РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2019 года р.п.Тамала
Тамалинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Елтищева К.В.,
при секретаре Колмыковой Е.В.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Тамалинского района Пензенской области Маскаева А.В.,
с участием представителя административного ответчика администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Макарова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тамалинского районного суда административное дело по административному иску прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, понуждении к определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным выше административным иском к администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, указывая, что прокуратурой Тамалинского района Пензенской области по поручению прокуратуры Пензенской области от 08 февраля 2019 года № 7-1-101-2018 проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Вишневский сельсовет» требований законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами. В ходе проверки установлено, что администрацией Вишневского сельсовета вопреки требованиям Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не ведется реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. 04 марта 2019 года прокуратурой в адрес главы администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, однако, действий по устранению нарушений администрацией не принято до настоящего времени. Бездействие администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, выразившееся в несоблюдении законодательства в сфере обращения с ТКО, приводит к загрязнению территории муниципального образования, нарушает права граждан на нормальные условия проживания и угрожает их жизни и здоровью.
Прокурор Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц просит суд: 1) признать незаконным бездействие администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, выразившееся в неисполнении обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Вишневский сельсовет Тамалинского района Пензенской области» и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; 2) возложить на администрацию Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области обязанность по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Вишневский сельсовет Тамалинского района Пензенской области» и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца заместитель прокурора Тамалинского района Пензенской области Маскаев А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал объяснения аналогичные содержанию административного иска.
Представитель административного ответчика администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Макаров С.В., действующий на основании распоряжения и устава, административные исковые требования признал полностью.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности закреплены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 3 вышеприведенного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно ст.21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.10 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.
Согласно пунктам 3,4 статьи 13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 (далее Правила) установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 11, 12, 15 Правил реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее - реестр) представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 5 статьи 13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Как видно из материалов дела, в том числе выписки из Единого государственного реестра юридического лиц от 24 июня 2019 года администрация Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области создана в качестве юридического лица 06 июля 2011 года.
Согласно п.«ы» ч.6 ст.7 Закона Пензенской области от 09 марта 2005 года № 774-ЗПО «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области», п.«ы» ч.5 ст.1 Закона Пензенской области от 02 ноября 2004 года № 690-ЗПО «О границах муниципальных образований Пензенской области», ч.3 ст.2 Устава сельского поселения Вишневский сельсовет обладает статусом сельского поселения в состав которого входят населенные пункты: деревня Бугры, село Большая Сергеевка, село Вишневое, село Дуровка, железнодорожная станция Жизненная, деревня Крутец, село Никольское, деревня Сюверня.
К вопросам местного значения сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории (п.п. 19, 21 ст.4 Устава сельского поселения).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Тамалинского района Пензенской области по поручению прокуратуры Пензенской области от 08 февраля 2019 года № 7-1-101-2018 проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Вишневский сельсовет Тамалинского района Пензенской области» требований законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что администрацией Вишневского сельсовета вопреки требованиям Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и не ведется реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
04 марта 2019 года прокуратурой в адрес главы администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
До настоящего времени действий по устранению нарушений администрацией не принято, не определена схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, что также в судебном заседании подтвердил представитель административного ответчика.
Неисполнение административным ответчиком требований действующего природоохранного законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Вишневского сельского поселения, создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, может привести к неблагоприятной эпизоотической ситуации по возникновению ряда особо опасных и карантинных болезней животных, в том числе общих для человека и животных.
В связи с этим административное исковое заявление прокурора Тамалинского района Пензенской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Согласно требованиям ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, длительного периода непринятия административным ответчиком действенных мер по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, реальных возможностей административного ответчика по устранению нарушений, мнения административного истца, а также пояснений административного ответчика, суд полагает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено –один месяц со дня вступления в силу настоящего решения суда.
Прокурор в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, государственная пошлина не полежит взысканию с администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Тамалинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать администрацию Вишневского сельсовета Тамалинского района Пензенской области определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Вишневский сельсовет Тамалинского района Пензенской области» и вести реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2019 года.
Судья К.В. Елтищев