УИД 48RS0002-01-2024-000389-46
Дело № 2-569/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 апреля 2024 года г. Грязи
Грязинский городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего Животиковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макаровой А.Е.,
с участием прокурора Татаринова Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белонощенкова Антона Михайловича к администрации Грязинского муниципального района Липецкой области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области о признании права на жилое помещение, обязании включить в список, обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском к ответчикам о признании права на жилое помещение, обязании включить в список, обязании предоставить жилое помещение, указывая, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать истца умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признан ограниченно дееспособным. С 22.04.1993 по 17.09.2002 истец находился на полном государственном обеспечении с СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа», в связи с помещением истца с госучреждение было принято постановление Главы муниципального образования Сафоновского района от ДД.ММ.ГГГГ № об обеспечении жильем по окончанию срока пребывания в госучреждении. До 2011 года жильем в Сафоновском районе Смоленской области истец так и не был обеспечен, в 2003 году истец переехал на постоянное местожительства в г.Грязи Липецкой области. В начале 2023 года истец обращался с отдел образования администрации Грязинского муниципального района по вопросам опеки и попечительства для включения его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросу включения в список по обеспечению жилым помещением, первоначально истцу было отказано в принятии заявления, после обращения в Грязинскую межрайонную прокуратуру и повторного обращения в отдел образования администрации Грязинского муниципального района истцом был получен ответ об отказе во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку истец с 15.12.2021 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 37,6 кв.м., а также ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1794 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Вместе с тем, установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по основанию несоответствия общей площади жилого помещения, приходящееся на одно лицо, учетной норме жилого помещения, установленной в городе Грязи Липецкой области. Просил признать за истцом право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма; обязать отдел опеки и попечительства администрации Грязинского муниципального района Липецкой области включить Белонощенкова Антона Михайловича в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить Белонощенкову Антону Михайловичу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже социальных норм предоставления.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены.
Ранее в судебном заседании представитель администрации Грязинского муниципального района Липецкой области Двуреченская О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения требований не возражала, указав, что отказ во включении истца в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещения был обусловлен тем, что заявителем не представлен документ об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Кроме того, истцом не был предоставлен полный комплект документов.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области в письменном отзыве заявленные требования не признал, указав, что истец не состоит в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Липецкой области. Указывал на отсутствие доказательств, подтверждающих факт личного обращения истца либо его законного представителя до достижения им 23-летнего возраста в уполномоченные органы по месту проживания с заявлением о постановке его на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, таким образом, истец своим правом на обеспечение жилым помещением в установленный законом срок не воспользовался., сам по себе факт признания истца лицом, оставшимся без попечения родителей не является основанием для предоставления ему жилого помещения без обращения в органы исполнительной власти в сроки, предусмотренные законом. Кроме того, сослался на то обстоятельство, что истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дел, с учетом заключения прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
В ст. 27 Конвенции о правах ребенка установлено, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Родитель(и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения восстановления содержания ребенка родителями или другими лицами, несущими финансовую ответственность за ребенка, как внутри государства-участника, так и из-за рубежа.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3.1. статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии которых дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из Списка.
Судом установлено, что истец Белонощенков А.М.. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании установлено, что отец истца ФИО7 решением Сафоновского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан ограниченно дееспособным, мать ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 22.04.1993 по 17.09.2002 Белонощенков А.М. находился на полном государственном обеспечении в СОГБОУ «Сафоновский детский дом-школа».
Постановлением Главы муниципального образования Сафоновского района от 15.06.1998 № 358 постановлено Главе Беленинской сельской администрации обеспечить несовершеннолетних детей Белонощенковых жильем по окончанию срока пребывания в госучреждении.
Однако, данная обязанность Главой муниципального образования исполнена не была.
Истец обращался в устном порядке, а также с заявлением в Администрацию Грязинского муниципального района <адрес> о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением Администрации Грязинского муниципального района Липецкой области от 04.07.2023 № 679 Белонощенкову А.М. было отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями со ссылкой на то обстоятельство, что заявителем не предоставлен документ об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, по основанию несоответствия общей площади жилого помещения, установленной в городе Грязи Липецкой области, необходимого для включения в список.
Судом также установлено, что истец с 15.12.2021 является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 37,6 кв.м., а также ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1794 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что закрепление такого жилья за истцом носило формальный характер, а отказ во включение истца в сводный список неправомерным.
Действующее жилищное законодательство (п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации) не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения и от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.
До настоящего времени истец Белонощенков А.М. жильем не обеспечен. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспорены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подтверждена вступившим в законную силу с 01 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и законом Липецкой области от 28.12.2023 № 468-ОЗ "О дополнительных гарантиях права на жилое помещение лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено предоставление лицам, к категории которых относится истец, специализированного жилого помещения.
Решением Совета депутатов г. Грязи Грязинского района от 27.07.2006 N 53 "О Положении о порядке использования муниципального жилищного фонда на территории города Грязи" утверждено, что норма предоставления муниципального жилого помещения в городе Грязи - не менее 15 кв. м, но не более 19 кв. м общей площади на человека.
Порядок предоставления такого жилого помещения предполагает постановку лица на регистрационный учет, включение в сформированный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем суд приходит к выводу о том, то, что право истца подлежит реализации в порядке, предусмотренном законом.
В период с 22.04.1993 по 17.09.2002 по инициативе администрации образовательных учреждений и органа опеки и попечительства истец подлежал включению в список лиц, имеющих льготы в связи, с чем данное право сохраняется за ним и после достижения возраста 23 лет до фактического обеспечения жилым помещением, согласно п. 9 ст.8 Федерального закона N 159-ФЗ.
При этом, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, указано, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись: - ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Правило, предполагающее включение указанной категории граждан в список нуждающихся, не может зависеть только от действий самих льготников, а органы государственной власти в области защиты прав детей-сирот, в частности органы опеки и попечительства, обязаны предпринимать все меры по выявлению и включению ребенка в соответствующий региональный список, должно применяться в любом случае.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких установленных по делу обстоятельствах, в частности: истец относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имел, в соответствии со статьей 8 Федерального закона N 159-ФЗ, право на внеочередное предоставление жилого помещения, такое право истцом не было реализовано и на момент предъявления иска, истец нуждается в жилом помещении, а в нарушение требований ст. 7 ФЗ "Об опеке и попечительстве", законные представители лиц названной категории ненадлежащим образом выполняли обязанности по обеспечению их жилым помещением, суд находит, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение предоставляется Белонощенкову А.М. по договору найма специализированных жилых помещений.
При предоставлении истцу жилого помещения на ответчика должна быть возложена обязанность в соответствии со статьёй 100 Жилищного кодекса Российской Федерации заключить письменный договор найма специализированных жилых помещений, предметом которого является изолированное жилое помещение общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения на одного человека, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже социальных норм предоставления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать за Белонощенковым Антоном Михайловичем, паспорт гражданина Российской Федерации <данные изъяты> право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору социального найма.
Обязать отдел опеки и попечительства администрации Грязинского муниципального района Липецкой области включить Белонощенкова Антона Михайловича в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обязать Управление жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области предоставить Белонощенкову Антону Михайловичу жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже социальных норм предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через городской суд течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято,
в соответствии с ч.3 ст. 107 ГПК РФ, 09.04.2024.