Решение по делу № 33-333/2017 от 26.01.2017

№33-333 судья Чебакова Т.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2017 года г. Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Насоновой В.Н.,

судей Рогозиной Н.И., Споршевой С.В.,

при секретаре Жихоревой С.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Самхарадзе Т.Р. на решение Советского районного суда г. Рязани от 22 ноября 2016 года, которым постановлено:

Отказать Самхарадзе Т.Р. в удовлетворении исковых требований к территориальному отделению г. Рязани ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права на предоставление жилищной субсидии, понуждении отмены решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Рогозиной Н.И., объяснения представителя Самхарадзе Т.Р. по ордеру адвоката Туровской О.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Самхарадзе Т.Р. обратился в суд с иском к ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отделения г. Рязани о признании права на предоставление жилищной субсидии, отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении и восстановлении в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

В обоснование заявленных требований указал, что он проходил военную службу по контракту в Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище, выслуга в календарном исчислении составляет более 25 лет.

Самхарадзе Т.Р. зарегистрирован временно по месту пребывания по адресу: …, в общежитии РВВДКУ им. Маргелова, жилой площадью не обеспечен.

Решением №… от 19.06.2013 г. ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ отделение по г. Рязани он принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи 2 человека - он и его дочь Самхарадзе Е.Т., без права на дополнительную площадь.

Уведомлением №… от 10.04.2014 г. дочь Самхарадзе Т.Р. исключена из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в качестве члена семьи военнослужащего.

Согласно уведомлению ответчика №… от 25.05.2015 г. истцу на основании его заявления изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением ответчика №… от 15.07.2015 г. он снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В настоящее время он уволен с военной службы.

Полагая решение №… от 15.07.2015 г. незаконным, противоречащим требованиям п.1 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», просил суд признать за ним право на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, обязать ответчика отменить решение №… от 15.07.2015 г. о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановив его в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жилой площадью.

Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес указанное решение.

В апелляционной жалобе Самхарадзе Т.Р. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и не соответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в лице территориального отделения г. Рязани просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 25.06.1990г. по 07.05.1992г. Самхарадзе Т.Р. проходил службу в в\ч … (г. Кутаиси), с 07.05.1992 г. по 14.11.1995 г. - в г. Ставрополе, после чего уволен в запас.

С 10.02.2004г. Самхарадзе Т.Р. состоял на военной службе в … высшем воздушно-десантном командном училище по контракту, с 10.11.2010г. зачислен в распоряжение начальника училища.

Постановлением главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 31.01.1995 г. №53 истцу и членам его семьи (жене ФИО1, падчерице ФИО2, дочери ФИО3) во временное пользование на первые пять лет контракта была предоставлена служебная трехкомнатная квартира №…, жилой площадью … кв.м., общей – … кв.м.

На основании Постановления главы администрации Ленинского района г. Ставрополя от 22.02.1996 г. №… в силу решения жилищной комиссии в/ч … от 19.12.1995 г. указанная квартира утратила статус служебной. Истец исключен из списков военнослужащих в/ч …, не имеющих жилой площади.

Согласно договору о передаче жилья в собственность №… от ноября 1998 г. вторая Ставропольская КЭЧ района передала Самхарадзе Т.Р., его жене ФИО1 и дочери ФИО3 в совместную долевую собственность квартиру №….

На основании договора купли-продажи от 04.12.1998 г. данная квартира была продана истцом покупателям ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7, впоследствии, письменным соглашением вышеназванных сторон, удостоверенным 13.05.1999 г. и.о. нотариуса по Ставропольскому городскому нотариальному округу, договор купли-продажи от 04.12.1998 г. расторгнут.

На основании договора купли-продажи квартиры от 30.11.2001 г. Самхарадзе Т.Р., ФИО1 (бывшая супруга) и ФИО3 (дочь) продали названную квартиру ФИО8.

Кроме того, истец и его жена в период с 20.07.2001 г. по 20.08.2003 г. являлись собственниками двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: …, после чего продали их ФИО9.

Таким образом, по делу установлено, что Самхарадзе Т.Р. добровольно распорядился выделенным ему Министерством обороны жильем, предоставленное истцу и членам его семьи квартира была ими приватизирована и впоследствии продана.

На основании решения Московского районного суда г. Рязани от 07 февраля 2005 года брак между Самхарадзе Т.Р. и ФИО1 прекращен.

Решением территориального отделения г.Рязани ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ №… от 19.06.2013 г. Самхарадзе Т.Р. снова принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи 2 человека - он и несовершеннолетняя дочь ФИО3, при этом, в решении указано, что у истца отсутствует право на дополнительную площадь.

Уведомлением №… от 10.04.2014 г. дочь Самхарадзе Т.Р. – ФИО3 в качестве члена семьи военнослужащего исключена из Единого реестра военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Данное решение истцом не оспорено.

Согласно уведомлению ответчика №… от 25.05.2015 г. истцу на основании заявления последнего изменена форма обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.

Решением №… от 15.07.2015 г. территориального отделения г. Рязани ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Самхарадзе Т.Р. снят с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, ранее он был обеспечен жилым помещением по линии Министерства обороны РФ и сдать его в установленном законом порядке не может, поскольку продал предоставленную ему квартиру.

Разрешая исковые требования, суд правильно руководствовался положениями от 27.05.1998г. № 76-ФЗ №О статусе военнослужащих», в ст. 15 которого определен порядок реализации права на жилище.

Согласно ст.15 указанного закона, в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

В силу пункта 1 ст.15 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в редакции действовавшей на момент принятия оспариваемого решения о снятии истца с учета, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 14 статьи 15 названного выше Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения, соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение военнослужащим действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.

С учетом изложенной правовой позиции, установленных судом обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Самхарадзе Т.Р. не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильем от Министерства обороны РФ и оспариваемое им решение ответчика является законным.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Данные доводы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и последующей оценки в судебном решении, не содержат фактов, которые не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для его отмены.

Судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, влекущих отмену постановленного судом решения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Рязани от 22 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Самхарадзе Т.Р. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-333/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Самхарадзе Т.Р.
Ответчики
территориальное отделение г. Рязани ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Р
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Рогозина Наталья Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
15.02.2017Судебное заседание
22.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее