РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2024 года город Тула
Зареченский районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Малеевой Т.Н.,
при секретаре Богачевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Зареченского района г. Тулы к обществу с ограниченной ответственностью «Раритет» об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор Зареченского района г. Тулы обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Раритет» об обязании совершить определенные действия в обоснование которого указал, что на основании решения заместителя прокурора Зареченского района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере промышленной безопасности в деятельности ООО «Раритет» при эксплуатации опасного производственного объекта.
ООО «Раритет» (ИНН №) осуществляет деятельность по эксплуатации сетей газопотребления, расположенных по адресу: <адрес> (административное здание и производственный цех).
Проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что: в нарушение пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», обществом не предоставлены сведения, характеризующие опасный производственный объект, для регистрации его в государственном реестре; в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 12 статьи 12 главы 2 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности №99-ФЗ от 04.05.2011г., обществом не оформлена лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. В связи с выявленными нарушениями, по согласованию с прокуратурой области, в адрес ООО «Раритет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности. Должностное лицо общества по постановлению прокурора привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения представления, согласно ответу ООО «Раритет», во исполнение требований прокурора обществом приняты меры по сбору документов, необходимых для идентификации объекта и постановки его на регистрационный учет. Осуществляется подготовка и сбор документов, необходимых для получения лицензии. Определен сотрудник для прохождения обучения и получения допуска к обеспечению ОПО, а также разрабатывается система производственного контроля за обеспечением безопасности ОПО. Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО «Раритет» не оформлена лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (не заключен договор со специализированной организацией на эксплуатацию ОПО). Тем самым требования представления прокуратуры Зареченского района г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени в полном объеме не исполнены, нарушения не устранены. Изложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении руководством ООО «Раритет» требований законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности, что является недопустимым, поскольку ставит под угрозу жизнь и здоровье жильцов многоквартирных домов. Нарушение требований законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов может повлечь нарушение гарантированных прав граждан на состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Исходя из изложенного, ссылаясь на положения действующего законодательства, просят обязать ООО «Раритет» (ИНН №) принять меры по устранению нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности при эксплуатации газопровода по адресу: <адрес>, а именно оформить лицензию на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности по указанному адресу (заключить договор со специализированной организацией на эксплуатацию указанного объекта ОПО). Данные мероприятия осуществить в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца старший помощник прокурора Зареченского района г.Тулы Джерики Ю.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, указала на то, что с учетом вступления решения в законную силу считает 6-ти месячный срок достаточным для исполнения решения суда.
Представитель ответчика ООО «Раритет» адвокат Кирюхина М.К. в судебном заседании исковые требования полагала обоснованными, но просила продлить срок для исполнения решения до 8-ми месяцев в связи с тем, что Общество предпринимает меры к устранению выявленных нарушений, однако имеется ряд затруднений.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон № 116-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
В соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 указанной статьи опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности. К III классу опасности относятся опасные производственные объекты средней опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (п. 4 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ).
В силу п.5 ст.2 Федерального закона №116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона № 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся в том числе: эксплуатация опасного производственного объекта; монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела ООО «Раритет» (ИНН № на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- нежилое здание (склад ОМТС с пристройкой) лит Д, д.1, расположенное по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации №№.
- нежилое здание (здание отдела перевозок с пристройкой) лит Н, н1, расположенное по адресу: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись регистрации №№
На основании договора поставки газа №№ от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Тула» осуществляет поставку газа ООО «Раритет» в точке подключения по адресу:. <адрес>, давление газа в точке подключения 0,23 Мпа.
На основании договора №№ на техническое обслуживание газового хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ АО «Тулагоргаз» осуществляет деятельность по техническому обслуживанию газового хозяйства ООО «Раритет» (проверка плотности газопровода, техническое обслуживание газового оборудования, аварийное обслуживание, заявочный ремонт) по адресу: <адрес>. С учетом изменений к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ АО «Тулагоргаз» оказывает услуги по техническому обслуживанию производственных и административных корпусов ООО «Раритет» в виде технического осмотра подземных и надземных газопроводов среднего давления, обход ШГРП и др. Осуществление деятельности эксплуатации газопровода АО «Тулагоргаз» договором не предусмотрена.
Таким образом, ООО «Раритет» является организацией эксплуатирующей опасный производственный объект – сеть газопотребления (среднего давления) по адресу: <адрес>
Вместе с тем, на момент проверки ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в нарушение пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, п.5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», обществом не предоставлены сведения, характеризующие опасный производственный объект, для регистрации его в государственном реестре; в нарушение пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ, пункта 12 статьи 12 главы 2 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности №№, обществом не оформлена лицензия на право эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
В связи с выявленными нарушениями в адрес ООО «Раритет» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере промышленной безопасности.
Согласно ответу ООО «Раритет» во исполнение требований прокурора обществом приняты меры по сбору документов, необходимых для идентификации объекта и постановки его на регистрационный учет. Осуществляется подготовка и сбор документов, необходимых для получения лицензии. Определен сотрудник для прохождения обучения и получения допуска к обеспечению ОПО, а также разрабатывается система производственного контроля за обеспечением безопасности ОПО.
Также ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован объект не недвижимости «Газопровод среднего давления» в состав которого входит ГРПШ. Для регистрации ОПО в Ростехнадзоре необходимо оформить земельный участок, в связи с чем начата работа по оформлению земельного участка в аренду.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что до настоящего времени требования представления прокуратуры Зареченского района г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме не исполнены, нарушения не устранены.
Учитывая, что несоблюдение требований действующего законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов может повлечь нарушение гарантированных прав граждан на состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Кроме того, поскольку ООО «Раритет» необходимо принять меры по устранению допущенных нарушений, то есть надлежит произвести определенные действия, суд считает необходимым предоставить ответчику разумный срок для его исполнения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку считает, что заявленный истцом шестимесячный срок с учетом объема работ, необходимых для устранения допущенных нарушений отвечает требованиям разумности, в связи с чем оснований для продления указанного срока до восьми месяцев, как о том заявлено представителем ответчика не усматривает.
Помимо того, суд считает необходимым отметить, тот факт, что на стадии исполнения решения ответчик не лишен возможности обратиться с соответствующим заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░» (░░░ № ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ I, II ░ III ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░).
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 (░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.
░░░░░___________░░░░░░░░░ _____________ «____»____________ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-858/2024 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░.