Дело №2-3547/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Емельяново 25 августа 2015 года
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
с участием прокурора Свириденко С.А.
при секретаре Рудикове С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Яковлева Е.В. об оспаривании решения Избирательной комиссии Муниципального образования Мининский сельсовет <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Яковлева Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Избирательной комиссии Муниципального образования Солонцовский сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в качестве кандидата на должность депутата по округу № Гайдук И.А..
Требования мотивированы тем, что решением Муниципального образования Солонцовский сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Гайдук И.А. зарегистрирован в качестве кандидата на должность депутата по округу № Считает указанное решение избирательной комиссии незаконным, нарушающим равные избирательные права кандидатов, поскольку оно принято с существенным нарушением норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту ФЗ № 67-ФЗ) и <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. (далее по тексту - <адрес> № 8-1411). Так, в организующую выборы избирательную комиссию не было представлено решение о назначении уполномоченного представителя; справка избирательного объединения, в которой указан номер и дата выдачи Свидетельства (регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ) не совпадают с представленным свидетельством ЕГРЮЛ под учетным номером № от ДД.ММ.ГГГГ; при этом в данном свидетельстве ЕГРЮЛ указано, что ранее выданное свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ не применяется; в заявлении, поданном Гайдук И.А. в окружную избирательную комиссию отсутствует наименование избирательного округа; в избирательную комиссию не представлен первый финансовый отчет; в материалы дела представлено решение местного Емельяновского отделения партии, в то время, когда Гайдук И.А. зарегистрирован в <адрес>, а не в <адрес>.
В судебном заседании Красильникова Н.А. и ее представитель ФИО7 (действующая по устному ходатайству) поддержали заявленные требования, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
В судебном заседании Гайдук И.А. и его представители ФИО8, ФИО9 (действующие по устному ходатайству) возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что все сведения по кандидату в депутаты были поданы в полном объеме. Избирательная комиссия рассмотрев указанные документы, не нашла нарушений. Извещение о выявлении неполноты сведений о кандидате или о несоблюдении требований закона к оформлению документов, Гайдук И.А. не получал.
В судебное заседание председатель Избирательной комиссии МО Солонцовский сельсовет <адрес> ФИО10 не явилась, была надлежащим образом извещена. В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования заявителя не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Нормативным правовым актом, регулирующим выборы в органы местного самоуправления в <адрес>, является <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1411 (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 13-6405) "О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>".
Согласно пункту 5.2. статьи <адрес> при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 23 и пункте 5 статьи 24 настоящего Закона, кандидаты, выдвинутые избирательными объединениями, представляют в соответствии с пунктом 9 статьи 24 настоящего Закона в соответствующие избирательные комиссии следующие документы:
а) удостоверенную руководителем избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
б) для общественных объединений (за исключением политических партий) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
в) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата;
г) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения.
Согласно ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16 или 16.2 настоящей статьи.
В силу подп. "в" п. 24 ст. 38 указанного выше Федерального закона основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Красильникова Н.А. оспаривая решение избирательной комиссии о регистрации Гайдук И.А. кандидатом, указала, что избирательным объединением не было представлено решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения.
В соответствии с пп. 1 - 3 ст. 32 названного выше Федерального закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на выборную должность двумя способами: непосредственно либо в составе списка кандидатов.
При этом непосредственное выдвижение кандидатов, то есть вне списка, может быть осуществлено путем самовыдвижения или выдвижения избирательным объединением.
Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
Указанные положения полностью согласуются и с положениями ст. 35 Федерального закона N 67-ФЗ, в соответствии с пунктом первым которой избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата.
Из содержания приведенных норм следует, что избирательное объединение вправе выдвинуть кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам непосредственно и список кандидатов по единому избирательному округу. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам Федеральный закон не предусматривает.
Подобное толкование вытекает и из п. 9 ст. 32 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому одно и то же избирательное объединение на одних и тех же выборах вправе одновременно выдвинуть (непосредственно) кандидата по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов.
Принимая во внимание, что в данном случае выдвижение кандидата в депутаты Муниципального образования Солонцовского сельсовета <адрес> производилось не в составе списка, а непосредственно, представление таких документов для регистрации Гайдук И.А., как решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, не требовалось.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Из материалов дела следует, что Гайдук И.А. является членом политической партии «ФИО2» в <адрес>. Данное решение до настоящего времени не оспорено.
Из пояснений в судебном заседании Гайдук И.А. следует, что он постоянно находится в <адрес>, осуществляет строительство дома.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не содержит исчерпывающего перечня возможных мест временного пребывания избирателей, как не содержит и отсылочной нормы к положениям Федерального закона "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Местное самоуправление в <адрес> осуществляется на всей его территории в границах муниципальных округов <адрес>.
В связи с чем, в соответствии с установленными законодательством гарантиями прав граждан, Гайдук И.А. вправе осуществлять свои права на местное самоуправление в муниципальном образовании МО Солонцовский сельсовет <адрес> путем непосредственного выдвижения кандидата избирательным объединением.
Вопреки доводам заявителя, в материалы дела представлен финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата при проведении выборов депутатов Солонцовского сельского совета депутатов в <адрес> Гайдук И.А., а также выписка из лицевого счета.
Согласно ч.2 ст. 33 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Исходя из смысла указанной нормы права, только недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, может служить основанием только для исключения из списка кандидатов соответствующих кандидатов.
Поскольку, как указано выше, перечень основания для отказа в регистрации является исчерпывающим, представляется, что недостоверность иных сведений, таких как неуказание «Муниципальное образование» и указание округ № Солонцовский сельский совет депутатов <адрес>, не может служить основанием для отказа в регистрации по подпункту "е" п. 23 ст. 38 вышеуказанного Закона.
Согласно п.1.1. ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 784-О-О, пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает право кандидата в течение срока, определенного в названной норме, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.
Отказ в регистрации кандидата должен рассматриваться как мера, обусловленная многочисленными нарушениями избирательного законодательства, и только при невозможности устранения этих нарушений вплоть до дня решения вопроса о регистрации на заседании избирательной комиссии.
Указанное заявление Гайдук И.А. было принято избирательной комиссией, о выявлении неполноты сведений о кандидате или о несоблюдении требований закона к оформлению документов, Гайдук И.А. не извещался.
Вопреки доводам заявителя, свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации регионального отделения Политической партии «ФИО2» надлежащим образом заверено Председателем Совета регионального отделения Прлитической партии ФИО2 Н.В., в нем указан государственный регистрационный номер №
В справке, выданной Председателю Совета местного отделения Политической партии ФИО2 в <адрес> ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, указан регистрационный номер политической партии № от ДД.ММ.ГГГГ. Отсутствие в справке государственного регистрационного номера политической партии №, не является основанием для отмены решения Избирательной комиссии Муниципального образования Солонцовский сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в качестве кандидата на должность депутата по округу № Гайдук И.А.
Учитывая, что в Устав регионального отделения Политической партии «ФИО2» периодически вносятся изменения и дополнения, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> выдается новое свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации. В связи с чем доводы заявителя об удовлетворении заявленных требований не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ином толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Красильникова Н.А. об отмене решения Избирательной комиссии Муниципального образования Солонцовский сельсовет <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации в качестве кандидата на должность депутата по округу № Гайдук И.А., отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2015 года.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева