Дело №2а-2-181/2022
УИД 60RS0012-01-2022-000475-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Невель 24 мая 2022 года
Невельский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Тимофеева А.В.,
при секретаре Гавриленко А.В.,
с участием:
заместителя Невельского межрайонного прокурора Жуковой Н.В.,
представителя ответчика – Администрации Невельского района – Тарасенко М.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Невельского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Невельского района о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг и санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
Невельский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации Невельского района о признании незаконным бездействия и об устранении нарушений законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Административный иск обоснован бездействием административного ответчика по устранению нарушений по надлежащему обеспечению жителей д. <адрес> питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности, непроведением им работ по комплексному обследованию водонапорной башни и неорганизации водоснабжения жилых домов №№1 и 2 в указанном населенном пункте путем установки водоразборной колонки в соответствии с «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84».
Прокурор просит обязать ответчика провести комплексное обследование водонапорной башни, расположенной в д. <адрес>, определить процент износа и гарантированный срок эксплуатации; привести в соответствие качество питьевой воды из распределительной сети согласно требованиям к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания; организовать водоснабжение жилых домов №** и ** в д. <адрес> путем установки водоразборной колонки, на расстоянии, не превышающем радиус действия водозаборной колонки в соответствии с «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84».
В судебном заседании заместитель прокурора Жукова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснила, что в ходе проведенной прокурорской проверки при рассмотрении обращения жителей д. Змеино Плисской волости Невельского района было установлено, что в нарушение п.11.19 «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84», согласно которому радиус действия водозаборной колонки определен не более ** метров, ближайшая водоразборная колонка от дома №** д. <адрес> расположена на расстоянии около 180 метров, а от дома №** на расстоянии около 106 метров, что затрудняет доступ проживающих в указанных домах граждан к оказываемым коммунальным услугам. В нарушение п.2.11.16 «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации» комплексное обследование водонапорной башни в д. Змеино не проводилось, питьевая вода из распределительной сети не соответствует требованиям безопасности и безвредности. С целью устранения указанных нарушений в адрес Администрации Невельского района ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление, на которое ДД.ММ.ГГГГ получен ответ о принимаемых мерах по устранению нарушений. Из ответа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что работы по обследованию, очистке водонапорной башни и дезинфекции водопроводной сети в д. Змеино не исполнены, вопрос о размещении водоразборной колонки вблизи домов ** и ** указанной деревни не рассмотрен.
Представитель административного ответчика ФИО3 полагала, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, поскольку требования «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84» устанавливает требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых систем наружного водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства и не относится к уже построенным системам водоснабжения. В схеме водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Плисская волость» Невельского района Псковской области отсутствуют мероприятия по реконструкции и строительству водопроводной сети и установке водоразборных колонок в д. <адрес> Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации не содержат требований об обязательном проведении обследования водонапорной башни на предмет определения износа и гарантированного срока эксплуатации. В настоящее время Администрацией района приобретен гипохлорид для проведения промывки и обеззараживания водонапорной башни и водопровода в д. <адрес>. Ежегодно в бюджете Невельского района по подразделу «Коммунальное хозяйство» предусматривается субсидия на возмещение затрат по содержанию систем водоснабжения, расположенных в сельской местности, но указанных средств недостаточно, поскольку фактические расходы на содержание объектов водоснабжения и невозмещенные затраты МУП Невельского района «Невельские теплосети» превышают предусмотренное финансирование. В связи со сложным финансовым положением МУП Невельского района «Невельские теплосети», ограничением его расходных операций по кассе с августа 2021 года Администрация Невельского района неоднократно обращалась в Администрацию Псковской области с просьбой оказать содействие в решении вопроса, предпринимались меры по решению вопроса, разработан план по стабилизации финансово-хозяйственной деятельности предприятия. С ДД.ММ.ГГГГ года на содержание сетей водоснабжения израсходовано 1238142 рубля, в 2022 году – 429260 рублей. Полагает, что Администрация принимает все возможные меры, направленные на решение вопроса по содержанию объектов водоснабжения в д. Змеино и не допускает бездействия. Также считает, что поскольку очистка башни должна проводиться силами организации, обслуживающей сети, либо специализированной организацией, что потребует заключения муниципального контракта, а средства в бюджете на 2022 год отсутствуют, просит установить срок для обследования системы водоснабжения, очистки башни и приведения воды в норму - ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица – МУП Невельского района «Невельские теплосети», ФИО5 в ходе судебного разбирательства оставила решение вопроса по существу заявленных требований на усмотрение суда, пояснила, что по договору с Администрацией района от ДД.ММ.ГГГГ предприятие оказывало услуги по содержанию и текущему ремонту инженерных сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в сельской местности. Договор прекратил свое действие в ДД.ММ.ГГГГ года в связи с исполнением предприятием всех обязательств по договору, по этой причине поступившая из Администрации заявка на производство работ по очистке водонапорной башни и хлорированию в д. Змеино не была исполнена, о чем было сообщено заказчику.
Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно положениям ч.1 ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
То есть, к вопросам местного значения сельского поселения не относится организация водоснабжения населения.
Нормами ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 1.1 ст.6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (в частности, организация водоснабжения), на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Из приведенных норм действующего законодательства следует, что организация водоснабжения на территории сельского поселения «Плисская волость» относится к полномочиям Администрации Невельского района.
Разрешая требование прокурора о приведении питьевой воды из распределительной сети требованиям безопасности и безвредности, суд учитывает следующее.
Согласно ч.4 ст.23 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В соответствии со Схемой водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Плисская волость» Невельского района Псковской области, утвержденной постановлением Администрации Невельского района от ДД.ММ.ГГГГ **, в д. <адрес> существует централизованная система водоснабжения с использованием водоразборных колонок.
Согласно экспертному заключению по результатам лабораторных испытаний ** от ДД.ММ.ГГГГ отобранная в д. <адрес> ДД.ММ.ГГГГ из колонки проба воды не соответствует ** «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по показателям: запах, массовая концентрация аммония (по азоту), привкус, железо, общие (обобщенные) колиформные бактерии.
В судебном заседании свидетели ФИО6, ФИО7, жители дома №** д. <адрес>, ФИО8, житель дома №** д. <адрес>, показали о плохом качестве воды в водоразборных колонках, о наличии в ней червей, мелких букашек. ФИО6 пояснила, что фильтрует воду через ткань, а потом ее кипятит, только после этого вода используется для приготовления пищи. ФИО8 показала, что использует воду из колонки только для хозяйственных нужд.
Также указанные свидетели пояснили, что работы по очистке водонапорной башни в деревне никогда не проводились.
В ходе судебного разбирательства 16 мая 2022 года были повторно отобраны пробы воды из трех водоразборных колонок в д. Змеино – у домов №**, 19 и 4.
Согласно экспертным заключениям по результатам лабораторных испытаний №**, **, ** от ДД.ММ.ГГГГ пробы воды не соответствуют установленным требованиям по показателю массовая концентрация общего железа: результаты составили 1,32 мг/ куб. дм., 1,40 мг/ куб. дм., 2,3 мг/ куб. дм при величине допустимого уровня не более 0,3 мг/ куб дм.
То есть, качество воды не соответствует предъявляемым требованиям, поэтому иск прокурора в соответствующей части подлежит удовлетворению.
Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируют «МДК 3-02.2001. Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации», утвержденные приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года №168 (далее - Правила).
В соответствии с Предисловием к указанным Правилам они являются обязательными для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Разделом 2.1 Правил установлены требования к резервуарам и водонапорным башням.
Согласно п. 2.11.11. Правил резервуары должны быть оборудованы контрольно-измерительными приборами, обеспечивающими: контроль за уровнем воды и передачу показаний в диспетчерский пункт или на насосную станцию; возможность взятия проб воды без доступа в резервуар.
Как установлено из исследованной в судебном заседании видеозаписи водонапорная башня в д. Змеино не оборудована приборами для взятия проб воды без доступа в резервуар, равно как и не имеет входов и лазов, что в совокупности с показаниями свидетелей, указывает на то, что ее очистка не производилась.
В соответствии с п.2.11.15 Правил при ухудшении микробиологических и физико-химических показателей воды в резервуаре или водонапорном баке производят их промывку фильтрованной водой с обычной при эксплуатации дозой хлора. Промывка заключается в пропуске через резервуар (бак) повышенных расходов воды при поддержании постоянного уровня воды в них. Продолжительность промывки определяют по эффекту улучшения микробиологических и физико-химических показателей воды.
Примечанием к данному пункту Правил установлено, что, если промывка не дает положительного результата, необходимо провести очистку резервуара (бака).
Согласно п.2.11.16 Правил резервуары и баки водонапорных башен очищают от осадков (днища) и обрастаний (стены и колонны), устраняя обнаруженные дефекты. Периодичность очистки определяется результатами производственного контроля качества воды, но не реже одного раза в год.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что очистка водонапорной башни в д. Змеино не проводилась, требование прокурора в соответствующей части также подлежит удовлетворению, при этом требование о проведении комплексного обследования башни, определения процента износа и гарантированного срока эксплуатации не противоречит п.п. 2.11.15, 2.11.16 Правил, поэтому также подлежит удовлетворению.
Суд учитывает, что Администрация Невельского района не является организацией, в компетенцию которой входит возможность непосредственного обследования водонапорной башни, производства ее очистки, необходимостью в связи с этим заключения муниципальных контрактов, которые заключить в силу закона без наличия в бюджете соответствующих средств невозможно, необходимостью в связи с этим учета ассигнований бюджета на соответствующий плановый период, связанности между собой требований по очистке водонапорной башни и приведению в соответствие установленным требованиям водопроводной воды и полагает, что разумным сроком для устранения нарушений будет являться 31 мая 2023 года.
При этом суд считает, что принимаемые Администрацией Невельского района в 2021 году меры по запросу выделения финансирования на соответствующие цели, нельзя считать достаточными для устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, поскольку в результате таких мер нарушения не устранены, что свидетельствует о наличии бездействия административного ответчика. Из представленных прокурором материалов известно, что жители д. <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года обращаются в Администрации Плисской волости и Невельского района по вопросу качества воды в водоразборных колонках.
При разрешении требований прокурора об организации водоснабжения жилых домов №** и ** в д. <адрес> путем установки водоразборной колонки в соответствии с «СП 31.13330.2021 Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84», суд исходит из следующего.
Пунктом 11.19 указанного Свода правил установлено, что радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 м.
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июня 2015 года №162-ФЗ) документом по стандартизации является документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается названным федеральным законом.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе обязательности применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 указанного Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Своды правил, как это установлено п.4 ст.14 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ, относятся к документам по стандартизации.
Свод правил «СП 31.13330.2021. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.02-84» в соответствии с п.2 ст.4, ст. 6 Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ не является обязательным к применению, а его выполнение обеспечивается на добровольной основе, поэтому заявленное требование об организации водоснабжения жилых домов №№** и ** в д. <адрес> путем установки водоразборной колонки на расстоянии, определенном указанным Сводом правил, удовлетворению не подлежит.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлены обстоятельства для частичного удовлетворения административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ (░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 29 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.