16РћS0000-01-2019-000535-10
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
город Казань 19 августа 2019 года
Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан РІ составе председательствующего - СЃСѓРґСЊРё Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан Каминского Р.РЎ.,
при секретаре судебного заседания Галиуллиной Л.Р.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Серова Алексея Александровича к территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан «О регистрации Деляна Артура Маркосовича кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по Чуйковскому одномандатному избирательному округу № 8» от 2 августа 2019 года № 95/1,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 5 июня 2019 года № 2868-V ГС на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва. Данное постановление было опубликовано в газете «Республика Татарстан» № 80 (28654) 7 июня 2019 года.
7 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан принято постановление в„– 59/419, которым полномочия РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Р§СѓР№РєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ одномандатного избирательного РѕРєСЂСѓРіР° в„– 8 РїРѕ выборам депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва возложены РЅР° территориальную избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ (далее - РўРРљ) РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани Республики Татарстан.
Решением РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 2 августа 2019 РіРѕРґР° в„– 95/1 Делян Рђ.Рњ., выдвинутый РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом РІ депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва РїРѕ Р§СѓР№РєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 8.
Зарегистрированный РїРѕ тому Р¶Рµ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ кандидат РІ депутаты, выдвинутый Татарстанским региональным отделением политической партии «КОММУНРРЎРўРЧЕСКАЯ РџРђР РўРРЇ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРРВ», Серов Рђ.Рђ. обратился РІ Верховный РЎСѓРґ Республики Татарстан СЃ административным исковым заявлением Рѕ признании незаконной Рё отмене регистрации кандидата РІ депутаты Деляна Рђ.Рњ., ссылаясь РЅР° допущенные избирательной комиссией Рё кандидатом нарушения избирательного законодательства.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец сослался РЅР° то, что РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани РЅРµ провела проверку представленных Деляном Рђ.Рњ. для регистрации кандидатом РІ депутаты документов, очевидные нарушения РЅРµ учла.
На стадии принятия административного искового заявления к производству суда Серов А.А. в дополнении к административному иску указал, что сданные Деляном А.М. в избирательную комиссию документы не соответствуют требованиям избирательного законодательства, при этом конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания оспариваемого решения незаконным, не привел.
В судебном заседании Серов А.А. и его представитель Кузин К.А. заявленные требования поддержали.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ судебном заседании 19 августа 2019 РіРѕРґР°, то есть СѓР¶Рµ Р·Р° пределами десятидневного СЃСЂРѕРєР° обжалования решения РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 2 августа 2019 РіРѕРґР° в„– 95/1, административный РёСЃРє был дополнен новым основанием для признания незаконным Рё отмены оспариваемого решения избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Серов Рђ.Рђ. указал, что Делян Рђ.Рњ. РЅРµ представил РІ избирательную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РєРѕРїРёСЋ документа, подтверждающего сведения Рѕ профессиональном образовании кандидата; сведения трудовой РєРЅРёР¶РєРё или выписку РёР· трудовой РєРЅРёР¶РєРё, либо справку СЃ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ места работы или РёРЅРѕР№ документ, подтверждающий сведения РѕР± РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј месте работы или службы, Рѕ занимаемой должности, либо документ, подтверждающий сведения Рѕ СЂРѕРґРµ занятий кандидата. Представленные Деляном Рђ.Рњ. документы РІ подтверждение указанных обстоятельств, являются недействительными.
Представитель РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани Мустафина Р“.РЎ. заявленным требованиям возражала.
Делян А.М. надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что оно принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного закона, иных требований, предусмотренных этим федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);
наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона (подпункт «в1»);
отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также сведений, предусмотренных пунктом 31) статьи33 Федерального закона, иным законом (подпункт «в2»).
Аналогичные РЅРѕСЂРјС‹ содержатся РІ пунктах 3 – 5 части 6 статьи 47 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан.
Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 названного закона (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Такое Р¶Рµ предписание содержится РІ части 7 статьи 421 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан, которым РІ статье 43 установлено, что РІ поддержку выдвижения СЃРїРёСЃРєРѕРІ кандидатов РјРѕРіСѓС‚ собираться РїРѕРґРїРёСЃРё избирателей (часть 1). РќР° выборах депутатов Государственного Совета количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого РїРѕ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ, составляет 3 процента РѕС‚ числа избирателей, зарегистрированных РЅР° территории соответствующего избирательного РѕРєСЂСѓРіР°, указанного РІ схеме одномандатных избирательных РѕРєСЂСѓРіРѕРІ, РЅРѕ РЅРµ может составлять менее 60 подписей (часть 4).
Статья 46 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан устанавливает, что избирательная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ, осуществляющая регистрацию соответствующих кандидатов, проверяет соблюдение требований федерального закона, настоящего Кодекса РїСЂРё выдвижении каждого кандидата (часть 1).
В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (часть 2).
По решению соответствующей избирательной комиссии проверке могут подлежать все представленные подписи избирателей или часть этих подписей (часть 10).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан от 7 июня 2019 года № 59/423 определено, что по одномандатному избирательному округу № 8 минимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата, составляет 1631 подпись, максимальное количество - 1794 подписей, проверке подлежат все подписи избирателей.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Деляном Рђ.Рњ. 27 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° обратился РІ РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани СЃ заявлением Рѕ согласии баллотироваться кандидатом РІ депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва РїРѕ Р§СѓР№РєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 8, предоставил РІСЃРµ предусмотренные статьями 39, 45 Рзбирательного кодекса Республики Татарстан документы, РІ том числе, РєРѕРїРёСЋ диплома РѕР± образовании, справку СЃ места работы РѕР± РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј месте работы.
24 июля 2019 РіРѕРґР° заинтересованным лицом представлены 6 папок СЃ 456 подписными листами, содержащими 1794 РїРѕРґРїРёСЃРё, РІСЃРµ РѕРЅРё были предметом проверки рабочей РіСЂСѓРїРїС‹ РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани.
По итогам проверки рабочей группы избирательной комиссии 85 подписей признаны недостоверными и/или недействительными, что составляет 4,7 % от общего числа представленных подписей избирателей.
РџСЂРё таком положении Сѓ РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани РЅРµ имелось правовых оснований для отказа Диляну Рђ.Рњ. РІ регистрации кандидатом РІ депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва РїРѕ Р§СѓР№РєРѕРІСЃРєРѕРјСѓ одномандатному избирательному РѕРєСЂСѓРіСѓ в„– 8.
Доводы административного истца об отсутствии в документах, представленных для уведомления о самовыдвижении и регистрации Деляном А.М. копии документа, подтверждающего сведения о профессиональном образовании кандидата, сведений об основном месте работы, занимаемой должности, роде занятий кандидата, не могут являться основанием для отмены решения о регистрации кандидата, поскольку были заявлены как дополнительное основание после возбуждения административного дела за пределами установленного частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пресекательного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований по таким основаниям.
Кандидат, заявляя требования об отмене решения избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, намерен исключить его из избирательного процесса, то есть фактически оспаривает право другого участника избирательного процесса принять участие в выборах, следовательно, конкретные фактические обстоятельства, являющиеся, по мнению административного истца, основаниями для признания названного решения незаконным, должны содержаться в административном исковом заявлении, поданном в срок, установленный федеральным законодателем исходя из сокращенных сроков административного судопроизводства по делам о защите избирательных прав в целях обеспечения установленных федеральными и региональными законами гарантий реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации. Оценка решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть осуществлена судом в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при условии указания в административном исковом заявлении, поданном в суд с соблюдением процессуального срока, конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства, являющихся основанием отмены этого решения комиссии.
Таким образом, оспариваемое постановление РўРРљ РќРѕРІРѕ-Савиновского района РіРѕСЂРѕРґР° Казани является законным Рё обоснованным, оснований для его отмены РЅРµ имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
Р Р• РЁ Р Р›:
в удовлетворении административного искового заявления Серова Алексея Александровича к территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан «О регистрации Деляна Артура Маркосовича кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по Чуйковскому одномандатному избирательному округу № 8» от 2 августа 2019 года № 95/1 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. КаминскийСправка: решение принято СЃСѓРґРѕРј РІ окончательной форме 20 августа 2019 РіРѕРґР°.
РЎСѓРґСЊСЏ Р.РЎ. Каминский