Решение от 20.02.2024 по делу № 2-6/2024 (2-2700/2023;) от 03.04.2023

Дело № 2-1-6/2024

64RS0042-01-2023-002487-79

Решение

Именем Российской Федерации

20 февраля 2024 года                                город Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Мельникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Вачаевой А.Л.,

с участием истца Супруна А.В.,

представителя ответчика администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области – ФИО15,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитету жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, обществу с ограниченной ответственностью «Гранит», третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Многопрофильное строительство», Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный технический университет имени ФИО13», ФИО2 в лице законного представителя ФИО11, ФИО3, ФИО4, об обустройстве дорожного покрытия, демонтаже и установке бордюрного ограждения, обустройстве ливневой системы, тротуаров, возмещении ущерба,

установил:

ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8,
ФИО9, ФИО10, ФИО11 обратились в суд с иском к администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об обязании устранить препятствия в пользовании истцами жилыми помещениями - привести в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы» участок автодороги на улице <адрес> в Энгельсе от
<адрес> в прямом направлении до <адрес> в <адрес> установить бордюрные ограждения вдоль дорожного покрытия, тротуарные дорожки для движения пешеходов, ливневки для отвода дождевых и талых вод с обоих сторон по ходу движения; об обязании устранить препятствия в пользовании истцами жилыми помещениями - привести в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы» - установить и восстановить асфальтированное дорожное покрытие с бордюрным ограждением в незатронутых ремонтом участки автодороги на улице <адрес> в Энгельсе, согласно дислокации публичной карты Энгельсского муниципального района.

Требования мотивированы тем, что истец ФИО1 имеет право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; истец
ФИО5 имеет право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; истец ФИО6 имеет право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; истец ФИО7 имеет право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, истец ФИО8 P.M. имеет право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>,
ул. <адрес>, истец ФИО9 имеет право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>,
<адрес>, ул. <адрес>. Право собственности истцов зарегистрировано в установленном законом порядке. Ответчиком администрацией Энгельсского муниципального района в сентябре 2020 года посредством привлечения подрядчиков частично выполнен капитальный ремонт дорожного покрытия автодороги на участке улицы <адрес> в <адрес> в прямом направлении от <адрес> часть дороги по ул. <адрес> ответчиком не ремонтировалась. Согласно заключению ДН и ОД ГИБДД МУ МВД России «Энгельсское» от ДД.ММ.ГГГГ, по ул. <адрес> в <адрес> после капитального ремонта дорожного полотна отсутствуют: тротуарные дорожки для движения пешеходов, ливневки для отвода дождевых и талых вод, отсутствует асфальтобетонное покрытие, по всему периметру занижена проезжая часть по отношению к <адрес> ответчиком капитальный ремонт по
ул. <адрес> в <адрес> не соответствует требованиям установленным
ФИО20 50597-2017. Не отремонтированные части дороги по ул. <адрес> имеют многочисленные просадки, выбоины и иные повреждения. Истцы постоянно проживают по вышеуказанным адресам и используют автодорогу, в связи с чем, являются потребителями. Обязанность по содержанию дорог <адрес> и обеспечению соответствия дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам в соответствии с действующим законодательством возложена на комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес>. Вместе с тем, не проведенный ремонт части дороги по
ул. <адрес> в <адрес>, не соответствие регламента выполненных работ требованиям ФИО20 50597-2017, существенным образом угрожает безопасности участников дорожного движения, а также нарушает жилищные права истцов. На протяжении длительного времени при выпадении осадков и в паводок происходит обильное затекание водных масс в домовладения истцов с расположенных выше по уровню улиц Короткая и Лесозаводская в <адрес>. Водные массы обильно стекают также и в рядом расположенное озеро Став, в связи с чем, возникает угроза экологической катастрофы в виде загрязнения вод озера. На протяжении длительного времени на дорогах по <адрес>у образовывается грязь и лужи. Доступы в этой связи в домовладения истцов по этим причинам затруднены. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес> в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ - жилое помещение (жилой дом) по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, не соответствует п. 133, pVIII «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и (Проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». При обследовании помещений жилого дома выявлена плесень на стене в жилой комнате (в спальне) и в нижней части стены кухни. В ходе обследования, в техническом подполье выявлены следы затопления (грунт и стены подполья влажные). Таким образом, ответчиком нарушены жилищные права истцов. Ввиду несоответствия требованиям, установленным ФИО20 50597-2017, при капитальном ремонте дорожного покрытия по ул. <адрес> в <адрес> ответчиком истцу ФИО5 причинен имущественный вред, взаимосвязанный с многократных заливов водными массами домовладения по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, выраженный в следующем: водой залита система центрального питьевого водоснабжения с перепускным клапаном (колодец) перед домовладением; осадочными потоковыми массами загрязнена плодородная почва на площади 50 кв.м с лицевой стороны жилого дома; частичное разрушение опалубки вокруг жилого дома; частичное разрушение цокольного покрытия с лицевого (углы) и левой стороны жилого дома; в техническом подполье жилого дома грунт и стены влажные; плесень на стене в жилой комнате (в спальне) и в нижней части стены кухни; плесень в пеналах встроенной деревянной кухни. В порядке досудебного урегулирования вопроса устранения допущенных нарушений администрацией Энгельсского муниципального района самоустранилась, меры к устранению не приняты. Таким образом, ответчиком нарушены жилищные права истцов, в связи с чем, за защитой нарушенных прав вынуждены обратиться в суд.

Далее истцы уточнили исковые требования, увеличив их, просили суд обязать ответчика от <адрес> направлении <адрес> по ул. <адрес> в
<адрес> установить дорожное покрытие, демонтировать старое и установить новое бордюрное ограждение по правой и левой стороне по ходу движения, установить ливневки; от <адрес> в направлении <адрес> по ул. <адрес> в
<адрес> установить дорожной покрытие, демонтировать старое и установить новое бордюрное ограждение по правой и левой стороне по ходу движения, установить ливневки; от <адрес> направлении <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> установить дорожной покрытие, установить бордюрное ограждение по правой и левой стороне по ходу движения, установить ливневки; от <адрес> направлении <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> установить дорожное покрытие, демонтировать старое и установить новое бордюрное ограждение по правой и левой стороне по ходу движения, установить ливневки; от <адрес> (торец <адрес>) в прямом направлении через мостовую переправу озера «Став» до <адрес> по ул. <адрес> в <адрес> установить пешеходную дорожку (тротуар) по правой и левой стороне по ходу движения, демонтировать старое и установить новое бордюрное ограждение с обоих сторон, установить ливневки.

Кроме того, истец ФИО5 также уточнил требования, увеличив их, мотивируя их тем, что в виду завышения дорожного покрытия по ул. <адрес> в <адрес> по отношении к территории прилегающей к домовладению по ул. <адрес> в <адрес> собственнику домовладения - истцу
ФИО5 причинен имущественный вред, взаимосвязанный с многократным заливом водными (талыми и дождевыми) массами домовладения, выраженный в следующем: водой залита система центрального питьевого водоснабжения с перепускным клапаном (колодец) перед домовладением; осадочными потоковыми массами загрязнена плодородная почва на площади 50 кв.м с лицевой стороны жилого дома; коррозия нижней части профлиста забора в количестве 12 шт.; частичное разрушение опалубки вокруг жилого дома; частичное разрушение цокольного покрытия с лицевого (углы) и левой стороны жилого дома; в техническом подполье жилого дома грунт и стены влажные; плесень на стене в жилой комнате (в спальне) и в нижней части стены кухни; плесень в пеналах встроенной деревянной кухни. С учетом изложенного просил суд взыскать в его пользу с администрации Энгельсского муниципального района <адрес> имущественный вред в размере вред 50 000 руб., связанный с многократным заливом водными массами со стороны дорожного покрытия домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

Впоследствии истцы требования еще раз уточнили и просили суд для предотвращения залива поверхностными водами домов истцов ( ФИО10
«а» ФИО11, ФИО1, ФИО9, ФИО7, ФИО5, ФИО8 P.M. и ФИО6) с дорожного покрытия от торца <адрес> (ФИО10) в направлении мостовой переправы озера «Став» понудить администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> разработать проектную документацию устройства ливневой канализации; между <адрес> и лицевой стороной домовладения (истец ФИО10), домовладений «а» (истец ФИО11) и (истец ФИО5),
домами (истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) устранить дефекты съезда дорожного покрытия к прилегающим дорогам; в прямом направлении вдоль торца домовладения (истец ФИО10), вдоль домовладений «а»
(истец ФИО11.), (истец ФИО5), домами (истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) обустроить однополосную пешеходную дорожку шириной не менее 1,0 м. с устранением деформационных частей старого асфальтобетонного покрытия и в отсутствующих частях установления нового твердого покрытия; в соответствии с пунктами 4.2.4. и 4.2.5. ГОСТ 6665-91 в прямом направлении от торца домовладения (истец ФИО10) вдоль стороны домовладений «а»
(истец ФИО11), (истец ФИО5), (истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) переустановить и заменить дифекционные бордюры в любой их точке на высоту, не превышающую 10 сантиметров расстояния, между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, за исключением мест пересечения пешеходных путей и путей выезда автотранспорта на прилегающие территории домовладений с проезжей частью дороги высотой 5 см.; в соответствии с пунктами 4.2.4. и 4.2.5.
ГОСТ 6665-91 от лицевой стороны домовладения «а» (истец ФИО11) вдоль стороны домовладений (истец ФИО1) и
(истец ФИО9) переустановить и заменить дифекционные бордюры в любой их точке на высоту, не превышающую 10 сантиметров расстояния, между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, за исключением мест пересечения путей выезда автотранспорта на территории домовладений с проезжей частью дороги высотой 5 см.; в круговом направлении между домовладениями «а» (истец ФИО11) и
(истец ФИО5) вдоль домовладений (истец ФИО1),
(истец ФИО9), (истец ФИО7) и между домовладениями
(истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) установить твердое дорожное покрытие.

Истцы далее уточнили исковые требования, в их обоснование ссылались на следующее.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ (ответ на
вопрос ), для устранения затопления земельных участков и придомовой территории участков истцов необходимо разработать проектную документацию с учетом расчета расхода поверхностных вод, поступающих на земельные участки по адресу: <адрес>, ул. <адрес>. В проектной документации должно быть схематично указано расположение ливневых канализаций и тротуарных бордюрных ограждений.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул. <адрес> Энгельсского муниципального района <адрес>, произведено без учета положений «Перечень работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, СП 396.1325800.2018 «Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования», что являлось причиной изменения рельефа местности. Данный факт в совокупности с не проведением работ по замене бордюров, необеспечением водоотвода с прилегающих к улице/дороге территорий, отсутствия ливневой канализации, привел к попаданию сточных вод на земельные участки, прилегающие к дороге, что в свою очередь привело к причинению ущерба домовладениям, расположенных на земельных участках (в том числе дому по
ул. <адрес> в <адрес>). Содержание дороги органами местного самоуправления не соответствует положениям пунктов 4.2.,4.3.,4.9.,5.6.
ФИО20 59205-2021. Обязанность по надлежащему содержанию, ремонту, капитальному ремонту дорог местного значения лежит на органах местного самоуправления (в данном случае администрации Энгельсского муниципального района). Таким образом, в результате бездействия администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, вызванного невыполнением изложенного регламента работ, собственники домовладений по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, истцы ФИО5 (<адрес>), ФИО1 (<адрес>), ФИО6
(<адрес>), ФИО7 (<адрес>), ФИО8 P.M. (<адрес>), ФИО10 (<адрес>),
ФИО9 (<адрес>) и ФИО11 (<адрес>), лишены возможности в пользовании жилыми помещениями вследствие залива поверхностными водами домовладений с прилегающей дороги.

С учетом изложенного истцы просили суд обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> в месте расположений домовладений истцов по адресу: <адрес>, ул. <адрес> - ФИО5, ФИО10, «а» ФИО11,
ФИО1, ФИО9, ФИО7, ФИО8 P.M. и ФИО6, разработать проектную документацию в специализированной организации, имеющей допуск к выполнению работ по отведению сточных вод и строительству ливневой канализации, и организовать отведение сточных вод в виде строительства ливневой канализации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. За каждый просроченный день неисполнения судебного решения установить выплату истцам в виде неустойки в размере 100 руб. каждому; обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> между <адрес> и лицевой стороной домовладения
(истец ФИО10), домовладений «а» (истец ФИО11) и
(истец ФИО5), домами (истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) устранить дефекционные съезды с дорожного покрытия к прилегающим дорогам в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> в прямом направлении вдоль торца домовладения (истец ФИО10), вдоль домовладений «а» (истец ФИО11), (истец ФИО5),
домами (истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) обустроить однополосную пешеходную дорожку шириной не менее 1,0 м с устранением деформационных частей старого асфальтобетонного покрытия и в отсутствующих частях установления нового твердого покрытия в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> в прямом направлении от торца домовладения (истец ФИО10) вдоль стороны домовладений «а» (истец ФИО11),
(истец ФИО5), (истец ФИО8 P.M.) и (истец ФИО6) переустановить и заменить дефекционные бордюры в любой их точке на высоту,
не превышающую 10 сантиметров расстояния, между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, за исключением мест пересечения пешеходных путей и путей выезда автотранспорта на прилегающие территории домовладений с проезжей частью дороги высотой 5 см. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> в направлении от лицевой стороны домовладения «а» (истец ФИО11) вдоль стороны домовладений (истец ФИО1) и (истец ФИО9) переустановить и заменить дифекционные бордюры в любой их точке на высоту,
не превышающую 10 сантиметров расстояния, между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, за исключением мест пересечения путей выезда автотранспорта на территории домовладений с проезжей частью дороги высотой 5 см. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Энгельсского муниципального района <адрес> в круговом направлении между домовладениями «а» (истец ФИО11) и (истец ФИО5) вдоль домовладений (истец ФИО1), (истец ФИО9),
(истец ФИО7) и между домовладениями (истец ФИО8 P.M.) и
(истец ФИО6) установить твердое дорожное покрытие в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; взыскать с администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в пользу истца
ФИО5 имущественный вред, причиненный вследствие залива домовладения по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, в размере
153 631 руб.; взыскать с администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в пользу истцов компенсацию морального вреда в размере
30 000 руб. каждому; взыскать с администрации Энгельсского муниципального района <адрес> в пользу истцов судебный штраф в размере 50% от взысканной суммы; взыскать с администрации Энгельсского муниципального района
<адрес> в пользу истца ФИО5 судебные издержки - оплата услуг представителя в размере 30 000 руб.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству стороны истца судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес>, общество с ограниченной ответственностью «Гранит» (далее – ООО «Гранит»).

В письменных возражениях на иск администрация Энгельсского муниципального района <адрес> с учетом их дополнений считала себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес> осуществляет функции и полномочия местной администрации муниципального образования <адрес> муниципального района в части дорожной деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Относительно требований истцов о приведении дороги в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017 установить бордюрные ограждения, тротуарные дорожки движения пешеходов, ливневой системы. В своем заключении эксперт на основании проведенного визуального обследования дороги и документального исследования материалов дела, давая оценку одному доказательств, содержащихся в материалах дела - рапорту капитана полиции ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ о состоянии дороги, указал, что отсутствие тротуарных дорожек и прочего не является нарушением ГОСТ 50597-2017, указанный ГОСТ не содержит указаний относительно ливневой канализации и ее размещения. Данный ГОСТ может применяться при фактическом наличии какого-либо элемента, он не определяет, что указанные элементы необходимо иметь в наличии (т. 2 л.д. 50-51). В заключении эксперт в ответе на 5 и 6 вопросы суда относительно ливневой канализации и тротуаров, указал, что на исследуемом объекте тротуары и ливневая канализация отсутствуют. Работы в части строительства указанных объектов, в соответствии с действующим законодательством должны проводится в рамках работ по реконструкции дороги или при строительстве новой дороги, при проведении ремонта и капитального ремонта такие работы не проводятся (т. 2 л.д. 54, 57). Водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод. На территории <адрес> отсутствует система централизованной ливневой канализации. Требования истцов об установки ливневой системы, тротуаров связаны с реконструкцией указанной дороги. Таким образом, фактически истцами заявлено требование о возложении на администрацию обязанности произвести реконструкцию автомобильной дороги, а не устранить существующие нарушения, что является вмешательством в компетенцию органа местного самоуправления, к исключительным полномочиям которого относится принятие решения о реконструкции автомобильных дорог местного значения. Для принятия такого решения необходимо соответствующее обоснование, разработка проектной документации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом и Законом об автомобильных дорогах (часть 1 статьи 16 Закона об автомобильных дорогах). Между тем, доказательств о необходимости реконструкции автомобильной дороги в настоящее время не приведено. Согласно технического паспорта автомобильной дороги по улице <адрес> в <адрес>, изготовленного в 2020 году, раздела Ведомость наличия и технического состояния бордюра (бортового камня) (л. 32 технического паспорта) на указанной автодороге, в том числе на спорном участке дороги, имеются бордюры, техническое состояние удовлетворительное. В заключении эксперт указал, что местами бордюры отсутствуют (т. 2 л.д. 61). Решение вопросов, связанных с организацией дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования <адрес> осуществляется в рамках реализации ведомственной целевой программы «Дорожная деятельность, благоустройство и оказание ритуальных услуг на территории муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> на 2010-2026 годы». В рамках указанной программы, в том числе, проводятся работы по ремонту автомобильных дорог. При этом в первоочередном порядке проводятся ремонтные работы дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, дорог, имеющих максимальный уровень загрузки транспортными средствами. Согласно сведениям, представленным комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи, в 2020 году в рамках исполнения муниципального контракта компанией ООО «Гранит» произведен ремонт указанной автомобильной дороги. Согласно заключению эксперта, каких-либо выбоин, трещин на спорной дороге не имеется, общее состояние покрытия говорит о его соответствии ГОСТ 50597-2017. С учетом изложенного, понуждение администрации к выполнению работ по капитальному ремонту конкретной дороги - ул. <адрес> в <адрес>, является вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления, и, с учетом состояния дороги - является нецелесообразным. По указанным основаниям не подлежит удовлетворению и второе требование истцов об обязании администрацию устранить препятствия в пользовании истцами жилыми помещениями - привести в соответствие с требованиями ГОСТ 50597-2017 установить и восстановить асфальтированное дорожное покрытие с бордюрным ограждением в незатронутых ремонтом участки дороги на ул. <адрес>, согласно дислокации публичной карты. Учитывая рельеф местности, на которой расположен дом истца, истец, как сособственник жилого дома, должен был предпринять меры по перехвату и отведению ливневых и поверхностных вод от принадлежащего ему дома, однако таких мер предпринято не было, экспертом не установлено. Эксперт указал, что причиной затопления участка перед указанным жилым домом является совместное воздействие ряда факторов, в числе которых можно выделить: отсутствие устройства для перехвата поверхностных вод от ливневого стока и снеготаяния, отсутствие уклона местности непосредственно перед самим жилым домом, полив цветов перед домом (т. 2 л.д. 68). Более того, эксперт указал, что затопление земельного участка и жилого <адрес> учетом местных условий произошло бы в любом случае, чему способствовали также особенности погодных условий в конце 2022 года - частые и обильные жидкие осадки, таяние выпавших твердых осадков (снега) (т. 2 л.д. 68). При таких обстоятельствах, с учетом наличия вины собственника в причинённом ущербе, наличия форс-мажорных обстоятельств - особенность погодных условий, обязанность по возмещению ущерба, причиненного подтоплением дома - не может быть возложена на ответчика. По мнению ответчика, истцы немотивированно, без учета возможности реального исполнения заявленных требований, просят установить шестимесячный срок для разработки проектной документации и строительства ливневой канализации. Принимая во внимание, что работы по проектированию, строительству ливневой канализации на ул. <адрес> в <адрес> и благоустройству указанной дороги в бюджете муниципального образования, <адрес> на 2023-2025 годы не включены, отсутствует технический паспорт на часть дороги по ул. <адрес>, не разработана проектная документация, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований, в том числе с указанием на шестимесячный срок. Указанный спор не носит гражданско-правового характера, при котором применяются положения
ГПК РФ о судебной неустойке, в связи с чем требование о взыскании неустойки за каждый просроченный день неисполнения судебного акта удовлетворению не подлежит. Фактов, указывающих на нарушение администрацией личных неимущественных прав истца или посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, повлекшие причинение физических или нравственных страданий (статьи 12, 151 ГК РФ) материалы дела не содержат, требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат. Администрация Энгельсского муниципального района считает, что заявленная к взысканию сумма судебных расходов на оплату услуг представителя в размере
30 000 руб. является завышенной и подлежит снижению.

В возражениях ООО «Гранит» также считало себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Истец ФИО5 в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнений поддержал, дал пояснения, аналогичные содержанию иска, при этом указал, что на его обращение в администрацию по данному вопросу фактически поступила отписка.

Представитель ответчика администрации Энгельсского муниципального района <адрес>ФИО15 заявленные требования истцов с учетом их уточнений не признала, поясняя, что администрация является ненадлежащим ответчиком, коим является Комитет ЖКХ, который заключал муниципальный контракт, предметом которого являлась указанная дорога. При разрешении спора должен быть учтен публичный и частный интерес, при этом у муниципалитета имеются расходные обязательства по обеспечению многодетных семей земельными участками, в ходе которого обустройство инфраструктуры происходит за счет местного бюджета, также в <адрес> активно ведется дорожная деятельность. При этом экспертизой установлено, что после ремонта дороги идет подтопление домовладения истца. Считала, что требование об устройстве ливневой канализации удовлетворению не подлежит, а следует ограничиться восстановлением тротуаров.

Истцы ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, представители ответчиков комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес>,
ООО «Гранит», третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО2 в лице законного представителя ФИО11, ФИО2, ФИО4, представители третьих лиц:
ООО «Многопрофильное строительство», ФГОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени ФИО13», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд в соответствии со статьей 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав истца ФИО5, представителя ответчика, показания экспертов ФИО16, ФИО17, подтвердивших выводы судебной экспертизы, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям в следующем объеме.

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

В силу статьи 11 ГК РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

Исходя из вышеназванных положений закона, сторона по делу самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо ее право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьей 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.

В силу статьи 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений.

При рассмотрении дела установлено, что истцу ФИО10 на праве собственности принадлежит жилой доме с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, г Энгельс, <адрес>; истцу ФИО1 - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес> (т. 4 л.д. 95-102), истцу ФИО11 и третьим лицам ФИО2, ФИО2, ФИО4 - земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (т. 4 л.д. 103-115), истец
ФИО9 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, г Энгельс, <адрес> (т. 4 л.д. 116), истцу ФИО7 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и жилой дом с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенные по адресу: <адрес> (т. 4 л.д. 117-123),
истец ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>,
<адрес> (т. 4 л.д. 124-129), истцу ФИО8 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, г Энгельс, <адрес> (т. 4 л.д. 130-132), истец ФИО6 является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес>
(т. 4 л.д. 133-135).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу положений статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе тротуары.

Содержание дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (части 1 - 2 статьи 17 Федерального закона
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов (часть 2 статьи 13 Федерального закона
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Полномочия органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения определяются Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Из положений статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органа местного самоуправления городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ
№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 указанного Федерального закона под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила ДД.ММ.ГГГГ-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий.

Таким образом, организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

Пункт 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , выделяет следующие виды централизованных систем водоотведения в зависимости от своего предназначения:

а) централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее - хозяйственно-бытовые сточные воды), а также сточных вод, образовавшихся в результате производства продукции и (или) оказания услуг (далее - производственные сточные воды), при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами;

б) централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод;

в) централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами;

г) централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения.

На основании пункта 21.3 «СП 30.13330.2020. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*», утвержденных и введенных в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр, при отсутствии централизованной ливневой системы водоотведения выпуск дождевых вод из внутренних водостоков следует принимать в централизованную общесплавную или комбинированную систему водоотведения (канализационную сеть) или открыто в лотки около здания (кроме зданий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций). При этом следует предусматривать мероприятия, исключающие размыв поверхности земли около здания.

Как следует из выводов экспертных заключений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от
ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, составленных в рамках санитарно-эпидемиологической экспертизы объекта, жилой дом по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, не соответствует п. 133. p.VIII «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию зданий и помещений» СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», поскольку в ходе обследования в техническом подполье выявлены следы затопления (грунт и стены технического подполья влажные) (т. 1 л.д. 72, т. 2 л.д. 119-120).

Истцами подтверждено документально наличие затопления их земельных участков (т. 1 л.д. 15-27, 76-81, т. 2 л.д. 184-200).

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии нарушения прав истцов на благоприятную среду.

В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела назначено две судебные строительно-технические экспертизы, проведение которых поручено экспертам
ООО «Саратовское экспертное бюро» (т. 2 л.д. 39-110) и ООО «Айкью-Эксперт»
(т. 3 л.д. 4-55).

При этом как в заключении эксперта ООО «Саратовское экспертное бюро»
от ДД.ММ.ГГГГ (ответ на вопрос ), так и в заключении эксперта
ООО «Айкью-Эксперт» -С-ПТ от ДД.ММ.ГГГГ (ответ на вопрос
), в качестве причины затопления земельных участков, придомовых территорий истцов, в том числе и жилого дома истца ФИО5, определено отсутствие системы водоотвода поверхностных вод, местами отсутствие бордюров, стокорегулирующих сооружений, обеспечивающих водоотведение сточных вод с дорожного полотна ул. <адрес> и прилегающих улице (дороге) территорий.

При этом, отвечая на вопрос , эксперт ООО «Саратовское экспертное бюро» пришел к выводу, что для устранения затопления земельных участков и придомовой территории участков истцов необходимо разработать проектную документацию с учетом расчетного расхода поверхностных вод, поступающих на земельные участки по адресу: <адрес>, ул. <адрес>; судебный строительно-технический эксперт не обладает специальными познаниями в области разработки проектных документации; данными работами занимаются проектные институты.

Допрошенные в судебном заседании эксперты ФИО16, ФИО17 пояснили, что с учетом соблюдения баланса между частным и публичным интересом восстановление лишь бордюров на дороге около земельных участков истцов в данном случае возможно и решило бы проблему затопления их земельных участков, но с большой вероятностью способствовало продвижению поверхностных вод к земельным участкам их соседей, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что восстановление нарушенного права истцов без нарушения прав иных лиц возможно лишь по средством комплексного решения - разработки проектной документации в специализированной организации, имеющей допуск к выполнению работ по водоотведению сточных вод с дороги, в отношении участка улицы в районе домов №, 18, 18 «а», 19, 28, 36, 39, 40 по <адрес>у в <адрес>, и выполнения работ в соответствии с данным проектом. При этом, с учетом ответа эксперта ООО «Саратовское экспертное бюро» на вопрос , положений пункта 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , в настоящее время нельзя ограничить специалиста точным видом системы водоотведения, поскольку лишь при проектировании может быть учтена многофакторность конкретного технического решения.

При этом отсутствие ливневой канализации в <адрес> не является основанием для отказа в удовлетворении иска, как на то указывал ответчик администрация Энгельсского муниципального района <адрес>, так как текущее положение влечет нарушение прав жителей данного города, тем более, что ливневая канализация упоминается в пунктах 4.16, 6.13 и подпунктах 3, 4, 27, 51 раздела 7 Правил благоустройства территории муниципального образования
<адрес> муниципального района <адрес>, утвержденных решение Энгельсского городского Совета депутатов от
ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).

В то же время, заслуживают внимания доводы ответчиков, что надлежащими ответчика по данному делу не являются ни администрация Энгельсского муниципального района <адрес>, в полномочиях которой дорожная деятельность отсутствует, ни ООО «Гранит», с которым комитетом жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении муниципального контракта _60681 от ДД.ММ.ГГГГ, в рамках которого производились работы по ремонту дорожного покрытия в <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес> (на участке от <адрес>а до ул. 2-го <адрес>а) со снятием 5 см толщины старого покрытия и устройства 9 см толщины нового покрытия (т. 1 л.д. 177-180, т. 3 л.д. 202, т. 4 л.д. 2-56), и обязательства сторон прекратились.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения городского поселения.

Городская администрация (администрация муниципального образования
<адрес>) на основании решения Энгельсского городского Совета депутата
ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована, но расходные обязательства, связанные с исполнением полномочий городского поселения остались обязательствами муниципального образования <адрес> и муниципальным районам не передавались.

Подпунктом 2 пункта 3 Постановления администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах осуществления администрацией Энгельсского муниципального района функций и полномочий местной администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>» установлено, что функции и полномочия местной администрации муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), организации дорожного движения, а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комитет ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет ЖКХ).

Положение о Комитете ЖКХ, утвержденное решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , регламентирует деятельность Комитета как органа администрации, исполняющего функции и полномочия органа местного самоуправления Энгельсского муниципального района и, как следует из пункта 2.2, предусматривает выполнение названным муниципальным органом иных задач и возложенных обязанностей, в том числе, как органа администрации, исполняющего функции и полномочия органа местного самоуправления городского поселения - муниципального образования <адрес> муниципального района.

В целях реализации данных полномочий постановлением администрации Энгельсского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) утверждена Ведомственная целевая программа «Дорожная деятельность, благоустройство и оказание ритуальных услуг на территории муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес> на 2018-2026 годы» (далее - Программа).

Согласно паспорту Программы заказчиком и разработчиком Программы является Комитет ЖКХ. Целями и задачами Программы является в том числе:

обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>;

обеспечение качественного и своевременного выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных общего пользования местного значения муниципального образования <адрес> муниципального района <адрес>.

Согласно разделу 1 Программы, содержание дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий по систематическому уходу за дорогами, дорожными сооружениями и прилегающими объектами в целях поддержания их в надлежащем порядке в течение всего года и исправления незначительных деформаций и повреждений.

Исполнителями Программы являются в числе прочих Комитет ЖКХ.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования <адрес> (раздел 5 «Ресурсное обеспечение программы»).

В соответствии с разделом 6 «Механизм реализации Программы» реализация программных мероприятий осуществляется Комитетом ЖКХ и подведомственными ему муниципальными организациями - исполнителями Программы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, комплексом программных мероприятий, предусмотренных разделом 4 настоящей Программы, с учетом основных видов деятельности муниципальных организаций.

Комитет ЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в целях осуществления подведомственными ему муниципальными организациями - исполнителями мероприятий, предусмотренных настоящей Программой.

Комитет ЖКХ несет ответственность за выполнение подведомственными ему муниципальными организациями программных мероприятий и оказывает им содействие, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать с изображением герба Энгельсского муниципального района, штамп, бланки (пункт 1.5 Положения о Комитете ЖКХ).

Комитет приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательство Российской Федерации (пункт 1.6 Положения о Комитете ЖКХ).

Принимая во внимание приведенное нормативное правовое регулирование, учитывая, что нормативным актом определён орган по решению вопросов местное значения в области дорожного хозяйства, требования истцов в указанной части подлежат удовлетворению к Комитету ЖКХ, как к надлежащему ответчику, в удовлетворении всех требований к администрации Энгельсского муниципального района и ООО «Гранит» следует отказать.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность по восстановлению нарушенного права истцов должна быть возложена на Комитет ЖКХ.

Обсуждая вопрос о сроке выполнения данной обязанности, суд исходит из следующего.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, часть 2 статьи 174 АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона
ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Применительно к настоящему делу к вопросам местного значения городского округа также относятся участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а также организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера (пункты 8 и 28 части 1 статьи 16 этого же федерального закона).

Организация водоотведения является обязанностью органа местного самоуправления, направленной, в том числе, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного и водоотведения, защиту от подтопления территорий и отдельных объектов, безопасности дорожного движения. Данная обязанность напрямую возложена нормами закона на органы местного самоуправления и подразумевает под собой весь комплекс действий, связанных с разработкой проекта, несением затрат и строительством. При этом обстоятельства недостаточного финансирования не могут являться основанием для освобождения данного органа от исполнения указанных полномочий, поскольку они не должны влиять на права граждан.

С учетом общественной значимости разрешаемого вопроса, а также с точки зрения соблюдения баланса публичного и частного интересов, бюджетного процесса двухгодичный срок является разумным, поскольку он обусловлен составлением проектно-сметной документации, проведением конкурсных процедур, выделением финансирования, заключением контрактов с подрядной организацией и самими работами.

В связи с чем возложенную судом обязанность Комитету ЖКХ следует исполнить в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В данном случае оснований для взыскания в пользу истцов судебной неустойки суд не усматривает с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ
«О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», согласно которой поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и
главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.

Истцами также заявлены требования, которые неоднократно уточнялись, о возложении на ответчика обязанности проведения иных работ, в том числе по установке бордюрных ограждений вдоль дорожного покрытия, тротуарных дорожек для движения пешеходов, установке и восстановлению асфальтированного дорожного покрытия, устранению дефектов съезда дорожного покрытия к прилегающим дорогам.

Поскольку судом принято решение о восстановлении права истцов, определено средство его достижения, возложение на ответчика дополнительных обязанностей по благоустройству территории сверх восстановленного права повлечет нарушение баланса с правами иных жителей города, так как работа в области дорожной деятельности ведется Комитетом ЖКХ на плановой основе.

При этом следует отметить, что решением суда не вводится какое-либо ограничение на включение данных работ как в проект, в случае, если специализированная организация придет к выводу об их необходимости, так и в плановую работу Комитета ЖКХ в области дорожной деятельности по итогам рассмотрению настоящего спора.

Таким образом, в удовлетворении требований истцов о возложении на ответчика обязанности проведения иных работ, в том числе по установке бордюрных ограждений вдоль дорожного покрытия, тротуарных дорожек для движения пешеходов, установке и восстановлению асфальтированного дорожного покрытия, устранению дефектов съезда дорожного покрытия к прилегающим дорогам, следует отказать.

Также отсутствуют основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда и штрафа, поскольку данные требования связаны с неправильным толкованием норм материального права в данном споре, в связи с чем суд отказывает в их удовлетворении.

Вместе с тем, в рамках повторной экспертизы и в ходе допроса эксперта в судебном заседании нашло подтверждение причинение имущественного ущерба истцу ФИО5 в размере 153 631 руб., в связи с чем данные денежные средства подлежат взысканию в его пользу с Комитета ЖКХ, причин не согласиться с данным размером ущерба у суда не имеется.

Кроме того, истец ФИО5 просил взыскать в свою пользу расходы на оплату услуг представителя, в подтверждение несения которых приложил договор об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ и расписку об оплате денежных средств в размере 30 000 руб. представителю (т. 3 л.д. 69-71).

С учетом положений статей 88, 96, 100 ГПК РФ, степени фактического исполнения возложенных данным договором на представителя обязанностей, категории спора, суд приходит к выводу о возможности взыскания в пользу истца ФИО5 с Комитета ЖКХ 8 000 руб., в остальной части заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026401983475,
░░░ 6449020910) - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026401983475,
░░░ 6449020910) ░ ░░░░░░░ 2 ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░,
░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026401983475, ░░░ 6449020910) ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░5 <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ 153 631 ░░░., ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 000 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░
░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ 1026401983475, ░░░ 6449020910) – ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6449013567,
░░░░ 1026401988183), ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░»
(░░░ 6411078244, ░░░░ 1156451032000) - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)

░░░░░. ░░░░░            ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░

2-6/2024 (2-2700/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Альжанова Наталия Александровна
Супрун Юлия Алексеевна
Абушаев Шамиль Шакирович
Чурбанов Андрей Александрович
Супрун Алексей Викторович
Салов Сергей Иванович
Жилина Марина Михайловна
Тугушев Рахим Михайлович
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Гранит"
Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
Другие
Комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области
Информация скрыта
Егорова Ю.О.
ООО «Многопрофильное Строительство»
Рожко Елизавета Алексеевна
Коноваленко Ксения Алексеевна
Кутепова И.С.
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
Суд
Энгельсский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
engelsky.sar.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
10.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2023Предварительное судебное заседание
15.05.2023Предварительное судебное заседание
03.08.2023Производство по делу возобновлено
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
24.01.2024Производство по делу возобновлено
25.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2024Дело оформлено
25.03.2024Дело передано в архив
20.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее