенные до такого изменения, без какого-либо ограничения, если только такое использование не создает опасности для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Кроме того, максимальная общая площадь объекта индивидуального жилищного строительства федеральным законодательством Российской Федерации не установлено.
В соответствии с пунктом 39 статьи 1 ГрК РФ объектом индивидуального жилищного строительства (индивидуальный жилой дом) является отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Установленным градостроительным законодательством параметрам объекта индивидуального жилищного строительства спорный объект соответствует.
Кроме того, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014, указано, что наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Существенность нарушений градостроительных и строительных норм и правил устанавливается судами на основании совокупности доказательств применительно к особенностям конкретного дела.
К существенным нарушениям строительных норм и правил относятся, в том числе, такие неустранимые нарушения, которые могут повлечь уничтожение постройки, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц.
При оценке значимости допущенных нарушений при возведении самовольных построек принимаются во внимание и положения ст. 10 ГК РФ о недопустимости действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, или злоупотребление правом в других формах, а также соразмерность избранному способу защиты гражданских прав.
Между тем, с учетом фактических обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о несущественности выявленного нарушения, и несоразмерности избранному администрацией г. Сочи способу защиты права в виде сноса спорного строения. Так несмотря на незначительное превышение максимальной площади жилого дома, Бондаренко Е.А.. были соблюдены все остальные предельные параметры разрешенного строительства, установленные действующими Правилами землепользования и застройки г Сочи, в том числе отступы от смежных землепользователей, максимальный процент застройки земельного участка, максимальная этажность и высота строения, а также коэффициент использования территории (КИТ).
Земельный участок Бондаренко Е.А. имеет площадь 950 квадратных метров.
При таких обстоятельствах, незначительное увеличение максимальной площади жилого дома, при отсутствии нарушений максимального процента застройки земельного участка и КИТ, является соразмерным параметрам указанного земельного участка и не может в данном случае, при отсутствии каких-либо иных нарушений, отсутствии угрозы жизни и здоровью граждан, являться основанием для сноса спорной постройки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, обратившись с требованием о сносе спорного строения, не представила суду надлежащих и достаточных доказательств обоснованности требований.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи.
Согласно части 1 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 144 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение об отмене мер по обеспечению иска.
Принимая во внимание факт отказа в удовлетворении иска, суд считает нецелесообразным дальнейшее действие принятых ранее мер по обеспечению данного иска, ввиду чего отменяет соответствующие обеспечительные меры.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199, 144 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к Бондаренко Е.А. о сносе самовольной постройки и аннулировании записи о государственной регистрации права - оставить без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Хостинского районного суда г. Сочи от 02 марта 2022 года в виде ареста и запрета на оформление/переоформление прав на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>; ареста и запрета на оформление/переоформление прав на объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; запрета ответчику Бондаренко Е.А. и иным лицам на осуществление строительных работ и нахождение строительной техники на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Копию решения суда, вступившего в законную силу, для исполнения в части отмены мер по обеспечению иска, направить в Хостинский РОСП г.Сочи ГУФССП по Краснодарскому краю, Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2022 года.
Судья Хостинского районного суда г. Сочи Г.Д. Леошик
На момент опубликования не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ: