Решение по делу № 2-1109/2022 от 02.03.2022

УИД: 92RS0004-01-2022-000795-51

Дело № 2-1109/2022

                РЕШЕНИЕ

                Именем Российской Федерации

26 декабря 2022 года                                               г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

Председательствующего судьи Кузнецова В.В.

при помощнике судьи                Потяка И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аносовой Светланы Николаевны к Щербатко Валерию Дмитриевичу, Департаменту по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя, третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении границ земельного участка,

    УСТАНОВИЛ:

Аносова С.Н. обратилась в суд с иском к Щербатко В.Д. в котором просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, о земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО4 имеющего следующие координаты:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером ФИО4 имеющего следующие координаты:

Контур 1:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

Контур 2:

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что Аносовой С.Н. принадлежали 2/5 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи доли дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО5 в реестре за , а также на основании договора купли-продажи доли жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом ФИО6 в реестре за что подтверждалось записью в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании соглашения о прекращении общей долевой собственности указанный жилой дом был разделен на 2 жилых блока, в результате чего у Аносовой С.Н. возникло право собственности на самостоятельный жилой дом (жилой блок) с кадастровым номером о чем в ЕГРН сделана запись от ДД.ММ.ГГГГ .

Указанный жилой дом (жилой блок) расположен на земельном участке с. кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес> площадью 822 кв.м., и на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадью 407 кв.м., которые также принадлежат Аносовой С.Н., что подтверждается записью в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ .

Границы земельных участков сложились на местности более 15 лет назад и представляют собой единое землепользование, огражденное забором. Смежным земельным участком является земельный участок с кадастровым номером , остальные границы участков граничат с неразграниченными землями государственной собственности.

С указанного времени границы земельного участка не менялись. Между тем в ходе кадастровых работ по разделу жилого дома и кадастровых работ по уточнению границ земельных участков с кадастровыми номерами , было выявлено, что фактические границы указанных земельных участков, не соответствуют границам указанных земельных участков, содержащимся в ЕГРН, и в государственных актах на право собственности на земельные участки.

В этой связи Аносова С.Н. обратилась с заявлением о государственном кадастровом учете изменений в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, представив соответствующие межевые планы, однако получила уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета по причине того, что конфигурация уточняемого земельного участка не соответствует государственным актам на право собственности на земельные участки.

Вместе с тем кадастровый инженер в межевом плане указывал, что основанием для подготовки межевого плана явилась фактическая геодезическая сьемка участка, технический паспорт домовладения, а также ортофотоплан местности. Кроме этого в межевые планы были включены акты согласования местоположения границ участков в которых содержались подписи правообладателя смежного земельного участка – Щербатко В.Д.

    Далее истец уточнил исковые требования, согласно которым просит суд установить границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> соответствии с заключением землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ -С проведённой <данные изъяты> согласно следующих координат:

№ п/п Координаты
X Y
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

    Установить границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> соответствии с заключением землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проведённой <данные изъяты> согласно следующих координат:

    Контур 1

<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

    Контур 2

<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

    Истец Аносова С.Н. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии истца в порядке ст.167 ГПК РФ.

    Ответчик Щербатко В.Д. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.

    Ответчик Департамент по имущественным и земельным отношениям Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика в порядке ст.167 ГПК РФ.

    Третье лицо Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии представителя третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.

Исследовав представленные письменные доказательства и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства, с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд считает, что истец доказал законность и обоснованность своих требований в силу следующих причин.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ - права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с п. 2 ст. 6, ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности, имеющую границы, которые описаны и удостоверены в установленном законом порядке. Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер, определены его местоположение, границы. Установление границ производится в определенном порядке, в частности межеванием.

В соответствии с действующим законодательством объектом земельных, гражданских, иных правоотношений земельный участок может быть при условии, что в установленном порядке определены (описаны и удостоверены) его границы.

Судом установлено, что решением исполнительного комитета <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. передан бесплатно в частную собственность <данные изъяты> ФИО7 земельный участок площадью 407.0 кв.м., расположенный в <адрес> предоставленный для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.

Согласно государственного акта на право частной собственности на землю серия от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 0,0407 га, принадлежит на праве собственности ФИО7

Как усматривается из материалов дела истцу Аносовой С.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, площадью 407 кв.м. и земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> площадью 822 кв.м., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

В силу статей 68, 70 Земельного кодекса РФ формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета.

Подтверждением существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи, являются сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Одним из основных сведений в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», позволяющих определить земельный участок, в качестве индивидуально определенной вещи является - описание местоположения границ земельных участков. Границы земельного участка – это линии, определяющие пределы земельного участка. Устанавливаются на местности (в натуре) и фиксируются в документах установленной формы (планы, чертежи границ). Чтобы установить границы земельного участка на законном основании, проводится межевание земельного участка.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.

В соответствии со ст.304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости - это свод достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В статье 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» указан порядок согласования местоположения границ земельных участков. В соответствии с вышеуказанной статьей, если в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ испрашиваемого земельного участка или границ смежных с ним земельных участков, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками, принадлежащими им на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды (далее – заинтересованные лица), если уточнены границы участка, в отношении которого проводились работы, или смежных участков, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).

Согласно с ч. 7 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах недвижимости.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п. 8 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ).

Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального Закона №218-ФЗ), в том время как в силу п. 2 ч. 6 ст. 43 Федерального закона № 218-ФЗ копия документа о разрешении земельного спора о местоположении границ земельных участков в судебном порядке является основанием для исключения сведений о наличии спора о местоположении границ земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

В силу ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель используются документы, подготовленные в результате проведения землеустройства. Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Федеральным законом от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» (далее - Закон о землеустройстве).

В соответствии со ст. 17 Закона о землеустройстве порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п. 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 №688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В соответствии с п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно части 7 ст. 38 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со ст. 22 Федерального Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о земельных участках, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке.

Местоположение границ земельных участков устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. В случае если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательств о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ в текстовой части межевого плана.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч.5 ст. 40 № 221-ФЗ).

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ №10 Пленума ВАС №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся в частности, иски об установлении границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно пункту 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Исходя из ч. 9 ст. 38 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Таким образом, границы земельного участка должны определяться по фактическому землепользованию, с учетом предусмотренных нормативов и при отсутствии правоустанавливающих документов границы такого участка определяются по фактическому пользованию, которое существует более 15 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

По ходатайству истца по делу проведена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению землеустроительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ выполненного <данные изъяты> экспертом установлено, что территория земельных участков с кадастровым номером по адресу: <адрес> с кадастровым номером по адресу: <адрес> представляет собой единое землепользование, огороженное забором, внутри которого расположен жилой дом с кадастровым номером и прочие сооружения. Общая площадь данных земельных участков фактически составляет 1794 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.10.2021г. граница земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Местоположение земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, на дату его формирования было определено государственным актом на право частной собственности на землю серия от ДД.ММ.ГГГГ.

В техническом отчете на земельный участок, содержащегося в архиве Главного управления Госземагентства Украины в г. Севастополе отсутствует каталог координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, определяющий местоположение данного земельного участка на момент его формирования.

Определить границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> согласно правоустанавливающей документации, не представляется возможным. Площадь земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> согласно государственному акту на право частной собственности на землю серия от ДД.ММ.ГГГГ и согласно сведениям ЕГРН составляет 407 кв.м.

Экспертом установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: г. Севастополь, <адрес> земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> согласно сведениям ЕГРН.

Наложение фактических границ земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> на границы земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> согласно сведениям ЕГРН составляет от 0 м до 1.22 м, и находится в следующих координатах:

№ п/п Координаты, м
X Y
1 <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

Площадь наложения составляет 7 кв.м.

Согласно государственному акту на право частной собственности на землю серия от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес> является смежным с земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>, то есть имеют общую границу.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о местоположении смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами и , и земельным участком с кадастровым номером

Экспертом установлено, что фактическая смежная граница между земельными участками с кадастровыми номерами и , и земельным участком с кадастровым номером не соответствует данной смежной границе между земельными участками согласно сведениям ЕГРН. Несоответствие значений координат характерных точек границы находится в диапазоне от 0 м до 5,44 м.

Причиной несоответствия смежной границы (в том числе и наложения) между земельными участками с кадастровыми номерами и , и земельным участком с кадастровым номером , является допущенная ошибка при геодезических измерениях земельного участка с кадастровым номером , в части смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами и , и земельным участком с кадастровым номером

Экспертом было установлено, что фактическая площадь земельных участков с кадастровыми номерами и , составляет 1794 кв.м.

Площадь земельного участка с кадастровым номером согласно государственному акту на право частной собственности на землю серия от 15.07.1995г. и согласно сведениям ЕГРН составляет 407 кв.м.

Площадь земельного участка с кадастровым номером согласно государственному акту на право частной собственности на землю серия от 17.10.2001г. и согласно сведениям ЕГРН составляет 822 кв.м.

Общая площадь земельных участков с кадастровыми номерами и согласно государственным актам и сведениям ЕГРН, составляет 1229 кв.м.

Разница в площади составляет 1794 кв.м. - 1229 кв.м. = 565 кв.м, (фактическая площадь земельных участков больше площади земельных участков согласно сведениям государственных актов и сведениям ЕГРН на 565 кв.м).

Превышение фактической площади земельных участков с кадастровыми номерами и , площади, сведения о которой содержатся в государственных актах и сведениях ЕЕРН, составляет 46%, что противоречит требованиям Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ.

Экспертом вариант установления границ земельных участков с кадастровыми номерами и по фактическому землепользованию экспертом не рассматривается, в связи с превышением фактической площади документальную площадь на величину более 10%.

Также экспертом установлено, что разработать вариант установления границ земельных участков с кадастровыми номерами и согласно координатам поворотных точек границ земельных участков, определяющим местоположение данных земельных участков на момент их формирования, не представляется возможным.

Согласно Письму Минэкономразвития России от 06.11.2018г. «Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ»: отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка является основанием для уточнения границ земельного участка.

Экспертом разработан один вариант установления границ земельных участков с кадастровыми номерами и , с учетом:

-    фактического расположения существующих ограждений, геодезические измерения которых были проведены во время экспертного осмотра;

-    сведений о местоположении зданий (жилых домов) с кадастровыми номерами и согласно ЕГРН;

-    обслуживающей территории перед жилым домом с кадастровым номером

-    длин границ земельных участков от фасадной до тыльной границы не превышающих длины границ согласно государственным актам;

-    площади земельных участков, не превышающих 10% от исходных площадей, в следующих координатах:

Каталог координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером

<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

Площадь земельного участка с кадастровым номером составит 446 кв.м.

Каталог координат поворотных точек границ земельного участка скадастровым номером

    Контур 1

<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

    Контур 2

№ п/п <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

Общая площадь земельного участка с кадастровым номером составит 903 кв.м.

В силу ч. 2 ст. 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами, оно не имеет для суда заранее установленной силы.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключение эксперта, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", выводы эксперта мотивированы, ход исследования достаточно полно описан, в которых заключение выглядит логичным, эксперт до начала проведения экспертизы предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Оснований для назначения дополнительной либо повторной экспертизы не имеется, поскольку нарушений, которые бы ставили под сомнение выводы эксперта, при составлении заключения не установлено, заключение соответствует требованиям ст.86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо неясностей или неполноты заключение не содержит.

Возражений относительно неполноты, неясности, противоречий, дающих основания сомневаться в обоснованности и достоверности вывода эксперта стороны не заявляли.

Каких-либо противоречий между выводами, изложенными в исследовательской части судебной экспертизы и фактическими обстоятельствами дела, судом также не установлено.

Согласно ст.42.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Статьей 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ "О кадастровой деятельности" определено, что при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.

При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов.

Установленные экспертом координаты участка данным требованиям отвечают.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Заявить иск об установлении границ земельного участка вправе гражданин, который обладает этим земельным участком на праве собственности, на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды государственного (муниципального) участка со сроком договора более пяти лет (ч. 3 ст. 39 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").

Все собственники и пользователи равны в своих права, в способах защиты, права всех владельцев подлежат равной защите и охране. (ч.2 ст.8, ч.1 ст.15, ч.1 ст.17, ч.1,2 ст.18, ст.35, 36, ст.45 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст.11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 (заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

Статьей 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Согласно абз.2 ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исходя из смысла п. 9 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Как установлено судом, границы участков истца существуют в неизменном виде более 15 лет, закреплены на местности искусственным сооружением. Учитывая изложенное, требования закона, выводы землеустроительной экспертизы, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Установить границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> согласно следующих координат:

<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

    Установить границы земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> согласно следующих координат:

    Контур 1

№ п/п <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

    Контур 2

<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>
<адрес> <адрес> <адрес>

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                                   В.В. Кузнецов

Решение в окончательной форме изготовлено 09 января 2023 года.

2-1109/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Аносова Светлана Николаевна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Щербатко Валерий Дмитриевич
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Кузнецов Валерий Васильевич
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
02.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2022Передача материалов судье
04.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2022Подготовка дела (собеседование)
16.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
15.11.2022Производство по делу возобновлено
30.11.2022Судебное заседание
26.12.2022Судебное заседание
26.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее