Решение по делу № 2а-755/2020 от 02.11.2020

...

Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

...

Луховицкий районный суд ... в составе:

Председательствующего судьи Ващенко Е.А.

При помощнике Чикаревой М.В.

С участием административного истца Ф.Г.Н., представителя - Шигидина С.В., представителя административного ответчика Рябовой Е.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Ф.Г.Н. к межведомственной комиссии администрации городского округа Луховицы, администрации городского округа Луховицы об оспаривании решения, бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

      Ф.Г.Н. обратился в суд с административным иском к межведомственной комиссии при администрации городского округа Луховицы, администрации городского округа Луховицы, в котором просит признать решение межведомственной комиссии при администрации городского округа Луховицы по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции от ... об отказе в заявлении от ... о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, незаконным; признать бездействие в непринятии администрацией городского округа Луховицы решения по заявлению от ... о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, незаконным; обязать межведомственную комиссию при администрации городского округа Луховицы по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции, вынести решение о выявлении оснований для признания жилого помещения дома, расположенного по адресу: ..., д.Перевицкий Торжок, ... непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу; обязать администрацию городского округа Луховицы вынести решение по заявлению от ... о признании жилого помещения, расположенного по адресу: ... ... непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

     Свои требования мотивировал тем, что является собственником ... доли жилого дома со служебными строениями и сооружениями и доли земельного участка при доме площадью ... кв.м. с кадастровым номером ..., расположенных по адресу: .... Другими собственниками дома являются З.В.Д., Г.Н.В., Г.Г.В., Г.В.И. Жилой ... года постройки и имеет износ более ...%. Фактически дом является аварийным и часть его уже разрушена. Более пяти лет Ф.Г.Н. как собственник ... доли дома добивается от сособственников другой половины дома восстановить жилой дом или его снести, исключив из жилищного фонда, но сособственники создают препятствия в этом. Решением Луховицкого районного суда от ... административному истцу было отказано в выделе доли дома по тем основаниям, что реальный раздел дома невозможен в виду значительного износа дома. ... Ф.Г.Н. обратился в межведомственную комиссию сельского поселения .... В связи с ликвидацией сельского поселения Фруктовское полномочия по разрешению спорного вопроса переданы в администрацию Луховицкого муниципального района. ... административный истец обратился в письменном виде в администрацию Луховицкого муниципального района, в котором просил признать жилое помещение - до, расположенный по адресу: ... непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный вопрос рассмотрен не был в виду отсутствия на тот момент межведомственной комиссии в районе. ... Ф.Г.Н. обратился в межведомственную комиссию при администрации городского округа Луховицы о признании помещения непригодным для проживания. Ответом администрации городского округа Луховицы было сообщено, что межведомственной комиссией заявление было оставлено без рассмотрения в связи с отсутствием обращения других сособственников и отсутствия заключения проектно-изыскательской организации. Данный ответ был оспорен в суд, решением которого установлено, что межведомственная комиссия фактически уклонилась от рассмотрения заявления, не приняв по нему никакого решения. Суд обязал межведомственную комиссию рассмотреть заявление Ф.Г.Н. и принять соответствующее решение. Согласно письму первого заместителя главы администрации городского округа Луховицы административному истцу было сообщено, что межведомственной комиссией принято решение об отказе в рассмотрении заявления о признании жилого дома непригодным для проживания. После неоднократных обращений в администрацию Ф.Г.Н. была предоставлены выписка из протокола межведомственной комиссии, из которой усматривается, что комиссия в связи с отсутствие заявлений других собственников принять решение об отказе в признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, что является незаконным.

     В судебном заседании административный истец и его представитель исковые требования поддержали, ссылаясь на вышесказанное.

     Представитель административного ответчика - администрации городского округа Луховицы исковые требования не признала и пояснила, что решение межведомственной комиссией принято в соответствии с требованиями закона, так как для признания жилого дома непригодным для проживания требуется согласие всех его собственников.

     Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц З.В.Д., Г.Н.В., Г.Г.В., Г.В.И. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.

     Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

     В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

     По смыслу ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

     В судебном заседании установлено, что Ф.Г.Н. является собственником ... доли жилого дома, расположенного по адресу: ..., д.Перевицкий Торжок, .... Собственниками другой 1/2 доля являются З.В.Д., Г.Н.В., Г.Г.В., Г.В.И., о чем свидетельствует выписка из ЕГРН (л.д....).

Решением Луховицкого районного суда ... от ... установлено, что процент износа дома составляет 68%. Реальный раздел дома невозможен (л.д.20).

     Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.

      Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 ст. 15 ЖК РФ).

     Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение). Указанное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

     Пунктом 7 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

     В целях разрешения вопросов, связанных с признанием помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на основании постановления администрации городского округа Луховицы

... от ... была создана межведомственная комиссия (л.д...).

     Рассмотрение вопросов о признании частных жилых помещений, находящихся на территории городского округа ..., пригодными (непригодными) для проживания граждан является одной из основных функций межведомственной комиссии при администрации городского округа ... по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о чем свидетельствует пункт 2.3 Положения о межведомственной комиссии (л.д....).                  

     ... Ф.Г.Н. обратилась в Межведомственную комиссию при администрации городского округа ... с заявлением о признании жилого дома, расположенного по адресу: ..., ... ... непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, приложив к нему пакет необходимых документов (л.д. ...).

     Ответом администрации городского округа Луховицы от ... Ф.Г.Н. было сообщено, что межведомственной комиссией при администрации городского округа Луховицы по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции его заявление было оставлено без рассмотрения.

     Решением Луховицкого районного суда ... от ... действия межведомственной комиссии признаны незаконными, на межведомственную комиссию при администрации городского округа Луховицы возложена обязанность рассмотреть заявление Ф.Г.Н. (л.д....).

     ... на заседании межведомственной комиссии при администрации городского округа ... по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом во исполнение решения суда вновь было рассмотрено заявление Ф.Г.Н. о признании жилого дома, расположенного по адресу: ... непригодным для проживания и подлежащим сносу. Решением данной комиссии административному истцу было отказано в признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу в связи с отсутствием заявлений от всех собственников жилого помещения (л.д....).

      В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

     Как установлено в судебном заседании Ф.Г.Н. является собственником ... доли жилого дома, расположенного по адресу: ....

     Согласно пункту 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обоснованных документов.

     Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель в соответствии с пунктом 45 Положения предоставляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацами третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

     Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от ... № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

     Поскольку пункт 45 Положения содержит исчерпывающий перечень документов, которые заявитель обязан представить для начала процедуры оценки соответствия помещения установленным настоящим Положением требованиям, то отказ административного ответчика в признании жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине отсутствия заявления других собственников дома является незаконным.

     Помимо прочего, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

- определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п.44 Положения).

     В соответствии с пунктом 46 Положения в случае непредоставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 Положения и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы.

     Исходя из содержания п.44 Положения обязанность определить перечень дополнительных документов и необходимость их предоставления возлагает на межведомственную комиссию. При рассмотрении заявления Ф.Г.Н. межведомственной комиссией не принималось решение, которым бы ему было предложено представить дополнительно заключение проект-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Несмотря на то, что основанием для отказа в удовлетворении заявления послужило отсутствие заявлений других собственников жилого дома, в судебном заседании представитель административного ответчика ссылалась, как на основание отказа, в том числе и на отсутствие заключения проектно-изыскательской организации.

     Вместе с тем, непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании жилого дома непригодным для проживания, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов, в том числе и частных, независимо от финансово-экономических возможностей, поскольку законодателем не предусмотрено иного порядка обследования частных жилых помещений в целях признания их пригодными (непригодными) для дальнейшего проживания, кроме обследования создаваемыми на уровне муниципального образования межведомственной комиссии, о чем указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ .... Поскольку положением пункта 2.3 Положения о межведомственной комиссии при администрации городского округа ... по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанность по рассмотрению вопросов о признании частных жилых помещений непригодными для проживания возложена на межведомственную комиссию, на нее же возлагается обязанность обследовать жилое помещение на предмет его пригодности к проживанию.     

     В соответствии с пунктом 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

     Пункт 47 Положения содержит варианты формулировок заключений, выдаваемых межведомственной комиссией и не предусматривает возможности произвольного принятия решения комиссией. Таким образом, межведомственная комиссия обязана была вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений, в том числе об отказе в признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, Положением не предусмотрено.

     Согласно протоколу заседания межведомственной комиссии от ... заявление Ф.Г.Н. о признании жилого дома, расположенного по адресу: ... ... было предметом рассмотрения на заседании межведомственной комиссии, однако изложенное в протоколе заседания межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заявления.

     Учитывая вышеизложенное, суд находит обоснованными требования Ф.Г.Н. о признании незаконным решения Межведомственной комиссии при администрации городского округа ... по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ... об отказе в удовлетворении заявления о признании непригодным для проживания и подлежащим сносу жилого дома, расположенного по адресу: ....

     Поскольку последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключается в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения. Данная позиция изложена в Обзоре судебной практики, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ от ....

     Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным бездействия администрации городского округа Луховицы по принятию решения о признании жилого дома непригодным для проживания; возложении на межведомственную комиссию обязанности вынести решение о выявлении оснований для признания жилого дома непригодным для проживания, возложении на администрацию городского округа Луховицы обязанности принять решение о признании жилого дома непригодным для проживания по следующим основаниям.

      Согласно п.8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии. Поскольку в судебном заседании установлено, что решение межведомственной комиссии об отказе в признании жилого дома непригодным для проживания является недействительным, на администрацию городского округа не может быть возложена обязанность принять решение на основании акта не имеющего юридической силы.

     Обязанность признать жилое помещение непригодным для проживания не может быть возложена на орган местного самоуправления в силу того, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Понуждение административного ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленные статье 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

     Судом не может быть на межведомственную комиссию возложена обязанность принять решение о выявлении оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания в силу того, что данный вопрос по существу межведомственной комиссией не рассматривался. Возлагая на межведомственную комиссию обязанность повторного рассмотрения заявления Ф.Г.Н., суд не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято.

     Рассматривая возражения административного ответчика о пропуске срока для обращения в суд, суд исходит из того, что в силу ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

     Пропущенный по уважительным причинам срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

     Как усматривается из материалов дела, обжалуемое решение принято межведомственной комиссией ..., Ф.Г.Н. на заседании комиссии присутствовал, о принятом решении знал. Вместе с тем, для составления мотивированной жалобы требовалось мотивированное решение межведомственной комиссии.

    В соответствии с пунктом 47(1) Положения два экземпляра заключения, указанного в абзаце девятом пункта 47 настоящего Положения, в ...-дневный срок направляются комиссией в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и направления заявителю и (или) в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения соответствующего помещения или многоквартирного дома.

     Доказательств того, что решение межведомственной комиссии в установленный срок было направлено административному истцу, суду не представлено. На его неоднократные обращения от администрации городского округа Луховицы поступали ответы о том, что заявление межведомственной комиссией оставлено без рассмотрения, хотя по заявлению принято решение.

     Учитывая, что копия решения межведомственной комиссии была направлен в адрес Ф.Г.Н. только ..., суд приходит к выводу о том, что данная причина пропуска обращения в суд является уважительной, в связи с чем, срок для обращения в суд подлежит восстановлению.

     Срок обращения в суд об оспаривании бездействия администрации городского округа Луховицы в части непринятия решения по вопросу признания жилого помещения непригодным для проживания не является пропущенным, так как никакого решения по спорному вопросу до настоящего времени административным ответчиком принято не было.

              На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Административные исковые требования Ф.Г.Н. удовлетворить частично.

     Признать решение межведомственной комиссии при администрации городского округа Луховицы по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным подлежащим сносу или реконструкции от ... об отказе в заявлении Ф.Г.Н. от ... о признании жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, незаконным.

     Возложить на межведомственную комиссию администрации городского округа Луховицы Московской повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома, расположенного по адресу: ... ... непригодным для проживания.

     Ф.Г.Н. в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия администрации городского округа Луховицы по принятию решения о признании жилого дома непригодным для проживания; возложении на межведомственную комиссию обязанности вынести решение о выявлении оснований для признания жилого дома непригодным для проживания, возложении на администрацию городского округа Луховицы обязанности принять решение о признании жилого дома непригодным для проживания отказать.

     Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Луховицкий районный суд ... в течение месяца.

...

2а-755/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоткин Геннадий Николавевич
Ответчики
Администрация г/о Лховицы
Межведомственная комиссия при Администрации г/о Луховицы
Другие
Гончарова Галина Владимировна
Зеленин Владимир Данилович
Гончарова Наталья Владимировна
Гончаров Владимир Иванович
Суд
Луховицкий районный суд Московской области
Судья
Ващенко Елена Анатольевна
Дело на странице суда
luhovitsy.mo.sudrf.ru
02.11.2020Регистрация административного искового заявления
02.11.2020Передача материалов судье
05.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
05.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2020Подготовка дела (собеседование)
19.11.2020Рассмотрение дела начато с начала
19.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2020Судебное заседание
15.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021Дело оформлено
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее