Решение по делу № 8Г-25899/2020 [88-550/2021 - (88-25104/2020)] от 14.10.2020

Дело № 88-550/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 января 2021 года г. Москва

Второй кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Курчевской С.В., рассмотрев кассационную жалобу ФИО2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04 августа 2020 года в котором прекращено производство по делу в части

по гражданскому делу по иску ФИО1 к УМВД России по Владимирской области, ООО СК «ВТБ Страхование», ФКУЗ «МЧС МВД России по Владимирской области», ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области об обязании внести изменения в заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» №626 от 26.03.2019, об обязании УМВД России по Владимирской области внести изменения в приказ ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области №125 л/с от 09.07.2018, о признании установлении инвалидности страховым случаем, взыскании с ООО СК «ВТБ Страхование» страховой выплаты, неустойки, компенсации морального вреда

(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции, №2-328/2020)

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с уточненным иском к УМВД России по Владимирской области, МВД России, ООО СК «ВТБ Страхование», ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» об обязании ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» внести изменение в заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» № 626 от 28.03.2019 в части перечня заболеваний полученных в период военной службы, добавив заболевания - рак поджелудочной железы St IV T4NxMl (4 стадии), множественные мтс по брюшине, большому сальнику. Осложнение - Механическая желтуха; об обязании ОМВД России по Юрьев- По льскому району Владимирской области внести изменения в приказ № 125 л/с от 09 июля 2018 г., в части основания увольнения и считать уволенным ФИО1 по пункту 1 части 3 статьи 82 (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342 - ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; признать установление инвалидности ФИО1, 09.09.1977 года рождения, проживающему: <адрес>, страховым случаем; взыскать с ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу ФИО1 страховую выплату в сумме 1 500 000 рублей; взыскать с ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу ФИО1 неустойку (штраф) в размере 100 % от суммы страховой выплаты; взыскать с ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 200 000 рублей; взыскать с ответчика УМВД России по <адрес> в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в сумме 300 000 рублей.

Определением Октябрьского районного суда г.Владимира от 27.02.2020 по делу назначена судебная комиссионная военно-врачебная экспертиза, производство по делу приостановлено.

Определением Октябрьского районного суда г.Владимира от 15.06.2020 производство по делу возобновлено.

ФИО1 22 апреля 2020 года умер.

Определением Октябрьского районного суда г.Владимира от 11 июня 2020 года постановлено прекратить производство по делу по иску ФИО1 к ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области», УМВД России по Владимирской области, МВД России, ОМВД России по Юрьев- Польскому району, ООО СК «ВТБ Страхование» в части требований о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда.

В остальной части исковых требований в связи со смертью истца, гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 об обязании ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» внести изменение в заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» № 626 от 28.03.2019 года в части перечня заболеваний полученных в период военной службы; об обязании ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области внести изменения в приказ № 125 л/с от 09 июля 2018 г., в части основания увольнения; признать установление инвалидности страховым случаем; взыскать с ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу ФИО1 страховую выплату, неустойку (штраф) приостановить до определения правопреемника ФИО1

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04 августа 2020 года определение районного суда в части приостановления производства по делу по исковым требованиям ФИО1 об обязании ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» внести изменение в заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» № 626 от 28.03.2019 года в части перечня заболеваний полученных в период военной службы; об обязании ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области внести изменения в приказ № 125 л/с от 09 июля 2018 г., в части основания увольнения; признании установления инвалидности страховым случаем; взыскания с ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу ФИО1 страховой выплаты, неустойки (штрафа) отменить.

Постановить новое определение.

Прекратить производство по делу в части исковых требований ФИО1 об обязании ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» внести изменение в заключение ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области» № 626 от 28.03.2019 года в части перечня заболеваний полученных в период военной службы; об обязании ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области внести изменения в приказ № 125 л/с от 09 июля 2018 г., в части основания увольнения; признании установления инвалидности страховым случаем; взыскания с ответчика ООО СК «ВТБ Страхование» в пользу ФИО1 страховой выплаты, неустойки (штрафа).

В остальной части определение Октябрьского районного суда г.Владимира от 11 июня 2020 года оставить без изменения.

В кассационной жалобе ФИО3 ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, и направлении дела на рассмотрение в суд первой инстанции.

В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены вынесенного апелляционного определения.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела.

Согласно ч. 1 ст. 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

В соответствии с абз. 5 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» одним из страховых случаев при осуществлении обязательного государственного страхования является установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; дедушка и (ил) бабушка застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее трех лет в связи с отсутствием у него родителей; отчим и (или) мачеха застрахованного лица при условии, что они воспитывали и (или) содержали его не менее пяти лет; несовершеннолетние дети застрахованного лица, дети застрахованного лица старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях; подопечные застрахованного лица.

Суд апелляционной инстанции, отменяя в части определение районного суда, исходил из положений статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», и полагал, что право на получение спорной страховой выплаты неразрывно связано с личностью умершего истца и не входит в состав наследства.

При этом судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, в силу положений статьи 1 которого к объектам обязательного государственного страхования относятся, в том числе, жизнь и здоровье лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что страховщиками по обязательному государственному страхованию (далее - страховщики) могут быть страховые организации, имеющие лицензии на осуществление обязательного государственного страхования. Страховщики выбираются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Страхователями по обязательному государственному страхованию (далее - страхователи) являются федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная служба, служба (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

В сфере внутренних дел таким федеральным органом исполнительной власти, исходя из нормы пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, является МВД России.

Выгодоприобретатели по обязательному государственному страхованию - застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, супруга, состоявшая на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним, родители (усыновители) застрахованного лица, несовершеннолетние дети застрахованного лица (абзацы первый - третий, шестой пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

К страховым случаям при осуществлении обязательного государственного страхования абзацем пятым статьи 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ отнесено установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.

В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя и содержит положения, предусмотренные типовым договором обязательного государственного страхования, который утверждается Правительством Российской Федерации. Договор страхования заключается в письменной форме сроком не менее чем на один календарный год. Страховщик несет обязанность по выплате страховых сумм по страховым случаям, которые предусмотрены статьей 4 названного федерального закона и наступили в период действия договора страхования.

В целях своевременной выплаты страховых сумм организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм. Должностные лица организаций страхователя, ответственные за осуществление обязательного государственного страхования, виновные в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателю документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 3, 4 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию.

Согласно указанной норме страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью (абзацы первый - четвертый пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья лицам.

В пункте 4 Перечня от 29 июля 1998 г. № 855 названы документы, необходимые для выплаты страхового возмещения в случае установления застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, в их числе: заявление застрахованного лица о выплате страховой суммы; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности застрахованному лицу, выданной федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; копия свидетельства о болезни застрахованного лица или заключение (справка) военно-врачебной комиссии либо другие военно-медицинские (медицинские) документы, подтверждающие нарушение здоровья; копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации).

В примечании к Перечню от 29 июля 1998 г. № 855 указано, что в случае, если страховая сумма не получена по причине гибели (смерти) застрахованного лица либо выгодоприобретателя, заявление заполняется их наследниками. При этом дополнительно к документам, предусмотренным данным перечнем, представляется копия свидетельства о праве на наследство.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 постановления от 26 апреля 2018 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина ФИО4», Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, устанавливая право выгодоприобретателя на получение страховых сумм и корреспондирующую ему обязанность страховщика по их выплате, одновременно закрепляет и все условия, необходимые для реализации указанного права, в частности размер страховых сумм, выплачиваемых выгодоприобретателям, основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы, порядок и условия выплаты страховых сумм (статьи 5, 10 и 11) (абзац второй пункта 5).

Возникновение у выгодоприобретателя права на получение страховых сумм названный федеральный закон ставит в зависимость от наступления страхового случая, а обязанность страховщика выплатить соответствующие страховые суммы - в зависимость от получения им документов, подтверждающих наступление страхового случая, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 11); при этом в целях своевременной выплаты страховых сумм на организации страхователя, федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается обязанность оказывать выгодоприобретателям содействие в истребовании и оформлении документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм, а на должностных лиц организаций страхователя, ответственных за осуществление обязательного государственного страхования, виновных в необоснованном отказе в предоставлении и оформлении выгодоприобретателям таких документов, - ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 7) (абзац третий пункта 5 указанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации).

Возникновение права на получение установленных законом страховых сумм у застрахованных лиц (выгодоприобретателей) обусловлено наступлением предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ страховых случаев. Этому праву корреспондирует обязанность страховщика на основании заключенного со страхователем договора обязательного государственного страхования выплатить страховые суммы по указанным страховым случаям, которые наступили в период действия договора страхования.

Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы определены законом, их перечень является исчерпывающим.

Из приведенных нормативных положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи с нормами права, регулирующими отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, следует, что право застрахованного лица на получение страхового возмещения, которое возникло в связи с наступлением страхового случая в рамках договора обязательного государственного страхования и не было реализовано по независящим от него причинам при жизни застрахованного лица (выгодоприобретателя), нельзя считать неразрывно связанным с его личностью, тем более что примечанием к перечню документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы застрахованным по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855, предусмотрена возможность подачи заявления о выплате страховой суммы наследниками застрахованного лица в том случае, если полагающаяся застрахованному лицу при жизни страховая сумма не была получена по причине его смерти.

Учитывая изложенное, а также факт волеизъявления ФИО1 получить страховую выплату при жизни, вывод суда первой инстанции о том, что спорные правоотношения допускают правопреемство, является верным.

Выводы суда апелляционной инстанции об обратном противоречат нормам материального, процессуального права, а также не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с оставлением в силе определения районного суда.

Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 04 августа 2020 года отменить, оставить в силе определение Октябрьского районного суда г.Владимира от 11 июня 2020 года.

Судья ФИО5

8Г-25899/2020 [88-550/2021 - (88-25104/2020)]

Категория:
Гражданские
Статус:
ДРУГИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ с удовл. касс. жалоб и предст.
Ответчики
УМВД России по Владимирской области
ФКУЗ «МСЧ МВД России по Владимирской области»
МВД
ООО СК «ВТБ Страхование» Владимирский филиал
ОМВД России по Юрьев-Польскому району Владимирской области
Другие
ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Владимирской области»
КАРПОВ ВАСИЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Курчевская Светлана Викторовна
Дело на странице суда
2kas.sudrf.ru
18.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее