Дел(УИД)58RS0012-01-2021-002005-32
производство № 2-828/2021
Решение
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года г. Каменка
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.А.,
при секретаре Макеевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновой Марины Владимировны к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным отказа о включении в специальный стаж периоды педагогической деятельности,
установил:
Ульянова М.В. обратилась в суд с иском к ОПФР по Пензенской области о признании незаконным отказа о включении в специальный стаж периоды педагогической деятельности. В обоснование заявленного требования указывает, что 04.08.2021она обратилась к ответчику с заявлением об оценке её пенсионных прав, заявив при этом более 25 лет педагогической деятельности. Решением ответчика в её специальный стаж не был принят период работы в том числе: с 01.01.2001 по 31.08.2009 в должности преподавателя внеклассной работы в МОУ СОШ с. Лермонтово по причине того, что она принята на работу по совместительству. С чем она не согласна, так как весь указанный период она имела педагогические часы в школе и преподавала уроки музыки. В связи, с чем просит суд с учетом уточнения признать решение Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменка Пензенской области (межрайонное) от 10.08.2021 года № 210000018492/068-342135/21 незаконным в части не включения в специальный стаж период с 01.09.2001 по 31.08.2009 в должности преподавателя внеклассной работы в МОУ СОШ с. Лермонтово. Определить ей специальный стаж на соответствующих видах работ на 06.05.2021 года 25 лет. Обязать ОПФР по Пензенской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период с 01.09.2001 по 31.08.2009 в должности учителя музыки МОУ СОШ с. Лермонтово Белинского района Пензенской области.
В судебном заседании истец Ульянова М.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что она весь спорный период имела педагогические часы учителя музыки. Просит суд удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика ОПФР по Пензенской области Царапкина М.В., действующая на основании доверенности исковые требования не признала, в суде пояснила, что истцом не доказано выполнении педагогической деятельности в спорный период. Просит суд отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица МОУ СОШ с. Лермонтово Белинского района Пензенской области – Сорокина Н.В. считает исковые требования законными, в суде пояснила, что истица весь спорный период преподавала уроки музыки в начальных и старших классах.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости были предусмотрены и ранее действовавшим Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В частности, трудовая пенсия по старости назначалась ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).
Подпунктом «м» п. 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список от 29 октября 2002 года № 781).
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность учителя, а п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки (п. 6 Правил).
Из изложенных нормативных положений следует, что устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Таким образом, Правилами от 29 октября 2002 года № 781 определены различные критерии зачета в специальный стаж лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, периодов работы в должностях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 года № 781: для учителей - это выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы; работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
В соответствии с пп. «в» п. 6 ст. 7 Закона Пензенской области «Об административно-территориальном устройстве Пензенской области» от 09 марта 2005 года № 774-ЗПО, село Лермонтово Белинского района, в котором работает истец, относится к сельским населенным пунктам.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина, в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Аналогичное правило предусмотрено и в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из материала дела следует, что истец Ульянова М.В., зарегистрированная 23.12.1997 в системе обязательного пенсионного страхования, 04.08.2021 обратилась к ответчику с заявлением об оценке пенсионных прав на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях «№ 400-ФЗ от 28.12.201.
Решением ответчика от 10.08.2021 № 210000018492/068-342135/21 истцу было отказано в назначении заявленной пенсии из-за отсутствия необходимого 25 лет специального стажа, из подсчета которого ответчик исключил период с 01.01.2001 по 31.08.2009 (8 лет 8 месяцев) в должности преподавателя внеклассной работы в МОУ СОШ с. Лермонтово, поскольку Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2020 № 781 не предусматривает включение в педагогический стаж работу в должности преподавателя внеклассной работы. По мнению ответчика, специальный стаж истца по состоянию на 03.08.2021 составляет 17 лет 2 месяца 29 дней.
Согласно записям в трудовой книжке Ульянова М.В.01.09.1995 принята преподавателем Лермонтовской ДШИ по классу баяна в Лермонтовскую детскую школу искусств. 31.12.2005 г освобождена от занимаемой должности.
01.01.2006 принята на должность преподавателя по классу народных инструментов в МОУ СОШ ДОД ДШИ Белинского района. Уволена с 01.06.2009. с 01.09.2009 работает в МОУ СОШ с. Лермотово Белинского района Пензенской области учителем.
Согласно Выписке из приказа № 1 директора Лермонтовской средней школы от 02.09.1997 Ульянова М.В. назначена на внеклассную работу по музыке с 01.09.1997 по совместительству.
Между тем в судебном заседании установлено, что истец Ульянова М.В. в период с 01.09.2001 по 31.08.2009 г, работая в Лермонтовской ДШИ преподавателем по классу баян и по классу народных инструментов в МОУ ДОД ДШИ Белинского района, истец Ульянова М.В. работала также и в МОУ СОШ с. Лермонтово Белинского района Пензенской области осуществляла педагогическую деятельность, как учитель музыки и имела педагогические часы. Указанное подтверждается следующими доказательствами.
Согласно приказа № 1 по Лермонтовской средней школе от 02.09.1997 Ульянова М.В. назначена на внеклассную работу по музыке с 01.09.1997 по совместительству (л.д.19).
Приказом № 131 по Лермотовской средней школе от 03.09.2001 распределена учебная нагрузка на 2001-2002 учебный год Ульянова М.В. учитель музыки 7 часов. (л.д.19). Согласно тарификационному списку на 01.09.2001 г Ульянова М.В.указана как учитель муз. ПДО музыка 2-4 кл.,5-8 кл., указана заработная плата за ПДО и доплата за внеклассную работу по муз. 20% (л.д. 17). Согласно контрольной карточки за 2001 г указана заработная плата, в том числе и за часы 1-4 кл.(3ч.) и за часы 5-11 кл. (4 ч). (л.д. 31)Согласно классного журнала 3 класс по Лермонтовской средней школе на 2001-2002 гг истец Ульянова М.В. вела предмет музыку. (л.д. 73-74).
Приказом № 21 от 02.09.2002 директора Лермотовской средней школы распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2002 Ульяновой М.В. –ПДО -7 часов. (л.д.20) Между тем по тарификационному списку учителей и других работников школы на 01.09.2002 Ульянова М.В. указана как учитель музыки, муз 2-4(3 ч), муз 5-8 (4 ч), также указано на ПДО, и внеклассную работу по музыке -20%. (л.д.16). Согласно карточке справки за 2002 год Ульяновой М.В. начислялась заработная плата за 3 часа 1-4 кл., 4 часа 5-11 кл. также другие доплаты. (л.д. 32). Согласно классного журнала за 2 класс за 2002-2003 гг истец преподавала предмет музыку. (л.д. 75-77).
Приказом № 48 от 05.09.2003 распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2003 Ульянова М.В. –ПДО 6,5 часов. (л.д.20). Между тем по тарификационному списку учителей на 01.09.2003Ульянова М.В. указана как учитель музыки, ПДО муз.2-4 кл. (2,5 ч) и муз. 5-8 ( 4 ч). (л.д. 15)по карточке справке за 2003 год истцу начислялась заработная плата, в том числе за 2,5 часа 1-4 кл. и за 4 часа 5-11 кл. (л.д. 33). Согласно классного журнала за 5 класс за 2003-2004 гг истец преподавала предмет музыку. (л.д. 78-80).
Приказом № 16 от 03.09.2004 распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2004 Ульянова М.В. –ПДО 6,5 часов. (л.д.20). Между тем по тарификационному списку учителей на 01.09.2004Ульянова М.В. указана как учитель музыки, ПДО муз.2-4 кл. (5 ч) и муз. 5-8 ( 4 ч). (л.д. 14), по карточке справке за 2004 год истцу начислялась заработная плата, в том числе за 2,5 часа 1-4 кл. и за 4 часа 5-11 кл. (л.д. 34). Согласно классного журнала за 5 класс за 2004-2005 гг истец преподавала предмет музыку. (л.д. 81-83).
Приказом № 12 от 02.09.2005 распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2005 Ульянова М.В. –ПДО 7 часов. (л.д.21). Между тем по тарификационному списку учителей на 01.09.2005Ульянова М.В. указана как учитель музыки, муз.2-4 кл. (3 ч) и муз. 5-8 ( 4 ч). (л.д. 13), по карточке справке за 2005 год истцу начислялась заработная плата, в том числе за 3 часа 1-4 кл. и за 4 часа 5-11 кл. (л.д. 35). Согласно классного журнала за 5 класс за 2005-2006 гг. истец преподавала предмет музыку. (л.д. 84-86).
Приказом № 36 от 02.09.2006 распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2006 Ульянова М.В. –ПДО 5,5 часов. (л.д.21). Между тем по тарификационному списку учителей на 01.09.2006 Ульянова М.В. указана как учитель музыки, муз.2-4 кл. (2,5 ч) (л.д. 12), по карточке справке за 2006 год истцу начислялась заработная плата, в том числе за 2,5 часа 1-4 кл. (л.д. 36). Согласно классного журнала за 7 класс за 2006-2007 гг истец преподавала предмет музыку. (л.д. 87-89).
Приказом № 28 от 03.09.2006 распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2007 Ульянова М.В. –учитель музыки 6,5 часов. (л.д.22). Согласно тарификационному списку учителей на 01.09.2007 Ульянова М.В. указана как учитель музыки, муз.2-4 кл. (2,5 ч), муз 5-8 (4) (л.д. 11), по карточке справке за 2007 год истцу начислялась заработная плата, в том числе за 2,5 часа 1-4 кл. и за 4 часа 5-11 кл. (л.д. 37). Согласно классного журнала за 2 класс за 2007-2008 гг истец преподавала предмет музыку. (л.д. 90-92)).
Приказом № 38 от 30.08.2008 распределена учебная нагрузка учителям с 01.09.2008 Ульянова М.В. –учитель музыки 7 часов. (л.д.22). Согласно тарификационному списку учителей на 01.09.2008 Ульянова М.В. указана как учитель музыки, муз.1-4 кл. (3 ч), муз 5-9 (4) (л.д. 9), по карточке справке за 2008 год истцу начислялась заработная плата, в том числе за 3 часа 1-4 кл. и за 4 часа 5-11 кл. (л.д. 38). Согласно классного журнала за 2 класс за 2008-2009 гг истец преподавала предмет музыку. (л.д. 93-95)
Приказом № 3 от 28.08.2008 Ульянова М.В. преподаватель внеклассной работы по музыке, работающего по совместительству, принята на работу учителем музыки по основному месту работу с 01.09.2009 (л.д.22).
Согласно Справе № 105 МОУ СОШ С. Лермонтово, Ульянова М.В. в спорный период имела заработную плату за ведение уроков музыки.
Таким образом, суд, проанализировав приказы за спорный период об установлении учебной нагрузки, карточки-справки, справки образовательного учреждения, классные журналы, тарификационные списки, справку № 105, пришел к выводу о выполнении истицей педагогической деятельности преподавателем музыки.
В связи, с чем суд считает исковые требования о признании решение Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменка Пензенской области (межрайонное) от 10.08.2021 года № 210000018492/068-342135/21 незаконным в части не включения в специальный стаж период с 01.09.2001 по 31.08.2009 работу учителя музыки в МОУ СОШ с. Лермонтово. О возложении обязанности на ОПФР по Пензенской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период с 01.09.2001 по 31.08.2009 в должности учителя музыки МОУ СОШ с. Лермонтово Белинского района Пензенской области подлежат удовлетворению.
Таким образом специальный стаж Ульяновой М.В. на 06.05.2021 года составляет 25 лет.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Ульяновой Марины Владимировны к Государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области о признании незаконным отказа о включении в специальный стаж периоды педагогической деятельности – удовлетворить.
признать решение Государственного учреждения –Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменка Пензенской области (межрайонное) от 10.08.2021 года № 210000018492/068-342135/21 незаконным в части не включения в специальный стаж период с 01.09.2001 по 31.08.2009 работу учителя музыки в МОУ СОШ с. Лермонтово. Определить Ульяновой М.В. специальный стаж на соответствующих видах работ на 06.05.2021 года 25 лет. Обязать ОПФР по Пензенской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии период с 01.09.2001 по 31.08.2009 в должности учителя музыки МОУ СОШ с. Лермонтово Белинского района Пензенской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Каменский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.А. Лаврова
Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2021 года.