Судья Малышева И.Л. Дело № 2а-4323/2021
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 07 декабря 2021 года № 33а-5472/2021
г. Вологда
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Медведчикова Е.Г.,
судей Мещеряковой Н.В., Цветковой Л.Ю.,
при секретаре Ивановой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Варварской О.А., Тетериной Т.Ф., Яхлаковой Е.Ф., Седовой В.С., Кершуковой Е.А.,Сахаровой Т.А.,Беловой Е.А., Тисковой И.А., Супрун В.А., Ходуновой М.В., Тюгиной И.А., Мишиной А.В., Абаимовой Н.В., Макаричевой И.И., Пахолковой О.А., Трофимовой С.Н., Чистяковой Л.Н., Манинцевой Е.Е., Беловой С.С., Мининой Ю.Н., Александровой И.В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.09.2021 по административному исковому заявлению к Управлению образования мэрии города Череповца, мэрии города Череповца о признании незаконным бездействия в отношении обеспечения несовершеннолетних детей местами в доступных детских садах, возложении обязанности обеспечить несовершеннолетних детей местами в группе с двенадцатичасовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории города Череповца с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости муниципальной дошкольной образовательной организации.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Медведчикова Е.Г., объяснения представителей административных истцов Управления образования мэрии г. Череповец Ивановой Л.С., мэрии г. Череповец Глебовой Д.И., судебная коллегия
установила:
Варварская О.А., действующая в интересах несовершеннолетнего В.Р.Д., <ДАТА> года рождения, Тетерина Т.Ф., действующая в интересах несовершеннолетней Т.Е.Р., <ДАТА> года рождения, Яхлакова Е.Ф., действующая в интересах несовершеннолетних Я.Н.Ю., <ДАТА> года рождения, и Я.Л.Ю., <ДАТА> года рождения, Седова В.С., действующая в интересах несовершеннолетней С.К.А., <ДАТА> года рождения, Кершукова Е.А., действующая в интересах несовершеннолетних К.А.В., <ДАТА> года рождения, и К.К.В., <ДАТА> года рождения, Сахарова Т.А., действующая в интересах несовершеннолетнего С.М.Ю., <ДАТА> года рождения, Белова Е.А., действующая в интересах Б.Т.В., <ДАТА> года рождения, Тискова И.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Т.Н.О., <ДАТА> года рождения, Супрун В.А., действующая в интересах несовершеннолетнего С.Д.В., <ДАТА> года рождения, Ходунова М.В., действующая в интересах несовершеннолетних Х.М.Д., <ДАТА> года рождения, и Х.М.Д., <ДАТА> года рождения, Тюгина И.А., действующая в интересах несовершеннолетнего Т.Р.Р., <ДАТА> года рождения, Мишина А.В., действующая в интересах несовершеннолетнего Н.Р.Ш., <ДАТА> года рождения, Абаимова Н.В., действующая в интересах несовершеннолетней К.Е.С., <ДАТА> года рождения, Соловьева Ю.А., действующая в интересах несовершеннолетнего С.Т.Д., <ДАТА> года рождения, Макаричева И.И., действующая в интересах несовершеннолетнего М.С.Д., <ДАТА> года рождения, Пахолкова О.А., действующая в интересах несовершеннолетнего П.М.А., <ДАТА> года рождения, Трофимова С.Н., действующая в интересах Т.М.П., <ДАТА> года рождения, Чистякова Л.Н., действующая в интересах несовершеннолетних Д.С.Д., <ДАТА> года рождения, и Д.А.Д., <ДАТА> года рождения, Манинцева Е.Е., действующая в интересах несовершеннолетней М.В.М., <ДАТА> года рождения, Петровцева И.С., действующая в интересах несовершеннолетнего П.К.А., <ДАТА> года рождения, Минина Ю.Н., действующая в интересах несовершеннолетних М.М.М., <ДАТА> года рождения, и М.М.М., <ДАТА> года рождения, Белова С.С., действующая в интересах несовершеннолетней Б.А.А., <ДАТА> года рождения, Александрова И.В., действующая в интересах несовершеннолетнего А.М.А., <ДАТА> года рождения, обратились в суд с иском к Управлению образования мэрии г. Череповца, мэрии г. Череповца о признании незаконным бездействия в отношении обеспечения несовершеннолетних детей местами в доступных детских садах, возложении обязанности обеспечить несовершеннолетних детей местами в группе с двенадцатичасовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории г. Череповца с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости муниципальной дошкольной образовательной организации.
В обоснование требований указано, что несовершеннолетние дети административных истцов своевременно зарегистрированы в Управлении образования мэрии г. Череповца для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, однако до настоящего времени места в территориальной доступности (500-800 метров) не предоставлены либо предложены альтернативные места вне территориальной доступности по мотиву отсутствия свободных мест в дошкольном учреждении. Бездействие мэрии г. Череповца, Управления образования мэрии г. Череповца считают незаконным, нарушающим гарантированное право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование.
Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.09.2021 заявленные административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Варварская О.А., Тетерина Т.Ф., Яхлакова Е.Ф., Седова В.С., Кершукова Е.А., Сахарова Т.А., Белова Е.А., Тискова И.А., Супрун В.А., Ходунова М.В., Тюгина И.А., Мишина А.В., Абаимова Н.В., Макаричева И.И., Пахолкова О.А., Трофимова С.Н., Чистякова Л.Н., Манинцева Е.Е., Белова С.С., Минина Ю.Н., Александрова И.В. просят решение суда отменить. Полагают, что суд ограничился лишь констатацией факта предложения истцам свободных мест в других детских садах, не дав оценку территориальной доступности предложенных вариантов.
В возражениях мэрия г. Череповца просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Административные истцы Варварская О.А., Тетерина Т.Ф., Яхлакова Е.Ф., Седова В.С., Кершукова Е.А., Сахарова Т.А., Белова Е.А., Тискова И.А., Супрун В.А., Ходунова М.В., Тюгина И.А., Мишина А.В., Абаимова Н.В., Макаричева И.И., Пахолкова О.А., Трофимова С.Н., Чистякова Л.Н., Манинцева Е.Е., Белова С.С., Минина Ю.Н., Александрова И.В., Соловьева Ю.А., Петровцева И.С., извещенные о дате, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Представители административных ответчиков Управления образования мэрии г. Череповца Иванова Л.С., мэрии г. Череповца Глебова Д.И. просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указали, что 25.12.2021 будут сданы два детских садика в Зашекснинском районе г. Череповца, поэтому практически всем детям административных истцов будут предоставлены места в данных садиках.
От административных истцов Соловьевой Ю.А., Петровцевой И.С. поступили заявления об отказе от административного иска ввиду предоставления их несовершеннолетним детям мест в требуемых дошкольных образовательных учреждениях, последствия отказа от административного иска им разъяснены и понятны.
От лиц, участвующих деле, возражения относительно прекращения производства по делу в части требований, заявленных Соловьевой Ю.А., Петровцевой И.С., не поступали.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 статьи 46).
При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Отказ от административного иска заявлен административными истцами добровольно, подписан лицами, уполномоченными на совершение такого процессуального действия, не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации или иным федеральным законам, и не нарушает прав других лиц. Публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о принятии отказа истцов от иска и прекращении производства по делу в части административных исковых требований, предъявленных Соловьевой Ю.А., Петровцевой И.С.
При рассмотрении апелляционной жалобы остальных административных истцов судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статья 7 и 43).
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).
Федеральный закон № 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).
Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного Закона, должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений.
Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
При этом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Постановлением мэрии г. Череповца от 05.05.2011 № 1854 утвержден Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Череповца (далее – Порядок).
Согласно разделу 4 Порядка управление образования осуществляет комплектование учреждений детьми, зарегистрированными в АИС (автоматизированной информационной системе), с использованием функции автоматического комплектования ведомственной информационной системы.
Автоматическое комплектование учреждений осуществляется в АИС с учетом: возрастной категории детей; даты постановки в управлении на учет для направления в учреждения, в том числе по переводу из одного учреждения в другое; вакантных (свободных) мест в учреждениях для каждой возрастной категории детей; регистрации ребенка на определенной территории города, за которой приказом управления закреплены соответствующие учреждения.
В случае если для отдельных категорий граждан нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено право на внеочередное и первоочередное обеспечение их детей местами в учреждениях либо установлен срок, в течение которого их дети должны быть обеспечены местами в учреждениях, предоставление мест осуществляется во внеочередном, первоочередном порядке или в срок, установленный соответствующими нормативными правовыми актами в группах для детей соответствующего возраста.
В случае если при запуске автоматического комплектования в АИС не найдено в соответствии с очередностью свободное место для ребенка в учреждении, указанном родителями (законными представителями) ребенка при постановке на учет для первичного приема в учреждение, системой осуществляется автоматический поиск вакантного (свободного) места в ближайших учреждениях (с постепенным увеличением радиуса удаления от заявленного учреждения).
Предоставление муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и приему детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады) в г. Череповец осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений, постановке на учет и приему детей в образовательные учреждения, реализующие образовательную программу дошкольного образования (детские сады), утвержденным постановлением Мэрии г. Череповца от 12.09.2013 № 4273 (далее – Административный регламент).
В силу пункта 2.1.4 Административного регламента прием в дошкольные образовательные учреждения, подведомственные Управлению (далее - Учреждение), детей, состоящих на учете и зарегистрированных в автоматизированной информационной системе, эксплуатируемой Управлением (далее - АИС), осуществляется в течение учебного года в соответствии с направленными в Учреждения протоколами автоматического комплектования и протоколами заседания комиссии по дополнительному комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Череповца, сформированными Управлением в АИС.
Муниципальная подуслуга по приему детей в Учреждения осуществляется в течение 13 рабочих дней с момента обращения заявителя в Учреждение. Прием заявлений о приеме (зачислении) ребенка в Учреждение на новый учебный год осуществляется с 15 августа текущего года (пункт 2.4.3.).
Согласно пункту 2.6.3. Административного регламента для приема ребенка в Учреждение заявителю в течение 10 рабочих дней с момента опубликования протоколов автоматического комплектования на официальном сайте Управления необходимо обратиться в Учреждение, определенное для зачисления по результатам комплектования, с письменным уведомлением (по форме) для подтверждения своего согласия либо отказа от предоставленного места в Учреждении.
Дети, родители (законные представители) которых не уведомили Учреждение о согласии/отказе на зачисление ребенка в Учреждение в течение установленного срока или не ответили на уведомление о направлении ребенка в Учреждение, остаются на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в Учреждениях, при этом в АИС желаемая дата поступления в Учреждения переносится на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет. Для повторного направления ребенка в Учреждение в текущем учебном году родители (законные представители) ребенка вправе обратиться в Управление с соответствующим заявлением в комиссию по дополнительному комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Череповца (далее - Комиссия).
В случае если по результатам автоматического комплектования ребенок заявителя не был направлен в Учреждение на очередной (текущий) учебный год ввиду отсутствия свободных мест, осуществляется автоматическая постановка ребенка на учет для приема в Учреждения согласно очередности по возрастной категории ребенка на следующий учебный год, при необходимости устройства ребенка в Учреждение в текущем году родители (законные представители) ребенка вправе обратиться в Управление с соответствующим заявлением в Комиссию.
Направление (распределение) в АИС ребенка на постоянное место и последующее его зачисление и прием в Учреждение являются фактом снятия ребенка с учета нуждающихся в предоставлении мест в Учреждении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Белова С.С. является матерью несовершеннолетней Б.А., <ДАТА> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Белова С.С. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 9», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 36», МАДОУ «Детский сад № 63». В ответе от 25.03.2021 №.../ОГ-363 ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МАДОУ «Детский сад № 62», расположенном по адресу: <адрес>. По утверждению административного истца путь до данного дошкольного учреждения на общественном транспорте составляет 32 минуты, по информации мэрии г. Череповца – 31 минуту (6 км) (т. 3 л.д.80).
Варварская О.А. является матерью несовершеннолетнего В.Р., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о постановке несовершеннолетнего сына на учет для получения места в дошкольном образовательном учреждении, Варварская О.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8». В ответе ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МДОУ «Детский сад № 92», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 7,9 км, путь до него составляет 38 минут (т.1 л.д. 29-32, т. 3л.д. 77).
Тетерина Т.Ф. является матерью несовершеннолетней Т.Е., <ДАТА> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении места, Тетерина Т.Ф. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 9» (т.1 л.д. 33-38). В ответе ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МДОУ «Детский сад № 19», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 8,5 км, путь до него составляет 35 минут.
Яхлакова Е.Ф. является матерью несовершеннолетних Я.Е., <ДАТА> года рождения, Я.Л., <ДАТА> года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Яхлакова Е.Ф. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30». В ответе ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МДОУ «Детский сад № 71», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 6,9 км, путь до него составляет 21 минуту.
Тискова И.А. является матерью несовершеннолетнего Т.Н., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Тискова И.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 46» (т.1 л.д. 43-47). В ответе ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МАДОУ «Детский сад № 19», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 8.4 км, путь до него составляет 30 минут (т.3 л.д. 74).
Седова В.С. является матерью несовершеннолетней С.К. <ДАТА> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>. В ответе ей сообщено об отсутствии мест в дошкольных учреждениях по месту закрепления, при этом ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 3», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 9,6 км, путь до него составляет 42 минуты (т.1 л.д. 48-52, т.3 л.д. 79).
Кершукова Е.А. является матерью несовершеннолетних К.А., <ДАТА> года рождения и К.К., <ДАТА> года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Кершукова Е.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 98», МАДОУ «Детский сад № 46», МАОУ «Центр образования № 32». В ответе ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МАДОУ «Детский сад № 71», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 4 км, путь до него составляет 19 минут (т.1 л.д. 53-59).
Сахарова Т.А. является матерью несовершеннолетнего С.М., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Сахарова Т.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 9», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 36», МАДОУ «Детский сад № 63». В ответе ей сообщено об отсутствии мест в указанных учреждениях, при этом предложено место в МАДОУ «Детский сад № 5», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 8,3 км, путь до него составляет 30 минут (т.1 л.д. 60-63, т. 3 л.д. 202).
Белова Е.А. является матерью несовершеннолетней Б.Т., <ДАТА> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места, Белова Е.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 17». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 86», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 6,82 км, путь до него составляет 26 минут (т.1 л.д. 64-68, т.3 л.д. 77).
Супрун В.А. является матерью несовершеннолетнего С.Д., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес> Обращаясь с заявлением о предоставлении места, Супрун В.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 8. В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 72», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 5,8 км, путь до него составляет 36 минут (т.1 л.д. 69-72).
Ходунова М.В. является матерью несовершеннолетних Х.М., <ДАТА> года рождения и Х.М., <ДАТА> года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Ходунова М.В. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 98 «Родничок», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 2,45 км, путь до него составляет 16 минут (т.1 л.д. 73-81).
Тюгина И.А. является матерью несовершеннолетнего Т.Р., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места, Тюгина И.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАОУ «Центр образования № 32», МАДОУ «Детский сад № 98», МАДОУ «Детский сад № 46», МАДОУ «Детский сад № 15». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 5», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 5,7 км, путь до него составляет 29 минут (т.1 л.д. 82-86, т. 3 л.д. 198).
Мишина А.В. является матерью несовершеннолетнего Н.Р., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Мишина А.В. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 9», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 36», МАДОУ «Детский сад № 63». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 5», расположенном по адресу: <адрес> По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 6,7 км, путь до него составляет 31 минуту. (т. 1 л.д. 87-90, т. 3 л.д. 37).
Абаимова Н.В. является матерью несовершеннолетней К.Е., <ДАТА> года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Абаимова Н.В. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 63», МАДОУ «Детский сад № 9», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 36». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 71», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 6 км, путь до него составляет 26 минут (т. 1 л.д. 91-94, т.3 л.д. 53).
Соловьева Ю.А. является матерью несовершеннолетнего С.Т.Д., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Соловьева Ю.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 63», МАДОУ «Детский сад № 9», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 36». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 93», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 5,7 км, путь до него составляет 35 минут (т.1 л.д. 95-100).
Макаричева И.И. является матерью несовершеннолетнего М.С., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Макаричева И.И. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 71», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 7,2 км, путь до него составляет 25 минут. (т.1 л.д. 101-104).
Пахолкова О.А. является матерью несовершеннолетнего П.М., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Пахолкова О.А. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 9». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 72», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 7,6 км, путь до него составляет 26 минут (т.1 л.д. 105-108, т.3 л.д. 88).
Трофимова С.Н. является матерью несовершеннолетнего Т.М., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места, Трофимова С.Н. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 15». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 71», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 5 км, путь до него составляет 29 минут (т. 1 л.д. 109-115).
Чистякова Л.Н. является матерью несовершеннолетних Д.С., <ДАТА> года рождения и Д.А., <ДАТА> года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Чистякова Л.Н. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 15», МАДОУ «Детский сад № 98». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 5», расположенном по адресу: <адрес> По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 7 км, путь до него составляет 27 минут (т. 1 л.д. 116-121, т. 3 л.д. 211).
Манинцева Е.Е. является матерью несовершеннолетней М.В. М.В., <ДАТА> года рождения, зарегистрированной по адресу<адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Манинцева Е.Е. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 17», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 8». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 3», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 9,6 км, путь до него составляет 39 минут (т.1 л.д. 122-124, т. 3 л.д. 80).
Минина Ю.Н., является матерью несовершеннолетних М.М., <ДАТА> года рождения и М.М., <ДАТА> года рождения, зарегистрированных по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Минина Ю.Н. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАДОУ «Детский сад № 9», МАДОУ «Детский сад № 33», МАДОУ «Детский сад № 8», МАДОУ «Детский сад № 30», МАДОУ «Детский сад № 17». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 72», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 5,6 км, путь до него составляет 25 минут (т.1 л.д. 130-135, т. 3 л.д. 41).
Александрова И.В. является матерью несовершеннолетнего А.М., <ДАТА> года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>. Обращаясь с заявлением о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, Александрова И.В. указала в качестве предпочитаемого дошкольного учреждения МАОУ «Центр образования № 32». В связи с отсутствием свободных мест, ей предложено место в МАДОУ «Детский сад № 5», расположенном по адресу: <адрес>. По информации мэрии г. Череповца данное дошкольное учреждение располагается на расстоянии 4,98 км, путь до него составляет 24 минуты (т. 1 л.д. 136-138, т. л.д. 47).
Отказывая в удовлетворении коллективного административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что незачисление детей административных истцов в дошкольные образовательные учреждения по месту их жительства обусловлено отсутствием свободных мест в указанных учреждениях, необходимостью соблюдения прав других детей, ранее поставленных на очередь либо имеющих право на внеочередное или первоочередное представление места в дошкольных образовательных учреждениях, при этом в действиях административных ответчиков суд первой инстанции не усмотрел признаков незаконного бездействия, поскольку ими предприняты меры по обеспечению прав несовершеннолетних детей путем предложения альтернативных вариантов их устройства в дошкольные образовательные учреждения в городе Череповце, отвечающих принципу разумности географической удаленности от места жительства.
Проанализировав результаты реализации Подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования детей», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.01.2019 № 74, предусматривающей строительство в городе Череповце двух детских садов в 103 и 105 микрорайонах Зашекснинского района, исследовав Генеральный план города Череповца, утвержденный решением Череповецкой городской Думы от 28.11.2006 № 165, предусматривающий размещение на территории Зашекснинского района 24 детских садов до 2040 года, выданные в 2020 году Управлением архитектуры и градостроительства мэрии города Череповца разрешения на строительство двух детских садов в 103 мкр. на 220 мест, в 105 мкр. на 420 мест, постановления мэрии города Череповца от 13.07.2021 № 2876 о внесении изменений в муниципальную программу «Осуществление бюджетных инвестиций в социальную, коммунальную, транспортную инфраструктуры и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности города Череповца на 2014-2023 годы», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что муниципальными органами с 2005 по 2020 годы в сфере дошкольного образования города Череповца реализована система мероприятий, направленных на развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений, путем как строительства и введения в эксплуатацию новых детских садов, так и реконструкции типовых зданий детских садов, ранее использовавшихся не по прямому назначению.
Судебная коллегия с указанными выводами соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Установлено, что причиной отказа в зачислении несовершеннолетних в предпочитаемые их законными представителями детские сады послужило отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, закрепленных за истцами по месту их жительства.
При этом нарушений порядка ведения очереди, комплектования данных дошкольных образовательных учреждений не установлено, не ссылаются на них и административные истцы.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судом правомерно принято во внимание, что количество групп в дошкольном образовательном учреждении и их наполняемость определяется в соответствии с действующим законодательством, с учетом санитарных норм и условий образовательного процесса, нормативов предельной наполняемости.
Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28, приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Предоставление места детям административных истцов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по месту закрепления во внеочередном порядке, на чем по существу настаивают административные истцы, невозможно, поскольку такое предоставление повлечет нарушение прав других детей, принятых на учет ранее детей административных истцов, в том числе имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в образовательных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При этом права детей административных истцов на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных и муниципальных образовательных организациях не нарушено, поскольку им предоставлены места в других дошкольных образовательных учреждениях г. Череповца.
Доводы административных истцов о необеспечении территориальной и физической доступности предложенных мест в дошкольных образовательных учреждениях правильность выводов суда первой инстанции не опровергают.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.05.2006 № 5-П, под физической доступностью образования понимается безопасная физическая досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, как правило, в пределах одного муниципального образования, либо путем получения доступа к современным технологиям.
По смыслу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» орган, уполномоченный принимать решения по обеспечению дошкольного образования несовершеннолетних, в случае отсутствия мест в заявленном образовательном учреждении вправе и обязан предложить альтернативные варианты, исходя из подведомственной ему территории.
В рассмотренном случае такая территория определяется границами города Череповца как муниципального городского округа.
Как следует из информации, представленной мэрией г.Череповца, предложенные административным истцам места в других дошкольных образовательных учреждениях г.Череповца находились на разумном географическом удалении от их места жительства (не превышающем более 10 км).
С учетом развитой системы общественного транспорта города путь к предложенным дошкольным учреждениям являлся приемлемым и составлял в среднем 20- 40 минут.
Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 2.1.2 СП 2.4.3648-20, в соответствии с которым расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного образования, до жилых зданий должно быть не более 500 м, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку данные требования подлежат применению при размещении объектов хозяйствующим субъектом (пункт 2.1 СП 2.4.3648-20), а не при комплектовании дошкольных образовательных учреждений.
Таким образом, разрешая поданное исковое заявление, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований административного процессуального законодательства.
Правовых доводов, влекущих отмену решения, а также ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.09.2021 в части отказа в удовлетворении исковых требований Петровцевой И.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.К.А., и Соловьевой Ю.А., действующей в интересах несовершеннолетнего С.Т.Д., к Управлению образования мэрии г. Череповца, мэрии г. Череповца о признании незаконным бездействия в отношении обеспечения несовершеннолетних детей местами в доступных детских садах, возложении обязанности обеспечить несовершеннолетних детей местами в группе с двенадцатичасовым пребыванием в муниципальной дошкольной образовательной организации на закрепленной территории г. Череповца с учетом территориальной доступности, выражающейся в безопасной физической досягаемости муниципальной дошкольной образовательной организации, отменить.
Производство по административному исковому заявлению Петровцевой И.С., действующей в интересах несовершеннолетнего П.К.А., Соловьевой Ю.А., действующей в интересах несовершеннолетнего С.Т.Д. прекратить.
В остальном решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 13.09.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Варварской О.А., Тетериной Т.Ф., Яхлаковой Е.Ф., Седовой В.С., Кершуковой Е.А., Сахаровой Т.А., Беловой Е.А., Тисковой И.А., Супрун В.А., Ходуновой М.В., Тюгиной И.А., Мишиной А.В., Абаимовой Н.В., Макаричевой И.И., Пахолковой О.А., Трофимовой С.Н., Чистяковой Л.Н., Манинцевой Е.Е., Беловой С.С., Мининой Ю.Н., Александровой И.В. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: