Дело №2-1497/16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 июня 2016 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Хорьковой Л.А. при секретаре судебного заседания Докучаевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Центравтомагистраль») к Пелевиной А.В. об определении размера возмещения за принудительное изъятие недвижимости для нужд Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к Пелевиной А.В. об определении размера возмещения за земельный участок площадью <данные изъяты>м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий Пелевиной А.В., в сумме <данные изъяты> рублей, включающую в себя стоимость земельного участка в сумме <данные изъяты> рублей, убытки, причиненные изъятием земельного участка в сумме <данные изъяты> рублей.
В обоснование иска ссылается на то, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждена Федеральная целевая программа «развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)», в рамках которой действует подпрограмма «Автомобильные дороги» в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге <адрес>, Московская область».
В соответствии с распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ года №р, и после акта выбора земельного участка, схемы расположения земельного участка документации по планировке территории, на основании которых земельный участок попал в зону строительства транспортной развязки, истец совершил комплекс мероприятий в целях изъятия для нужд РФ земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>.м., образованного в результате проведённых кадастровых работ из земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащего ответчику на праве собственности.
По результатам оценки земельного участка, а также размера убытков, ответчику предложено возмещение в размере <данные изъяты> рублей в счет рыночной стоимости земельного участка, а также <данные изъяты> рублей в счет возмещения убытков, причиненных изъятием земельного участка.
Поскольку ответчик изначально выражал несогласие с соглашением об изъятии земельного участка согласно определенного размере возмещения и отказался от его подписания истцом реализовано право на обращение в суд в целях определения размера возмещения за указанный земельный участок.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кевр Андрей Анатольевич заявленные требования поддержал, выразив не согласие с результатами проведенной по делу экспертизы.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал в части изъятия земельного участка, ссылаясь на незаконные действия со стороны истца, а именно: отсутствует отчет об оценке, в связи с чем, представитель ответчика выразил несогласие с условиями изъятия земельного участка, тем временем, согласился с результатами судебной экспертизы, с суммой, заявленной экспертом после проведения судебной экспертизы.
Представитель третьего лица – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, мнение по иску не выразил.
Представитель третьего лица – представитель Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации («Росавтодор») в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, мнение по иску не выразил.
Суд, выслушав представителя истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года в оперативном управлении и на балансе ФКУ «Центравтомагистраль» находится автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-104 Москва-Дмитров-Дубна.
В судебном заседании установлено, что постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года № утверждена Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2010-2020), в рамках которой действует подпрограмма «Автомобильные дороги» в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. № «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге <адрес>».
Во исполнение данного постановления Росавтодор, ФКУ «Центравтомагистраль» производится комплекс мер, направленных на изъятие земельных участков путем возмещения.
Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № №, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Пелевиной А.В., вошел в зону строительства транспортной развязки на автомобильной дороге А-104 Москва-Дмитров-Дубна на пересечении <адрес> Московская область» в соответствии с представительным актом согласования места размещения транспортной развязки Администрации Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г., постановлением Администрации Дмитровского муниципального района Московской области №П от ДД.ММ.ГГГГ г. о согласовании акта № выбора земельного участка для строительства (л.д. 62-63), распоряжением Росавтодора №-р от ДД.ММ.ГГГГ г. «О предварительном согласовании места размещения объекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге <адрес> Московская область», которым утвержден акт выбора земельного участка (л.д. 64-65).
Распоряжением Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ года №№р утверждена документация по планировке территории объекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге <адрес> Московская область» (л.д. 66).
ООО «Совтлайн» по заказу ООО «ВТМ дорпроект» произвел оценку земельного, подлежащего изъятию, по результатам которой оценка рыночной стоимости данного объекта составила <данные изъяты> рублей, а также расчет убытков составил <данные изъяты> рублей (л.д. 69-70).
Собственник вышеуказанного недвижимого имущества был извещен о предстоящем изъятии земельного участка. Ответчику с предложением о заключении договора выкупа земельного участки были направлены документы сопроводительным письмом ФКУ «Центравтомагистраль» от ДД.ММ.ГГГГ года №, которые содержали копию распоряжения Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ года №№р, материалы из отчета об оценке № «Определения выкупной цены» вышеуказанного имущества, проект соглашения об изъятии земельного участка для государственных нужд, что подтверждается почтовым уведомлением в адрес ответчика от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений пункта 1 статьи 56.2. Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
В соответствии с п.4 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ правообладателю земельного участка в обязательном порядке должен быть направлен отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 5.4.1(1). Положения о Федеральном дорожном агентстве, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года №374, Федеральное дорожное агентство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принятие решений об изъятии, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, а также о резервировании земель для указанных целей.
Согласно пункта 3.3.14. Устава Федерального казённого учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства» в цели деятельности учреждения входит проведение комплекса мероприятий по изъятию, в том числе заключение соглашений об изъятии, земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также по регистрации соответствующих прав на них, резервированию земель для государственных нужд, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения и формирования полос отвода, на основании решений Федерального дорожного агентства.
Таким образом, органом, уполномоченным на принятие решения о выкупе земельного участка для федеральных нужд, в том числе и в связи с нахождением в зоне отчуждения, невозможностью использования по назначению объектов недвижимости, является Федеральное дорожное агентство (Росавтодор).
Ответчику Пелевиной А.В. на на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л,д.118)
В рамках мероприятий по подготовке документов для изъятия земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., проведены кадастровые работы, и из земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. был выделен спорный земельный участок.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ года №№р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта «Строительство транспортной развязки на автомобильной дороге А-104 Москва-Дмитров-Дубна на пересечении с <адрес>, Московская область», предусмотрено изъятие путём выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации объектов земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Пелевиной А.В.; ФКУ «Центравтомагистраль» поручено обеспечить выполнение комплекса мероприятий по изъятию земельных участков.
Истцом в рамках реализации установленного законом порядка изъятия земельного участка в адрес ответчика направлено предложение о заключении соглашения об изъятии земельного участка, однако ответчик от его подписания отказался.
Согласно статьи 282 Гражданского кодекса РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 1); принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (пункт 2).
В соответствии с положениями статьи 279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (пункт 1); в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком (пункт 2); решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (пункт 3); со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка. В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств (пункт 4); правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5); сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом (пункт 6).
В силу положений статьи 56.2 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения).
С учётом вышеизложенных положений нормативно-правовых актов, судом установлено, что Федеральным дорожным агентством, как органом, уполномоченным в силу п.5.4.1 (1) Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года №374, на принятие решений об изъятии, в том числе выкупа, для федеральных нужд земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, принято распоряжение от 15 июля 2015 года №1226-р, которым предусмотрено изъятие путём выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:04:0070513:556 площадью 518 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский, участок № 75, принадлежащего ответчику.
Истец при предъявлении настоящих требований просит установить размер возмещения в сумме <данные изъяты> рублей, в том числе убытки <данные изъяты> рублей, ссылаясь на Отчёт, подготовленный ООО «СОВТЛАЙН». В судебном заседании данный отчёт ответчиком оспаривается.
Для правильного разрешения спора судом была назначена и проведена оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО "экспертное юридическое бюро «Гарбор» согласно заключению которой, рыночная стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с к№ № находящегося по адресу: <адрес> по состоянию на день проведения экспертизы составляет <данные изъяты> рублей. Действительный размер убытков, причиненный изъятием для государственных нужд земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с к.н. №. находящийся по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты> ( в т.ч. зеленые насаждения <данные изъяты> рублей, улучшения земельного участка <данные изъяты> руб., упущенная выгода <данные изъяты> руб.)
Суд полагает принять за основу экспертное заключение в качестве письменных доказательств по делу при определении рыночной стоимости спорного земельного участка, как соответствующее требованиям, установленным Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", мотивированным и обоснованным, подтвержденным иными доказательствами по делу.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца об определении размера возмещения за земельный участок и убытков, причиненных изъятием спорного земельного участка поскольку Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года об изъятии земельных участков вынесено правомочным органом - Федеральным Дорожным агентством Министерства Транспорта РФ, то есть органом исполнительной власти РФ, уведомление о предстоящем выкупе земельных участков было получено ответчиком, что подтверждается почтовым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ года №, о предстоящем изъятии земельных участков путем их выкупа.
Факт использования земельных участков для строительства автодороги в ходе судебного разбирательства ответчиком не оспаривался.
Доводы представителя истца о несогласии с представленным экспертным заключением являются несостоятельными, поскольку экспертом даны исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы.
Доводы ответчика о несогласии с разделом земельного участка также судом приняты быть не могут, поскольку экспертом определены соответствующие убытки, и выкупная цена спорного участка соответствует его рыночной стоимости с учетом убытков
При проведении экспертизы, истцом никаких расходов не понесено, при этом обязанность по оплате за проведение экспертизы было возложено на истца. поскольку ходатайство о назначении экспертизы было заявлено истцом..
Учитывая, что экспертом при предоставлении экспертного заключения было заявлено о взыскании с ООО ЭЮБ «Гарбор» оплаты за проведение экспертизы, то суд, с учетом частичного удовлетворения иска, полагает взыскать в равных долях с истца и ответчика расходы по оплате труда эксперта, т.е. по <данные изъяты> рублей с каждого.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям. Оснований для выхода за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных законом, суд по настоящему делу не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 279, 281, 282 ГК РФ, ст.56,57,67, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФКУ «Центравтомагистраль» – удовлетворить частично.
Определить размер возмещения за земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащий Пелевиной А.В., в том числе убытки в размере <данные изъяты>
Данная денежная сумма подлежит взысканию с Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Центральная Россия» Федерального дорожного агентства» в пользу Пелевиной А.В. в связи с принудительным изъятием земельного участка для нужд Российской Федерации.
Данное решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав.
Взыскать с ФКУ «Центравтомагистраль» и Пелевиной А.В. в пользу ООО ЭЮБ «Грабор» расходы за проведение экспертизы по <данные изъяты> рублей с каждого <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца с подачей жалобы через Дмитровский городской суд Московской области.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 18 августа 2016 года.