Решение по делу № 2-3136/2022 от 13.09.2022

Дело № 2-3136/2022

УИД 86RS0007-01-2022-004566-78

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2022 года город Нефтеюганск

Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Заремба И.Н.

при секретаре Кутлубаевой А.А.

с участием

представителя истца Баханькова А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Пойковскому МУП «Управление тепловодоснабжения» об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Пойковскому МУП «Управление тепловодоснабжения», в котором просит обязать ответчика в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для котельной станции Усть-Юган, расположенной по адресу: (адрес), а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны. Обязать обеспечить эксплуатацию котельной станции Усть-Юган, расположенной по адресу: (адрес), по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при наличии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии ее санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам..     

Требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой    проведена проверка исполнения предприятиями законодательства об охране атмосферного воздуха, а также санитарно- эпидемиологического законодательства    , в    том    числе при эксплуатации    котельных. В деятельности Пойковского МУП «Управление тепловодоснабжения» выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно-эпидемиологического и водного законодательства, выразившиеся в эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно- защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, а также сбросе недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты с канализационных очистных сооружений. Установлено, что ПМУП «УТВС» на основании права хозяйственного ведения эксплуатируется объект - котельная станции Усть-Юган, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, 3 категории, так как в выбросах присутствуют такие загрязняющие вещества как азота оксид, азота диоксид, железа диоксид, углерода оксид, бенз/а/пирен, мазутная смола теплоэлектростанций, дигидросульфид и другие вещества 2, 3, 4 класса опасности. В результате проведенной юридическим лицом инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия на окружающую среду (далее - HBOC) установлено, что общая масса выбросов от котельной составляет 12,878620 т/год, в том числе: твердых - 0,959085 т/год; жидкие/газообразные - 11,919535 т/год. Проверка показала, что Предприятие до настоящего времени не утвердило проект санитарно-защитной зоны для котельной, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформило. С целью устранения выявленных нарушений закона природоохранной прокуратурой 27.06.2022 в адрес руководителя юридического лица внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, нарушения закона в полном объеме не устранены.

    В судебное заседание не явились представитель ответчика, и представитель третьего лица – Природнадзора Югры о дне и месте слушания дела надлежаще извещены, в суд направили отзывы на иск.

     В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

Представитель истца Баханьков А.В. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Выслушав мнение представителя истца, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой    исполнения предприятиями законодательства об охране атмосферного воздуха, а также санитарно- эпидемиологического законодательства    , в    том    числе при эксплуатации    котельных, в деятельности Пойковского МУП «Управление тепловодоснабжения» выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, санитарно- эпидемиологического и водного законодательства, выразившиеся в эксплуатации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно- защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, а также сбросе недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты с канализационных очистных сооружений.

Проверкой установлено, что ПМУП «УТВС» на основании права хозяйственного ведения эксплуатируется объект - котельная станции Усть-Юган, расположенная по адресу: (адрес), который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, 3 категории, так как в выбросах присутствуют такие загрязняющие вещества как азота оксид, азота диоксид, железа диоксид, углерода оксид, бенз/а/пирен, мазутная смола теплоэлектростанций, дигидросульфид и другие вещества 2, 3, 4 класса опасности.

В результате проведенной юридическим лицом инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах негативного воздействия на окружающую среду (далее - HBOC) установлено, что общая масса выбросов от котельной составляет 12,878620 т/год, в том числе: твердых - 0,959085 т/год; жидкие/газообразные - 11,919535 т/год.

Вышеуказанный объект включен в единый государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду №2447913 по состоянию на 00:00:00 03.08.2017 МСК: код объекта 71-0186-002389-П, II категория.

Однако Предприятие до настоящего времени не утвердило проект санитарно-защитной зоны для котельной, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформило.

С целью устранения выявленных нарушений закона природоохранной прокуратурой 27.06.2022 в адрес руководителя юридического лица внесено представление. Однако нарушения закона в полном объеме не устранены.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно части 10 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии со статьей 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно преамбуле Федерального закона от 20 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - одно из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 названного федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

В силу статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" граждане имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" при разработке схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 20 Закона N 52-ФЗ, атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1). Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами (пункт 2). Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам (пункт 4).

Пунктом 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В преамбуле к ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" четко указывается, что данный Закон устанавливает правовые основы только охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Положениями части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Размеры санитарно-защитной зоны для производственных (промышленных) площадок определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.09.2007 №74.

В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 1.2.1/2.1.1.1200-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 №222.

В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 03.03.2018 №222 правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

Согласно п. 1 Правил №222, санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

В соответствии с п. 16 Правил №222, проект санитарно-защитной зоны содержит: а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны; б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подп. «б» п. 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 75 Закона об охране окружающей среды за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 55 Закона N 52-ФЗ).

Таким образом, по факту нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Пойковское МУП «УТВС» было обязано разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для котельной в сп. Усть-Юган и в соответствии с проектом обеспечить безопасную эксплуатацию котельной.

При данных обстоятельствах, учитывая, что ответчик и не оспаривал факт нарушения природоохранного законодательства, то суд приходит к выводу о том, что требования Ханты-Мансийского природоохранного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Ханты-Мансийский природоохранный прокурор просит установить ответчику срок 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны, по истечении которых при наличии разработанного и утверждённого проекта обеспечить безопасную эксплуатацию котельной.

Суд соглашается с указанным сроком, учитывая, что ответчик длительное время не принимал мер к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет города Нефтеюганска подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 6 000 рублей, от уплаты которой истец, при подаче искового заявления, в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 333. 36 Налогового кодекса Российской Федерации, был освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Пойковскому МУП «Управление тепловодоснабжения» об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, удовлетворить.

    Возложить на Пойковское МУП «Управление тепловодоснабжения» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны для котельной станции Усть-Юган, расположенной по адресу: (адрес), а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны.

Возложить на Пойковское МУП «Управление тепловодоснабжения» обеспечить эксплуатацию котельной станции Усть-Юган, расположенной по адресу: (адрес), по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу при наличии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии ее санитарно- эпидемиологическим требованиям и нормативам.

    Взыскать с Пойковского МУП «Управление тепловодоснабжения» в доход бюджета огорода Нефтеюганска государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей апелляционной жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

2-3136/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Пойковское МУП "Управление теплоснабжения"
Другие
Администрация Нефтеюганского района
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Заремба Ирина Николаевна
Дело на странице суда
uganskray.hmao.sudrf.ru
13.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2022Передача материалов судье
14.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2022Подготовка дела (собеседование)
19.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2022Судебное заседание
31.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее