ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(о возвращении заявления)
28 февраля 2018 года судья Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга Чистякова Т.С., рассмотрев административное исковое заявление Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, запрещенной к распространению на территории РФ и ограничении к ней доступа,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в суд с указанным административным иском.
Правоотношения, послужившие основанием для обращения, в суд, являются административными, а заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
Статья 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусматривает ограничение доступа к информации, который устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В силу пункта 2 Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, являются решения следующих уполномоченных федеральных органов исполнительной власти: Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная налоговая служба или вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Порядок действий для включения сайтов в единый реестр, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (пункты с 6 по 11 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено").
По форме, установленной Роскомнадзором в этот орган могут обратиться любые лица: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, общественные объединения, иные некоммерческие организаций, граждане с сообщением о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации.
Роскомнадзор в течение суток после поступления информации направляет запрос с указанием страницы сайта в сети "Интернет" о возможном наличии на указанной странице сайта запрещенной информации, в электронном виде уполномоченным органам в соответствии с их компетенцией, определенной подпунктом "а" пункта 5 Правил.
Информация о решении, принятом по запросу должна быть предоставлена уполномоченным органом в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператору реестра в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) в течение суток после получения такого запроса.
Обращения граждан, юридических лиц, общественных и иных организаций могут поступать не только в Роскомнадзор, но и непосредственно в уполномоченные контролирующие органы.
Из изложенного следует, что законодательство об информации предусматривает специальный порядок признания информации запрещенной к распространению, внесение записи в Реестр осуществляется Роскомнадзором при наличии решения уполномоченного органа, получение решения уполномоченного органа для признания информации запрещенной является обязательным, в связи с этим, с целью признания информации запрещенной к распространению, истцу следует обратиться в Роскомнадзор или любой уполномоченный орган.
При этом, возможность принятия решения уполномоченным органом отнесен к компетенции Роскомнадзора, который для оценки содержания информации и требует решение уполномоченного органа исполнительной власти.
Предметом судебной защиты по правилам части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ могут быть решения, действия (бездействие) публичного органа нарушающие права, свободы и законные интересы граждан.
Учитывая, что прокурор, обращаясь в суд с административным иском, не подтвердил обращение в уполномоченный орган с заявлением о признании информации запрещенной к распространению и не представил решение, затрагивающее права и законные интересы неопределенного круга лиц, судья приходит к выводу о возврате административного искового заявление, что в силу части 3 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства РФ не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке.
Учитывая вышеизложенное и, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 129 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить административное исковое заявление Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, запрещенной к распространению на территории РФ и ограничении к ней доступа.
Возвращение административного искового заявления не препятствует повторному обращению в суд с административным исковым заявлением о том же предмете в установленном законом порядке. Способом устранения обстоятельств, препятствующих возбуждению административного дела, является соблюдение досудебного порядка урегулирования спора.
Определение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 15 дней.
Судья: Т.С. Чистякова