Дело № 2-2623/2023
УИД 22RS0065-02-2023-001518-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2023 года город Барнаул
Индустриальный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Фоминой А.В.,
при секретаре Лемешко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" к Б.В.В. о взыскании суммы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, в котором просит взыскать в пользу КГКУ УСЗН по городу Барнаулу сумму, полученную в рамках социального контракта в размере 250000 руб., требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ между управлением и Б.В.В. заключен социальный контракт ***, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предметом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является реализация мероприятий Б.В.В. по осуществлению предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации. Ответчику назначена единовременная выплата в размере 250 000 рублей, данная сумма зачислена на банковский счет Б.В.В. В соответствии с п. 2.4 социального контракта Б.В.В. обязан приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально - производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 % от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы, а в случае несоблюдения условий социального контракта возместить Управлению денежные средства, полученные неправомерно в течение 30 дней. Б.В.В. была предоставлена справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход ***. При закрытии контракта факт целевого использования денежной выплаты не подтвержден. Б.В.В. не представил информацию по доходу от предпринимательской деятельности, чеки также не представлены. Установлен факт нарушения обязательств по социальному контракту. Целевое расходование денежной выплаты не подтверждено. Комиссией принято решение о прекращении срока действия социального контракта. Заключением межведомственной комиссии при Управлении о прекращении срока действия социального контракта социальный контракт признан неэффективным. ДД.ММ.ГГГГ на имя ответчика направлено уведомление о необходимости решения данного вопроса. До настоящего времени сумма долга на р/счет Управления социальной зашиты населения по городу Барнаулу от ответчика не поступила.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо возражала против удовлетворения заявленных требований.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является договор и иные сделки, предусмотренные законом, а также хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В соответствии со ст. ст. 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Алтайского края назначается в соответствии с Приказ Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 05.10.2017 N 430 (ред. от 25.10.2022) "Об утверждении Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи" (далее Порядка)
Согласно п. 4 Порядка Материальная помощь подразделяется на следующие виды: материальная помощь малоимущим гражданам и семьям и материальная помощь малоимущим гражданам и семьям на основании социального контракта. В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" указанная материальная помощь направляется на оказание помощи: по поиску работы; по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; по ведению личного подсобного хозяйства; по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации.
В силу п. 27 Порядка Срок действия социального контракта составляет от 3 месяцев до 1 года, в том числе по направлению осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и ведение личного подсобного хозяйства - срок действия социального контракта не может превышать 1 года.
Из представленных в материалы дела документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ УСЗН по городу Барнаулу и Б.В.В. заключен социальный контракт ***. Срок действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предметом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является реализация мероприятий Б.В.В. по осуществлению предпринимательской деятельности, предусмотренных программой социальной адаптации.
На основании решения *** от ДД.ММ.ГГГГ ответчику назначена единовременная выплата в размере 250 000 рублей 00 копеек, данная сумма зачислена на банковский счет Б.В.В.
Ответчик в ходе рассмотрения дела не оспаривал факт получения единовременной выплаты в размере 250 000 рублей 00 копеек.
Согласно п.1.2 социального контракта конечным результатом с целью оценки эффективности реализации программы социальной адаптации по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности является:
- регистрация гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
В соответствии с п. 2.4 социального контракта Б.В.В. обязан встать на учет в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально - производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 % от назначаемой выплаты), необходимые для осуществления деятельности, и представить в Управление подтверждающие документы, а в случае несоблюдения условий социального контракта возместить Управлению денежные средства, полученные неправомерно в течение 30 дней.
Б.В.В. предоставлены сведения о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Согласно п. 28 Порядка основаниями для расторжения социального контракта с заявителем и возвращения денежных средств управлению в полном объеме являются случаи: предоставления неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полного или частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевого использования денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта.
В течение последнего месяца действия социального контракта управление подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта. (пункт 29 порядка).
В соответствии с п. 30 Порядка в течение четвертого месяца после месяца окончания срока действия социального контракта управление подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя:
сведения о доходах гражданина (семьи гражданина) за 3 месяца, следующих за месяцем окончания срока действия социального контракта, которые представляет гражданин, и их сравнение со сведениями о доходах, представленных гражданином при подаче заявления об оказании материальной помощи на основании социального контракта;
оценку условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончании срока действия социального контракта;
анализ целесообразности заключения нового социального контракта. Отчет предоставляется управлениями в Минсоцзащиту Алтайского края ежемесячно.
Согласно абзацу 8 п.2.4 социального контракта заявитель обязан возместить Управлению денежные средства, полученные неправомерно в течение 30 дней со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 3.4 контракта.
Согласно п. 3.4 социального контракта основаниями для расторжения социального контракта с Заявителем и возвращением денежных средств Управлению в полном объеме являются случаи: предоставления неполной или недостоверной информации о составе и (или) доходах семьи заявителя; полного или частичного неисполнения программы социальной адаптации заявителем без уважительных причин; нецелевого использования денежных средств, полученных заявителем в рамках социального контракта.
Заключением межведомственной комиссии при КГКУ УСЗН по городу Барнаулу о прекращении срока действия социального контракта либо продлении срока действия социального контракта принято решение о прекращении срока действия социального контракта с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что, что среднедушевой доход семьи на момент окончания социального контракта (4 311,86 рублей) понизился по сравнению с доходом на момент заключения социального контракта (9 997,30 рублей), а также заявитель предоставил чеки, подтверждающие целевое расходование денежной выплаты.
ДД.ММ.ГГГГ Б.В.В. представил чеки на приобретенное оборудование и материально-производственные запасы.
Из представленного отчета о целевом использовании денежных средств, следует, что КГКУ УСЗН по городу Барнаулу приняты чеки приобретенное оборудование и материально-производственные запасы на сумму 201 826 руб.. Выделенные денежные средства израсходованы не полностью, не представлены отчетные документы на сумму 48 175 руб. Из таблицы сверки приобретенного оборудования и материальных средств следует, что КГКУ УСЗН по городу Барнаулу не приняты для отчета чеки на общую сумму 143 712 рублей. В отчете отсутствует подпись Б.В.В. о согласии с отчетом.
Вместе с тем, из ответа КГКУ УСЗН по городу Барнаулу от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Б.В.В. следует, что по отчетности целевого использования денежных средств сообщаем, что Ваши чеки приняты частично на 244 326 руб. Чеки *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ, ***.1545.203 от ДД.ММ.ГГГГ, *** от ДД.ММ.ГГГГ не принимаются, так как не соответствуют одобренной смете. Также не принимаются позиции Пакет услуг «Сити Максимальный», Пакет услуг «Сити базовый», установка офисного пакета «Сити Стандарт», Диван офисный черный. Вам необходимо предоставить в управление недостающие чеки на сумму 5674 руб. Для решения вопроса по продлению срока действия социального контракта, Б.В.В. предложено подойти в управление по адресу г. <адрес>
Впоследствии истцом был произведен перерасчет зачтенных сумм, из которого следует, что во внимание приняты только чеки на сумму 201 826 руб.
Согласно отчета об оценке эффективности социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ социальный контракт признан неэффективным. Не представлен полный отчет о целевом расходовании денежных средств, не представил доходы на оценку эффективности.
Ответчику направлено требование *** о добровольном возврате суммы, в связи с не предоставлением отчетных документов о целевом расходовании денежной выплаты, согласно п. 2.4 социального контракта.
Между тем, из материалов дела не следует, что ответчик был ознакомлен с программой социальной адаптации, в связи с чем доводы истца о невозможности принятия вышеуказанных чеков являются необоснованными.
Кроме того, представленные стороной истца чеки подтверждают факт несения расходов на сумму более 250 000 руб.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, так как КГКУ УСЗН по городу Барнаулу не представлены доказательства, что Б.В.В. был ознакомлен с отчетом о целевом использовании денежных средств, и что знал, о том, что часть приобретенного им оборудовании и товаров ему необходимо представить ещё чеки. В силу вышеприведенных норм и условий договора основания для возврата денежных средств в размере 250 000 руб. отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░" ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 24 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░, ░░░░░ |
░.░. ░░░░░░ |
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24.07.2023 ░░░░ |
|
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-2623/2023 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ |
|
░░░░░░░░░ |
░.░. ░░░░░░░ |