Дело № 2а-1180/2020 (№33а-11603/2020)
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 августа 2020 г. г. Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Сафина Ф.Ф. и Субхангулова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сидоровой И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан к Мигранову Рустаму Анваровичу о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 14 444 рублей, налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 358 410 рублей, по земельному налогу за 2017 год в размере 1126 рублей, пени в размере 12 рублей 68 копеек,
по апелляционной жалобе Мигранова Р.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 40 по Республике Башкортостан (далее МИФНС России № 30 по РБ) обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением к Мигранову Р.А.
В обоснование административных исковых требований указала, согласно сведениям, представленным регистрирующими органами в электронном виде в соответствии со ст. 85 НК РФ Мигранов Р.А. является (являлся) собственником объектов налогообложения, земельного участка и недвижимого имущества. В связи с чем, Мигранов Р.А. признается налогоплательщиком земельного налога физических лиц и налога на имущество физических лиц.
МИФНС России № 40 по РБ надлежащим образом известила Мигранова Р.А. о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление № 65098992 от 28 августа 2018 года, № 78492244 от 26 октября 2018 года. В установленные законодательством сроки задолженность по налогам Мигранов Р.А. не оплатил.
МИФНС России № 40 по РБ направила в адрес административного ответчика требование № 2465 от 17 января 2019 года об уплате налога, пени. Однако данное требование налогоплательщиком также оставлено без исполнения. В связи с неуплатой налогов в установленные сроки налогоплательщику начислены пени.
МИФНС России № 40 по РБ обратилась к мировому судье судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Мигранова Р.А.
Мировым судьей судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан 09 сентября 2019 года был вынесен судебный приказ № 2А-1803/2019 о взыскании с Мигранова Р.А. задолженности по налогам и пеням на общую сумму 495 650,07 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан по делу № 2А-1803/2019 вышеуказанный судебный приказ был отменен.
Миграновым Р.А. после обращения налогового органа к мировому судье судебного участка № 1 по Кировскому району г. Уфы Республики Башкортостан с заявлением о вынесении судебного приказа, обязанность по уплате на общую сумму 495 650 рублей 07 копеек, исполнена частично на сумму 73 276 рублей 78 копеек.
МИФНС России № 40 по РБ просила суд взыскать с Мигранова Р.А. задолженность по налогам и пеням на общую сумму 422 373 руб. 29 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц: налог за 2015 года в размере 14 444 рубля, налог за 2017 год в размере 406 628 рублей, пеня в размере 162 рубля 62 уопеек; земельный налог с физических лиц: налог за 2017 года в размере на имущество физических лиц за 2017 года в размере 1 126 рублей, пеня в размере 12,68 рублей.
Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года постановлено:
Административный иск Межрайонной ИФНС № 40 по Республике Башкортостан – удовлетворить.
Взыскать в бюджет с ФИО2 (адрес: адрес) задолженность налогу на имущество физических лиц за 2015 года в размере 14 444,00 рублей, за 2017 года в размере 358 410,00 рублей; по земельному налогу за 2017 год в размере 1126,00 рублей, пеня в размере 12,68 рублей.
Взыскать с ФИО2 в доход государства государственную пошлину в размере 6939,93 руб.
В апелляционной жалобе Мигранов Р.А. просит отменить решение суда в части взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 14 444 руб., принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что налог на имущество за 2015 год подлежит уплате до 01 декабря 2016 года. Требование об уплате налога за 2015 год должно было быть направлено не позднее 01 марта 2017 года. Однако требование по налогу за 2015 год оформлено по состоянию на 19.01.2019 со сроком исполнения до 28.02.2019. Таким образом, административным истцом нарушен срок направления требования об уплате налога за 2015 год. Также, административным истцом пропущен шести месячный срок подачи заявления в суд общей юрисдикции заявления о взыскании недоимку по налогу на имущество за 2015 год. Кроме того, решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 декабря 2018 года в удовлетворении требований о взыскании налога за 2015 года отказано в связи с истечением срока подачи иска.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Данные положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора и штрафов (пункт 1).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
Частями 1 - 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Из материалов дела следует, что административный ответчик Мигранов Р.А. согласно учетным данным налогоплательщика, налогового уведомления является собственником объектов недвижимости, в отношении которых за 2015 года в размере 14 444 рублей, за 2017 года в размере 358 410 рублей; по земельному налогу за 2017 год в размере 1126 рублей, пеня в размере 12 рублей 68 копеек (налоговое уведомление № 65098992 от 28.08.2018).
Согласно налоговому уведомлению № 78492244 от 26.10.2018 произведен перерасчет налога на имущество по объектам с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №... начислен налог на имущество за 2015 год всего 14 444 руб.
Налоговые уведомления № 65098992 от 28 августа 2018 года и №78492244 от 26 октября 2018 года направлено административному ответчику по его адресу адрес.
В связи с образовавшейся задолженностью налогоплательщику направлено требование № 2465 от 17 января 2019 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа, согласно которому у ответчика образовалась задолженность по оплате транспортного налога с физических лиц в размере 49314 рублей, пеня в размере 555 рублей 19 копеек, налога на имущество физических лиц в размере 439692 рублей, пени в размере 4950 рублей 20 копеек, по земельному налогу 1126 рублей, пеня в размере 12,68 рублей.
Срок обращения по данному требованию в суд до 28.08.2019.
Требование № 2465 от 17.01.2019 года также направлено по адресу налогоплательщика.
Таким образом, извещение налогоплательщика производилось налоговым органом надлежащим образом.
К мировому судье МИФНС России № 40 по Республике Башкортостан обратились 23.08.2019, то есть в срок, установленный законодательством.
Как следует из материалов дела, судебный приказ о взыскании с Мигранова Р.А. задолженности по соответствующим налогам был вынесен мировым судьей 23 августа 2019 года, отменен определением мирового судьи от 09 сентября 2019 года.
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд 10 января 2020 года.
Таким образом, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения в суд с данными требованиями административным истцом были соблюдены.
Также сторонами не оспаривается, что Миграновым Р.А. частично погашена задолженность на сумму 73 276 руб. 78 коп.
Размер задолженности по вышеуказанным налогам и пени подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которым судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ дана надлежащая оценка.
Административным ответчиком иного расчета задолженности по налогам и пени не представлено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание изложенные обстоятельства, пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения административных исковых требований.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что налоговый орган пропустил срок направления требования по налогу на имущество за 2015 год и пропущен срок обращения в суд по требованию о взыскании налога на имущество за 2015 год, не могут быть признаны состоятельными.
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Пунктом 3 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что направление налогового уведомления по налогу на имущество физических лиц допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Таким образом, действующее налоговое законодательство предусматривает права налогового органа включать в уведомление три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
При этом, налоговым органом в 2018 году был осуществлен перерасчет налога на имущество за 2015 год с учетом данных о всех зарегистрированных на его имя недвижимых имуществ с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №..., №....
При этом пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает право налогового органа произвести перерасчет сумму ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса (налог на имущество физических лиц) не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
С учетом изложенного, налоговый орган вправе был включить в налоговое уведомление от 26 октября 2018 года перерасчет налога на имущество физических лиц за 2015 год.
Кроме того, как указано выше административным истцом сроки для обращения в суд были соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 декабря 2018 года в удовлетворении требований о взыскании налога за 2015 года отказано в связи с истечением срока подачи иска, не является основанием для отмены решения суда.
Действительно при изучении административного дела №2а-7664/2018 установлено, что решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 декабря 2018 года в удовлетворении административного искового заявления МИФНС России №40 по РБ к Мигранову Р.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 64 161 руб., пени в размере 1454,32 руб., по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов: налог в размере 50 666 руб. – отказано.
Однако при сличении налогового уведомления №61549439 от 12 сентября 2016 года и налогового уведомления №78492244 от 26 октября 2018 года следует, что в налоговом уведомлении №78492244 от 26 октября 2018 года выставлены требования с вычетом ранее исчисленного налога по налоговому уведомлению №61549439 от 12 сентября 2016 года.
При этом, срок обращения в суд по пересчитанному налогу на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №78492244 от 26 октября 2018 года не пропущен.
Доводы апелляционной жалобы административного истца по настоящему делу направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мигранова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи Ф.Ф. Сафин
А.Н. Субхангулов
Справка: судья Соколова И.Л.