Решение по делу № 2-2688/2023 от 04.07.2023

Дело № 2-2688/2023

22RS0015-01-2023-003114-97

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 2 октября 2023 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Козловой И.В.,

при секретаре Новиковой Л.Ю.,

с участием представителя истца Решетовой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселёва Сергея Владимировича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии,

установил:

Киселёв С.В. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ОСФР по Алтайскому краю), в котором, просит:

    признать незаконным решение ОСФР по Алтайскому краю об отказе в установлении страховой пенсии по старости НОМЕР от ДАТА в части не включения

в специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства и в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей;

в страховой стаж периодов работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА и в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА, а также в части отказа в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

обязать ОСФР по Алтайскому краю включить

в специальный стаж в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства и в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей;

в страховой стаж период работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА и в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА;

обязать ОСФР по Алтайскому краю принять при расчете размера пенсии сведения о заработной плате, содержащиеся в архивной справке о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданной <данные изъяты> и справках о заработке от ДАТА НОМЕР и НОМЕР, выданных <данные изъяты>;

    Обязать ОСФР по Алтайскому краю назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДАТА.

В обоснование требований указано, что истец ДАТА (в возрасте <данные изъяты>) обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», однако решением ОСФР по Алтайскому краю отказано в установлении страховой пенсии по старости НОМЕР от ДАТА из-за отсутствия требуемого страхового и специального стажа 10 лет. По мнению ответчика, страховой стаж истца составляет <данные изъяты>, специальный стаж по Списку № 1 – <данные изъяты>. Требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 25,8 имеется. Факт работы истца в спорные периоды подтверждается записями в трудовой книжке.

Согласно решению ОСФР по Алтайскому краю об отказе в установлении страховой пенсии по старости НОМЕР от ДАТА период работы истца на <данные изъяты> в качестве подземного горнорабочего, в качестве подземного машиниста самоходной машины, подземного машиниста погрузочно-доставочной машины с ДАТА по ДАТА не подлежат зачету в специальный и страховой стаж по Списку № 1, т.к. отсутствует подтверждение компетентным органом иностранного государства сведений о работе на территории Республики Казахстан; период работы с ДАТА по ДАТА не подлежит зачету в специальный стаж, т.к. период работы имел место после отмены института досрочных пенсий на территории Республике Казахстан с ДАТА; период работы с ДАТА по ДАТА не подлежит зачету в страховой стаж, т.к. не подтвержден факт уплаты пенсионных взносов в компетентные органы Республики Казахстан с ДАТА. Истцу были даны разъяснения о необходимости подачи в Отделение данных о работе за ДАТА, поскольку сведения о работе за период с ДАТА по ДАТА страхователем <данные изъяты> в СФР не представлены, и указано, что данный период работы не подлежит зачету в страховой и специальный стаж». С не включением данных периодов работы истец не согласен. Кроме того, в Решении ОСФР по Алтайскому краю указано, что отделением направлен запрос в отношении специального и страхового стажа на период работы с ДАТА по ДАТА, согласно поступившей информации АО «Единый национальный накопительный фонд» подтвердить достоверность сведений о периодах работы не имеет возможности.

Достигнув возраста <данные изъяты>, истец обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, предоставив помимо прочего трудовую книжку и указав на то, что у него имеется требуемый для назначения досрочной пенсии стаж по Списку №1, однако в назначении досрочной пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого страхового стаж и специального стажа 10 лет. Отказывая во включении периода работы истца с ДАТА по ДАТА, имевшей место на территории Республики Казахстан, в решении об отказе ОСФР по Алтайскому краю ссылается на то, что согласно поступившей информации на направленный Отделением запрос, АО «Единый национальный накопительный фонд» подтвердить достоверность сведений о периодах работы не имеет возможности. Истец обращался на прием в ОСФР по Алтайскому краю с просьбой выдать ему ответ, который поступил из АО «ЕНПФ» и на который ссылается в своем решении Отделение, однако, поскольку запрос-формуляр был составлен сразу в отношении нескольких граждан, то и ответ из АО «ЕНПФ» также содержит помимо фамилии истца перечисление других фамилий граждан, в связи с чем на руки выдать данный ответ ему отказались, но прочитали общую информацию ответа из которой следует, что формуляр «Запрос» является приложением к Порядку взаимодействия, разработанного в реализацию Соглашения, вступившего в силу с 01.01.2021 и применяется в отношении трудящихся граждан-государств ЕАЭС. При этом трудящимся является гражданин государства-члена ЕАЭС, у которого формируются либо формировались пенсионные права посредством осуществления трудовой или иной деятельности на территории другого государства-члена. Поскольку указанные в запросе граждане претендуют на назначение пенсии по старости по законодательству Российской Федерации и Соглашения стран СНГ, а не в рамках Соглашения ЕАЭС, то формуляр – запрос не подлежит рассмотрению ЕНПФ. А также в компетенцию ЕНПФ не входит предоставление информации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение. Исходя из данной информации АО «ЕНПФ» становится ясно, что ОСФР по Алтайскому краю был отправлен запрос в орган Республики Казахстан, который не является компетентным в случае истца, а также указывается на то, что Соглашение ЕАЭС, вступившее в силу с 01.01.2021 в отношении истца не применяется и следует руководствоваться Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 и законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992«О гарантиях прав граждан – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах — участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Истец проживает на территории Российской Федерации, а в соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В трудовой книжке истца, которую он своевременно предоставлял в ОСФР по Алтайскому краю вместе с заявлением о назначении пенсии, имеются записи о спорных периодах работы в Республике Казахстан. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 № 546н, специалисты ПФР могут оказывать содействие в получении необходимых для назначения пенсии документов, путем направления соответствующих запросов в адрес работодателей, архивных учреждений, компетентных органов иностранных государств, однако запрос СФР был направлен в АО «ЕНПФ», который не является компетентным органом в данных вопросах. Запрос же в архив и организацию, в которой работал истец не был сделан специалистами ответчика, а о необходимости предоставить самостоятельно справки о стаже за спорные периоды в Республике Казахстан истец не был уведомлен своевременно, более того, как ему пояснили специалисты ОСФР по Алтайскому краю, справки принимаются только в ответ, поступивший непосредственно на запрос ОСФР по Алтайскому краю. В связи с чем он был лишен возможности своевременно предоставить документы, подтверждающие спорные периоды его работы.

Поскольку в соответствии с Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 № 546н, заявитель вправе представить по собственной инициативе, документы подтверждающие периоды работы, то истец считает, что. он вправе предоставить справки по собственной инициативе, и представленные им документы должны быть приняты ОСФР по Алтайскому краю. Такими документами подтверждающими его страховой и специальный стаж в спорный период являются: справка, подтверждающая стаж работы от ДАТА НОМЕР, выданная <данные изъяты>, справка уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от ДАТА НОМЕР, архивная справка о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданная <данные изъяты>, справки о заработке от ДАТА НОМЕР,НОМЕР, НОМЕР, выданные <данные изъяты>.

Так справкой, подтверждающей стаж работы от ДАТА НОМЕР, выданной <данные изъяты>, подтверждается факт работы истца в период с ДАТА по ДАТА.

Справкой уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от ДАТА НОМЕР, выданной <данные изъяты>, подтверждается, что истец работал постоянно полный рабочий день в режиме полной рабочей недели на работах, дающих право на досрочную трудовую пенсию по возрасту по списку № 1 разделу 1 подразделу 1 утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 в период с ДАТА по ДАТА в должностях: подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства, подземного машиниста самоходной машины, подземного машиниста погрузо-доставочной машины на <данные изъяты>. Также в данной справке указано, что за весь период работы у истца не было отпусков без содержания, учебного отпуска, курсов повышения квалификации, работы с сокращенным (неполным) рабочим днем, нахождения на военных сборах, работы в режиме неполной рабочей недели.

Сведениями, содержащимися в архивной справке о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданной <данные изъяты> и в справках о заработке от ДАТА НОМЕР,НОМЕР, НОМЕР, выданных <данные изъяты>, что с ДАТА по ДАТА истцу ежемесячно начислялась заработная плата.

Справка, подтверждающая стаж работы от ДАТА НОМЕР, выданная <данные изъяты>,справка уточняющая особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от ДАТА НОМЕР, архивная справка о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданная <данные изъяты> и справки о заработке от ДАТА НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, выданные <данные изъяты> оформлены надлежащим образом, не противоречат порядку оформления справок в соответствии с нормативными актами РФ, заверены подписями ответственных лиц, а также синими печатями организаций, имеется информация об основании выдачи справок и о переименовании организаций, данные справки выданы организациями в которых находятся на хранении первичные документы, документы на основании которых можно сделать выводы о полной занятости и льготных условиях труда, о суммах заработка, а значит, нет оснований не доверять достоверности, содержащейся в них информации.

Отказывая во включении периода работы на <данные изъяты> с ДАТА в специальный стаж по Списку № 1, ОСФР по Алтайскому краю ссылается на то, что в Республике Казахстан назначение досрочных пенсий отменено с 01.01.1998, однако данные действия также противоречат нормам международного права и законодательства РФ. По мнению истца, поскольку в соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, то следовательно, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а действия специалистов ОСФР по Алтайскому краю в части не включения периода его работы после отмены в Республике Казахстан института досрочных пенсий (с 01.01.1998 года) в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 являются незаконными и противоречащими вышеуказанным положениям международного договора. К тому же в Республике Казахстан был введен Закон РК от 13.07.1999 № 414-I « О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списках № 1, № 2, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан и в соответствии со Списками № 1, 2 определяется льготный стаж (о чем также указано в уточняющей справке от ДАТА НОМЕР). Истец считает, что льготный стаж в соответствии со Списками № 1, 2 действует в Республике Казахстан и по настоящее время, а значит у ответчика оснований для отказа во включении периодов его работы на <данные изъяты> после ДАТА в стаж по Списку №1.

В решении ОСФР по Алтайскому краю об отказе в установлении пенсии НОМЕР от ДАТА указано, что период работы с ДАТА по ДАТА не подлежит зачету в страховой стаж, т.к. не подтвержден факт уплаты пенсионных взносов в компетентные органы Республики Казахстан с ДАТА. Истец не оспаривает, что действительно, при включении в стаж периодов работы после ДАТА юридическое значение имеет факт уплаты страховых взносов за эти периоды. При этом процент уплаты страховых взносов на определение права на трудовую пенсию значения не имеет. Подтверждением уплаты страховых взносов с ДАТА по ДАТА является информация <данные изъяты> НОМЕР от ДАТА Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения с приложением оборотов по транзитным счетам вкладчика, из которых видно, что за истца уплачивались страховые взносы за весь период с ДАТА по ДАТА (документы подтверждающие уплату страховых взносов специалистами СФР ему также не было рекомендовано предоставлять). С учетом изложенного, истец считает не включение ОСФР по Алтайскому краю периода его работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и периода с ДАТА по ДАТА – в его страховой стаж незаконным.

Также в решении об отказе НОМЕР от ДАТА указано, что «заявителю были даны разъяснения о необходимости подачи в Отделение данных о работе за ДАТА Сведений о работе за период с ДАТА по ДАТА страхователем <данные изъяты> в СФР не представлены. Следовательно, указанный период работы не подлежит зачету в страховой и специальный стаж», однако по мнения истца своевременная передача сведений о работнике, в соответствии с законодательством, лежит на работодателе и в том, что сведения о работе за период с ДАТА по ДАТА страхователем <данные изъяты> в СФР не представлены, нет вины истца. К тому же в распоряжении СФР имелись сведения с его индивидуального лицевого счета, в которых работодатель представил сведения о периоде его работы с ДАТА по ДАТА как о работе по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», тем самым подтвердив его льготный стаж, что подтверждается распечаткой сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от ДАТА, которая прилагается. С момента трудоустройства (с ДАТА) и по настоящее время истец продолжаю работать в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей и его льготный характер работы не изменился.

Истец полагает, что не включение ОСФР по Алтайскому краю периода его работы в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» и в его страховой стаж является незаконным.

С учетом спорных периодов работы истца в его специальный стаж, продолжительность его стажа в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составит более 10 лет, а продолжительность <данные изъяты> страхового стажа - более 20 лет. Следовательно, при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, по мнению истца им были соблюдены все условия, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях»: возраст 50 лет, наличие специального стажа по Списку № 1 - 10 лет, наличие страхового стажа - 20 лет и наличие требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента – не ниже 25,8.

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 статьи 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на ДАТА определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Поскольку среднемесячного заработка за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования у истца нет, следовательно можно учесть среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, а следовательно можно учесть информацию о заработной плате по архивной справке о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданной <данные изъяты> и справках о заработке от ДАТА НОМЕР и НОМЕР, выданных <данные изъяты>, которые оформлены надлежащим образом и выданы в установленном порядке.

Расчет пенсии без указанных справок влияет на коэффициент по заработной плате, используемый при определении величины расчетного пенсионного капитала и соответственно на размер пенсии истца, который он в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 мог получать в более высоком размере.

Поскольку истец не являюсь специалистом пенсионного фонда, ему неизвестно за какие именно годы, которые представлены в справках, будет более выгодно учесть среднемесячный заработок, то он просит принять при расчете размера пенсии сведения о заработной плате, содержащиеся в архивной справке о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданной <данные изъяты> и справках о заработке от ДАТА НОМЕР и НОМЕР, выданных <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явился, извещен.

В судебном заседании представитель истца Решетова О.М. отказалась от иска в части требований о включении в страховой и специальный стаж истца периода работы в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей по тем основаниям, что работодателем указанные сведения внесены на лицевой счет истца и период работы включен ответчиком в страховой и специальный стаж.

Определением суда принят от представителя истца Киселёва С.В. - Решетовой О.М. отказ от иска в части требований о включении в страховой и специальный стаж истца периода работы в <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей, производство по делу в данной части прекращено.     

Представитель ответчика в судебное заседании не явился, извещен, представил письменные возражения по иску, в которых просил в иске отказать.

Суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся истца и представителя ответчика.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Киселёв С.В., ДАТА рождения, ДАТА в возрасте 50 лет обратился ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДАТА № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому <данные изъяты>.

Решением ОСФР по Алтайскому краю НОМЕР от ДАТА Киселёву С.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого страхового стажа 20 лет и специального стажа 10 лет

Как указано в данном решении, у Киселева С.В. на дату обращения имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента 25,8, однако по представленным документам его страховой стаж составляет <данные изъяты>, специальный стаж по Списку №1 – <данные изъяты>, стаж работы в РКС – <данные изъяты>. Согласно данному Решению, пенсионным органом не зачтены в специальный стаж истца в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства с полным рабочим днем под землей, а в страховой стаж - период работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА.

Другие периоды, не засчитанные ответчиком, истцом не оспариваются.

Истец, не согласившись с решением пенсионного органа, обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В случае нарушения либо оспаривания права лица, возникшего из указанных оснований, это лицо в силу ст. 11 ГК РФ вправе обратиться в суд за защитой права с использованием способов защиты, установленных ст. 12 ГК РФ, либо иными нормами закона.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного, в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, пенсионное обеспечение граждан государств – участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13.03.1992).

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (с учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона № 400-ФЗ, в 2023 году – не ниже 25,8). В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона, на один год за каждый год такой работы.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:

- при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

- Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

Разделом I «Горные работы» Списка № 1, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено: всем рабочим, занятым полный рабочий день на подземных работах (код позиции 1010100а); горнорабочим подземным (код позиции 1010300а-11717).

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 5 Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, куда включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В соответствии с п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 №N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В силу с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее по тексту - Правила № 1015).

Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил).

Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (ч. 1 ст. 55 ГПК РФ).

В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года.

ОСФР по Алтайскому краю, отказывая истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДАТА № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого страхового стажа 20 лет и специального стажа 10 лет, указал, что период работы истца на <данные изъяты> Республики Казахстан в качестве подземного горнорабочего, в качестве подземного машиниста самоходной машины подземного машиниста погрузочно-доставочной машины с ДАТА ДАТА по ДАТА н подлежит зачету в специальный и страховой стаж по Списку № 1, т.к. отсутствует подтверждение компетентным органом иностранного государства сведений о работе на территории Республики Казахстан. Также в данном Решении указано, что период работы с ДАТА по ДАТА не подлежит зачету в специальный стаж, т.к. период работы имел место после отмены института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан с ДАТА. Период работы с ДАТА по ДАТА не подлежит зачету в страховой стаж, т.к. не подтвержден факт уплаты пенсионных взносов в компетентные органы Республики Казахстан с ДАТА.

В трудовой книжке НОМЕР, заполненной ДАТА на имя Киселева С.В., указано, что истец с ДАТА по ДАТА служил в армии, с ДАТА по ДАТА работал в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства на <данные изъяты>; с ДАТА по ДАТА - работал в качестве подземного машиниста самоходной машины на <данные изъяты>; с ДАТА по ДАТА – работал в качестве подземного машиниста погрузо-доставочной машины на <данные изъяты>; с ДАТА по настоящее время - работал и работает в качестве машиниста погрузочно-доставочной машины с полным рабочим днем под землей в <данные изъяты>.

В силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Аналогичные положения содержатся в п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, согласно которому документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Дополнительно, помимо записей в трудовой книжке, периоды работы истца подтверждаются представленными истцом справками, которые подтверждают его страховой и специальный стаж в спорный период, в частности: справка, подтверждающей стаж работы ДАТА НОМЕР, выданная <данные изъяты>; архивная справка о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданная <данные изъяты>; справки о заработке от ДАТА НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР, выданные <данные изъяты>.

Так, в справке, подтверждающей стаж работы ДАТА НОМЕР, выданной <данные изъяты>, указано, что истец в период с ДАТА по ДАТА работал на данном предприятии в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства, в качестве подземного машиниста самоходной машины и подземного машиниста погрузочно-доставочной машины. В данной справке указано, что документы по личному составу архивом не обработаны и находятся на хранении на предприятии. Также в данной справке содержатся сведения о переименовании предприятия.

Из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе от ДАТА НОМЕР видно, что она выдана на основании карточки Т-2, ЕТКС, книг приказов с ДАТА по ДАТА. В данной справке указано, что за период с ДАТА по ДАТА, истцом фактически отработано <данные изъяты>. В указанные сроки предприятие работала в режиме полной рабочей недели и дня. Из справки усматривается, что за весь период работы истца, у него не было отпусков без содержания, учебного отпуска, курсов повышения квалификации, работы с сокращенным (неполным) рабочим днем, нахождения на военных сборах, работы в режиме неполной рабочей недели. Также в данной справке указано, что в соответствии со Списком № 1 стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение до 1998 в соответствии Списку № 1 разделом № 1 подразделом № 1, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 в соответствии сп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. С 01.01.1998 в Республики Казахстан назначение льготных пенсий по Списку № 1 и № 2 отменено, а с 01.01.200 введен Закон РК от 13.07.1999 № 414-1 «О государственном специальном пособии лицам работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», которым предусмотрено назначение специального государственного пособия в соответствии с перечнем профессий и должностей, поименованных в Списке № 1 и № 2, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан 19.12.1991 № 1930.

Архивная справка НОМЕР от ДАТА, выданная <данные изъяты> подтверждает, что с ДАТА по ДАТА истцу ежемесячно начислялась заработная плата.

Справки о заработке от ДАТА НОМЕР, НОМЕР, НОМЕР выданные подтверждают факт работы и начислением ему ежемесячно заработной платы за периоды с ДАТА по ДАТА.

Судом установлено, что представленные истцом справки оформлены надлежащим образом, не противоречат порядку оформления справок в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, заверены подписями ответственных лиц, а также печатями организаций, имеется информация об основании выдачи справок и о переименовании организаций, данные справки выданы организациями в которых находятся на хранении первичные документы, документы на основании которых можно сделать выводы о полной занятости и льготных условиях труда, о суммах заработка, а значит, нет оснований не доверять достоверности, содержащейся в них информации.

Оснований сомневаться в достоверности доказательств, представленных истцом, у суда не имеется, т. к. иного по делу не установлено. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии.

Следовательно, сопоставив все имеющиеся в распоряжении документы, с трудовой книжкой, специалисты ответчика могли прийти к выводу, что истец действительно работал в спорные периоды на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и включить в специальный стаж истца в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы на <данные изъяты>» с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства с полным рабочим днем под землей.

Кроме того, поскольку установлено, что истец не является трудящимся гражданином Республики Казахстан, и у него нет стажа работы в Республике Казахстан после 01.01.2021, то Соглашение ЕАЭС к нему не применяется и, следовательно, стаж рассматривается в соответствии с Соглашения стран СНГ от 13.03.1992, поскольку в соответствии со ст. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС назначение и выплата пенсии осуществляется в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения ЕАЭС в силу, т.е. после 01.01.2021, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ от 13.03.1992.

Таким образом, ссылка ответчика на то, что период работы истца не подтвержден формуляром «О стаже работы» из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан является не правомерной и ущемляет законные права истца.

Истцом в подтверждении уплаты страховых взносов за период с ДАТА по ДАТА предоставлена информация НОМЕР от ДАТА Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения на имя истца, в которой указано, что по имеющимся в базе сведениям, на Киселева С.В., ДАТА года рождения перечислялись обязательные пенсионные взносы за период с ДАТА-ДАТА. Приложенные к данной информации обороты по транзитным счетам вкладчика также подтверждают, что за истца за весь период с ДАТА по ДАТА уплачивались страховые взносы.

В представленной истцом суду информации Центрального филиала НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по координации деятельности социального и пенсионного обеспечения с оборотами по транзитным счетам вкладчика от 11.04.21023 указано, что накопительная пенсионная система в Республике Казахстан ведена с 01.01.1998 согласно Закону Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» № 105-V от 21.06.2013.

Анализируя вышеизложенное законодательство и принимая исследованные в судебном заседании доказательства, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством после 01.01.2013 периоды работы могут быть зачтены в специальный стаж при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, суд приходит к выводу, что в страховой стаж истца подлежат включению периоды работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА.

Согласно п. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. б п. 7 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного на основании Приказа министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2021 № 538н для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", необходимы документы об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Перерасчет размера трудовой пенсии, производится при представлении застрахованными лицами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, дополнительных документов. К дополнительным следует относить документы, содержащие новые сведения, ранее не представлявшиеся в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, о среднемесячном заработке, общем трудовом стаже и (или) стаже на соответствующих видах работ, не учтенные при осуществлении оценки пенсионных прав.

С учетом указанных документов исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31.12.2014 (ч. 10 ст. 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен п. 2 ст. 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002 определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В соответствии с ч. 52 Правил, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 № 546н, в случае, если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о перерасчете размера пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе.

С учетом изложенного, необходимо обязать ответчика принять при расчете размера пенсии сведения о заработной плате, содержащиеся в архивной справке о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданной <данные изъяты> и справках о заработке от ДАТА НОМЕР и НОМЕР, выданных <данные изъяты>.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст.22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Установлено, что истец ДАТА обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Принимая во внимание, что истец достиг возраста 50 лет и, учитывая, что согласно представленной ответчиком информации у истца с учетом спорных периодов его работы имеются необходимые специальный и страховой стаж, а также величина, то для защиты пенсионных прав истца, суд возлагает на ответчика обязанность назначить истцу страховую пенсии по старости в соответствии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДАТА.

Суд критически относится к доводам пенсионного органа об отказе в иске ввиду отмены на территории Республики Казахстан с 1998 года института досрочных пенсий, поскольку отмена института досрочных пенсий на территории Республики Казахстан не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку оценка пенсионных прав истца постоянно проживающего на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан. Соглашение от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Киселёва Сергея Владимировича удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об отказе в установлении страховой пенсии по старости НОМЕР от ДАТА в части невключения Киселёву Сергею Владимировичу (паспорт серия НОМЕР):

в специальный стаж: в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства с полным рабочим днем под землей;

в страховой стаж: периодов работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА;

а также в части отказа в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю включить Киселёву Сергею Владимировичу (паспорт серия НОМЕР):

в специальный стаж: в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА в качестве подземного горнорабочего по закладке выработанного пространства с полным рабочим днем под землей;

в страховой стаж: период работы на <данные изъяты> с ДАТА по ДАТА;

принять при расчете размера пенсии сведения о заработной плате, содержащиеся в архивной справке о заработной плате НОМЕР от ДАТА, выданной <данные изъяты> и справки о заработке от ДАТА НОМЕР и НОМЕР, выданных <данные изъяты>;

назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДАТА.

Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу Киселёва Сергея Владимировича (паспорт серия НОМЕР) судебные расходы по уплате госпошлины - 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья             И.В. Козлова

2-2688/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киселев Сергей Владимирович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю
Другие
Решетова Ольга Михайловна
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Судья
Козлова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
novaltaisky.alt.sudrf.ru
04.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
11.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.09.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее