№2А-5357/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2016 года г.Щёлково
Щёлковский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Калленберг А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску СНТ «Флора-2» к ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о признании незаконными решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости,
Установил:
СНТ «Флора-2» обратилось в суд с настоящим административным иском. В обоснование заявленных требований указало, что является собственником земельного участка площадью 13 085кв.м. с кадастровым номером №, относящегося к имуществу общего пользования и расположенного по адресу: <адрес> В отношении данного земельного участка в 2011 году выполнено межевание, а 08.02.2012 года произведен его кадастровый учет. В 2014 году в результате проверки материалов межевания кадастровым инженером было выявлено несоответствие фактических (измеренных) местопололжений границ земельного участка с данными ГКН, причиной чего явилась кадастровая ошибка. 24.06.2016 года административный истец обратился в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана, однако решением от 08.07.2016 года №№ ему было в этом отказано на основании п.2 ч.5 и ч.4 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Ссылаясь на то, что основанием к уточнению сведений о границах земельного участка являлась кадастровая ошибка, причиной отказа стало новое замечание, которое не было указано в предыдущем отказе, СНТ «Флора-2» просит суд признать незаконным решение ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 24.06.2016 года об отказе в учете изменений объекта недвижимости и возложить на административного ответчика обязанность осуществить такой учет.
В судебном заседании представитель административного истца – Пригородов В.П. иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области - Мельникова М.И., в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на административный иск, просила отказать в удовлетворении заявленных требований /л.д.42/.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что СНТ «Флора-2» ранее было расположено на территории земельного участка общей площадью 6,65га с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>
Постановлениями Главы Щелковского муниципального района от 25.06.2010 года № и от 03.03.2011 года № утверждена схема расположения земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования СНТ «Флора-2». В соответствии с проектом упорядочения территории товарищества, утвержденного постановлением Главы Щелковского района 12.08.2005 года №, предусмотрены земли общего пользования площадью 13085кв.м, находящиеся под дорогами. Проведено межевание границ земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, путем раздела земельного участка с кадастровым номером №.
В период с 2010 по 2012 год произведен полный раздел земельного участка с кадастровым номером № на индивидуальные участки членов СНТ «Флора-2» и земли общего пользования. Право собственности членов товарищества на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке, участки поставлены на кадастровый учет с определением границ,
СНТ «Флора-2» на основании Постановления Администрации Щелковского муниципального района от 28.09.2012 № является собственником земельного участка площадью 13 085кв.м. с кадастровым номером № относящегося к имуществу общего пользования и расположенного по адресу: <адрес>. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В 2014 году в результате проверки материалов межевания кадастровым инженером было выявлено несоответствие местоположения фактических границ земельного участка с данными ГКН, причиной которого явилась кадастровая ошибка.
Для устранения кадастровой ошибки кадастровым инженером был подготовлен межевой план.
До обращения в суд с настоящим иском административный истец неоднократно обращался в орган кадастрового учета с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
В связи с выявленными в представленном межевом плане №б/н от 27.11.2015 года неточностями и недостатками решением ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 10.12.2015 года №№ в учете изменений объекта недвижимости было отказано на основании ч.4 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", заявителю рекомендовано доработать представленные для кадастрового учета документы /л.д.5/.
Устранив выявленные недостатки, СНТ «Флора-2» 24.06.2016 года в лице председателя товарищества – Пригородов В.П., снова обратилось в орган государственного кадастрового учета с тем же заявлением, приложив межевой план б/н от 24.06.2016 года.
08.07.2016 года Отделом кадастрового учета №3 Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области принято решение №№ об отказе в учете изменений объекта недвижимости на основании п.2 ч.5 и ч.4 ст.27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" /л.д.6/.
В частности, органом кадастрового учета было выявлено:
- уточнение местоположения границ и изменение конфигурации земельного участка с кадастровым номером № не обусловлено его преобразованием, либо уточнением его границ, т.к. уточненные сведения о местоположении границы земельного участка содержатся в ГКН;
- в нарушение пунктов 13, 66 Требований в межевом плане в разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует обоснованный вывод о наличии кадастровой ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, а также обоснование уточнения местоположения границ земельного участка при использовании сведений, предусмотренных ч.9 ст.38 Закона о кадастре;
- в нарушение статей 39, 40 Закона о кадастре граница земельного участка не считается согласованной;
- в нарушение п.79 Требований в представленном для кадастрового учета изменений объекта недвижимости межевом плане отсутствует Акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами: № В соответствии с <данные изъяты>ч.4 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если тако
В соответствии с ч.4 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) при кадастровом учете в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Согласно п.2 ч.5 указанной нормы, при кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если при уточнении местоположения указанных границ нарушен установленный настоящим Федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с настоящим Федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, или случая признания местоположения указанных границ уточненным в порядке разрешения земельного спора о местоположении границ земельного участка.
В силу ч.7 ст.38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В силу ч.9 ст.38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера, изложенному в межевом плане от 24.06.2016 года, земельный участок с кадастровым номером № и смежные с ним земельные участки были образованы в результате раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № который в свою очередь был снят с кадастрового учета в связи с кадастровой ошибкой.
При проведении в 2011 году кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет (далее ГКН) земельного участка с кадастровым номером № выявлены несоответствия фактических (измеренных) местоположений границ земельных участков с данными, учтенными в ГКН в части конфигурации и привязки характерных поворотных точек границ к пунктам геодезической основы. Следствием допущенной ранее ошибки является пересечение (наложение) границ земельных участков с землями сельского поселения Щелково и смещение характерных точек границ по координатам относительно пунктов государственной геодезической сети порядка 3м на северо-запад. Также земельные участки имеют ошибку в определении дирекционного угла (горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки от 0°до 368° между северным направлением вертикальной линии координатной сетки данной точки и направлением на объект определен с ошибкой в 1°30?).
Для исправления ошибок в расчетах были произведены контрольные изменения фактических местоположений границ всех земельных участков, входящих в состав СНТ «Флора-2» и поставленных на ГКН в 2011 году. По результатам сопоставления кадастровой съемки в системе координат МСК-50 и данных ГКН была выявлена и подтверждена ошибка в части конфигурации и привязки характерных поворотных точек границ к пунктам геодезической основы.
Поскольку местоположение земельных участков по фактическому пользованию существует на местности более 15 лет, кадастровым инженером сделан вывод о том, что ранее при проведении работ по землеустройству в отношении границ земельного участка с кадастровым номером №, а также 66 земельных участков была допущена кадастровая ошибка, что привело к неверному определению координат характерных точек границ данных земельных участков и, как следствие, к смещению местоположения границ участков.
Кадастровым инженером по результатам проведенных кадастровых работ подготовлен межевой план по исправлению ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, а также 66 земельных участков, составляющих территорию СНТ «Флора-2». В результате проведенных кадастровых работ площадь земельного участка заявителя не изменилась, а его конфигурация приведена в соответствие с фактическим местоположением данного земельного участка.
Следовательно, для устранения допущенных при межевании земельного участка с кадастровым номером № ошибок, требуется внести изменения в материалы государственного кадастра недвижимости в соответствии с данным межевым планом.
В соответствии с положениями ст.28 Закона о кадастре ошибками в государственном кадастре недвижимости являются: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона о кадастре заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Порядок устранения несоответствия в местоположении границ земельных участков приведен в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года №4448-ИМ/Д23 "Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков", из которого следует, что в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка.
Судом установлено, что при проведении в 2011 году кадастровых работ по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № местоположение его границ кадастровым инженером были определены неправильно.
Следовательно, включение в КГН недостоверных сведений о местоположении границ земельного участка является основанием для уточнения таких сведений.
В соответствии с ч.1 ст.39 Закона о кадастре, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
По отношению к земельному участку с кадастровым номером № смежными являются 66 индивидуальных земельных участков, расположенных на территории СНТ «Флора-2» и принадлежащих его членам, земли городского поселения Щелково, Администрации городского поселения Щелково и земли СНТ «Флора».
Для целей согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № кадастровым инженером в межевой план включены сведения о согласовании границ земель общего пользования с правообладателями смежных земельных участков, что свидетельствует не о нарушении, а напротив, о выполнении положений статей 39, 40 Закона о кадастре и п.79 Требований.
Таким образом, необходимость внесения изменений в государственный кадастр недвижимости обусловлена обнаружением кадастровым инженером кадастровой ошибки, в связи с чем у ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не имелось законных оснований для принятия оспариваемого решения об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Согласно письму Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 15.05.2009 г. №№ "О необходимости соблюдения норм Федерального закона от 27.04.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», при проверке сведений об объектах недвижимости и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового учета орган кадастрового учета обязан одновременно выявить все возможные основания для принятия решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
В этой связи при проведении проверки представленных документов и подготовке решения о проведении кадастрового учета не допускается, в том числе, принятие повторных решений об отказе или о приостановлении кадастрового учета в связи с выявлением обстоятельств, содержавшихся ранее в представленных документах и не указанных в первичных решениях об отказе или о приостановлении кадастрового учета.
Судом установлено, что устранив выявленные недостатки в решении ФФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 10.12.2015 года №№, СНТ «Флора-2» 24.06.2016 года вновь обратилось в учреждение с тем же заявлением, однако последним принято оспариваемое решение с указанием новых замечаний по форме и содержанию межевого плана. При этом, ранее имевшие место быть недостатки поданных заявителем документов уполномоченный орган не выявил.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В силу требований ст.24 указанного Закона в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
Согласно части 1 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Законом о кадастре определен исчерпывающий перечень оснований к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета.
Исходя из анализа указанных норм права, суд приходит к выводу о том, что при осуществлении кадастрового учета ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области обязано было провести экспертизу представленных для кадастрового учета документов на предмет их соответствия действующему законодательству, проверить на предмет выявления отсутствия предусмотренных ст.27 Закона о кадастре оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости, принадлежащего СНТ «Флора-2».
В рассматриваемом случае орган кадастрового учета рекомендации, указанные в Письме Росреестра от 15.05.2009 года №№ "О необходимости соблюдения норм Федерального закона от 27.04.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не выполнил, при повторном обращении заявителя в отсутствие новых обстоятельств сослался на новые причины для отказа в государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости.
Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу о том, что объективных причин для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером № согласно ст.27 Закона о кадастре суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление СНТ «Флора-2» удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области №№ от 08.07.2016 года об отказе в государственном кадастровом учете изменений земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и земельных участков №№ расположенных по адресу: <адрес>
Обязать ФФГБУ "Федеральную кадастровую палату Росреестра" по Московской области провести государственный кадастровый учет изменений указанных объектов недвижимости согласно межевому плану №б/н от 24.06.2016 года подготовленного кадастровым инженером ЗАО «<данные изъяты>».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца с момента его изготовления в мотивированной форме.
Судья Е.В.Савина