УИД 16RS0047-01-2023-002829-85
РЕШЕНИЕ
24 июля 2023 г. г. Казань
Судья Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан Крюченкова А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГАУЗ «Клиническая больница № 2» на постановление заместителя главного Государственного инспектора РТ по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РТ № 0103-2023-0007 от 04.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ГАУЗ «Клиническая больница № 2»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного Государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан № 0103-2023-0007 от 04.05.2023 ГАУЗ «Клиническая больница № 2» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ГАУЗ «Клиническая больница № 2» обратилось в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан № 0103-2023-0007 от 04.05.2023, изменить постановление в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб., снизив размер штрафа, предусмотренный в качестве административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ниже низшего предела, предусмотренного законодательством, с учетом финансового положения общества ГАУЗ «Клиническая больница № 2».
Представитель ГАУЗ «Клиническая больница № 2» в судебном заседании жалобу поддержал, просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частей 3 - 8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основаниями для составления в отношении юридического лица ГАУЗ «Клиническая больница № 2» протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужили выявленные по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ часов в населенном пункте на объекте ГАУЗ «Клиническая больница № 2» по адресу: <адрес>, нарушения обязательных требований, установленных положениями Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, сводов правил, строительных норм и правил, норм пожарной безопасности.
Постановлением заместителя главного Государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан № 0103-2023-0007 от 04.05.2023 ГАУЗ «Клиническая больница № 2» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Также представитель ГАУЗ «Клиническая больница № 2» заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование вышеуказанного постановления. Согласно приложенным материалам заявитель получил копию постановления по ЭДО, в связи с чем, пропущенный срок подлежит восстановлению.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Из частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности устанавливаются Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации».
В силу подпункта «б» пункта 17, пункта 43, пункта 48, пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководители организаций организуют не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний и внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; руководитель организации или иное должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, определяет порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Пунктом 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещенности, количества, размеров и объемно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Вина ГАУЗ «Клиническая больница № 2» в совершении указанного правонарушения установлена следующими доказательствами: представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, протоколом об административном правонарушении, а также другими доказательствами, допустимость и достоверность которых не вызывает сомнений.
Оснований ставить под сомнение допустимость, достоверность и достаточность доказательств, положенных в основу доказанности совершения ГАУЗ «Клиническая больница № 2» вменяемого административного правонарушения, не установлено.
Как видно из представленных материалов дела, при производстве по делу об административном правонарушении все процессуальные действия должностными лицами административного органа совершались с соблюдением требований действующих нормативных актов и в рамках полномочий, установленных законом.
Доказательства, положенные в основу виновности ГАУЗ «Клиническая больница № 2» в совершении данного административного правонарушения, получены в установленном законом порядке. Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.
Правонарушение, совершенное обществом, было выявлено уполномоченным должностным лицом в ходе осуществления контрольных функций, возложенных на него законом.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и последующего привлечения его к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении в отношении ГАУЗ «Клиническая больница № 2» по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ составлен с соблюдением требований ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ.
ГАУЗ «Клиническая больница № 2» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, назначая в отношении ГАУЗ «Клиническая больница № 2» административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб., должностным лицом не в полной мере учтены требования, установленные ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Содержанием целей административных наказаний является соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан и юридических лиц.
При назначении административного наказания должностное лицо должно исходить из действительной необходимости применения к виновному лицу той или иной меры ответственности, установленной санкцией статьи, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
В силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Судья находит обоснованными доводы ГАУЗ «Клиническая больница № 2» о наличии оснований для снижения размера взыскиваемого штрафа, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3).
Как следует из содержания представленных материалов дела, ГАУЗ «Клиническая больница № 2» не является злостным правонарушителем, по делу не установлены обстоятельства, отягчающие административную ГАУЗ «Клиническая больница № 2», при этом административным органом не дана надлежащая оценка его финансовому состоянию, необходимость назначения административного штрафа в таком размере должным образом не мотивирована.
Кроме того, указанным учреждением принимаются меры к выполнению требований предписания.
Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения и наступивших последствий, конкретных обстоятельств дела, материального положения лица, вида его деятельности и в целях исключения избыточного ограничения прав, суд полагает возможным назначить административное наказание ГАУЗ «Клиническая больница № 2» ниже низшего предела, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку именно такая мера государственного принуждения сможет обеспечить достижение воспитательной предупредительной цели административного наказания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7, ч. 1 ст. 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
жалобу ГАУЗ «Клиническая больница № 2» удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного Государственного инспектора Республики Татарстан по пожарному надзору – заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан № 0103-2023-0007 от 04.05.2023 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении ГАУЗ «Клиническая больница № 2» изменить в части назначенного наказания, назначить ГАУЗ «Клиническая больница № 2» административное наказание за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через данный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья /подпись/ А.О. Крюченкова
Копия верна.
Судья Кировского
районного суда города Казани А.О. Крюченкова